— Это из-за Саула и его кровавого дома. Это из-за того, что он предал смерти гаваонитян.[75]
— Что мне сделать для вас? Чем возместить вам, чтобы вы благословили наследие Господа?
— Нам не нужно ни серебра, ни золота от Саула или его семьи, и мы не хотим предавать смерти кого-нибудь в Израиле.
— Что же вы хотите, чтобы я сделал для вас? — спросил Давид.
— Что до человека, который уничтожал нас и замышлял погубить нас, чтобы нам не было места в землях Израиля,
И царь сказал:
— Я выдам их вам.
— Никогда больше ты не выйдешь с нами в бой, чтобы не погас светильник Израиля.
Стих 17
Здесь кто-то мог бы сказать, что священникам Господа следует избегать столь очевидных опасностей, дабы спасти себя для пользы Церкви до более спокойных времен. И так поступать правильно для некоторых, в то время как нет недостатка в других для совершения церковной службы, и она не остановлена вообще. И так поступил Афанасий Александрийский, о котором я уже сказал ранее.
Ибо Вселенская Церковь знала, насколько необходимо, насколько на благо Церкви послужило сохранение жизни сему выдающемуся мужу, который своей любовью и словом своим защитил её от ереси ариан.
Но когда опасность нависла над всеми, то более всего следует бояться и избегать того, чтобы спасение священника не вызвало того мнения, что он поступает так из страха смерти, а не из намерения оказать помощь Церкви в дальнейшем. И когда от его спасения можно ожидать более вреда, нежели возможной грядущей пользы, так ни в коем случае поступать не следует.
И вот святой Давид, дабы не подвергнуться опасности сражения — возможной гибели, как здесь о том сказано, чтобы не угас светильник Израиля, — не сам он принял это решение, но внял увещеваниям от ближних своих. В противном случае он нашел бы себе многих подражателей в малодушии, которые бы полагали, что он поступил так не из соображений пользы для других, а в силу собственного смятения и ужаса.
Послания. Сl. 0262, 228.57.10.492.7.