3 Царств 12 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Ровоам пошел в Шехем, потому что там собрались все израильтяне, чтобы сделать его царем.
2 Когда об этом услышал Иеровоам, сын Навата (а он всё ещё оставался в Египте, куда бежал от царя Соломона), он возвратился из Египта[72].
3 За Иеровоамом послали, и вместе со всей общиной израильтян он пришёл к Ровоаму. Они сказали ему:
4 — Твой отец придавил нас тяжелым ярмом, но теперь ты облегчи нам непосильный труд и тяжкое иго, которое он на нас возложил, и мы будем тебе служить.
5 Ровоам ответил:
— Уйдите, а через три дня возвращайтесь ко мне.
И народ ушел.
6 А царь Ровоам стал советоваться со старейшинами, которые служили его отцу Соломону, пока тот был жив.
— Как вы посоветуете мне ответить этому народу? — спросил он.
7 Они ответили:
— Если сегодня ты станешь слугой этому народу, послужишь им и дашь им добрый ответ, они всегда будут твоими слугами.
8 Но Ровоам отверг совет, который дали ему старейшины, и стал советоваться с юношами, которые выросли вместе с ним и служили ему.
9 Он спросил их:
— Каков будет ваш совет? Как нам ответить этому народу, который говорит мне: «Облегчи ярмо, которое возложил на нас твой отец»?
10 Юноши, которые выросли вместе с ним, ответили:
— Этому народу, который говорил тебе: «Твой отец придавил нас тяжким ярмом, но ты облегчи нам его», скажи: «Мой мизинец толще, чем бедра моего отца.
11 Мой отец возложил на вас тяжкое ярмо, а я сделаю его ещё тяжелее. Мой отец наказывал вас плетьми, а я буду наказывать вас скорпионами[73]».
12 Три дня спустя Иеровоам и весь народ вернулись к Ровоаму, как царь и велел им, сказав: «Возвращайтесь ко мне через три дня».
13 Царь ответил народу сурово. Отвергнув совет, который дали ему старейшины,
14 он последовал совету юношей и сказал:
— Мой отец придавил вас тяжким ярмом, а я сделаю его ещё тяжелее. Мой отец наказывал вас плетьми, а я буду наказывать вас скорпионами. —
15 Так царь не послушал народа, потому что это было от Господа, чтобы исполнилось слово, которое Господь сказал Иеровоаму, сыну Навата, через Ахию из Шило.
16 Все израильтяне увидели, что царь отказывается их слушать, и ответили царю:
— Что за доля у нас в Давиде, что за часть в Иессеевом сыне? Разойдись по своим шатрам, Израиль! Пусть дом Давида правит своим собственным родом!
И израильтяне разошлись по домам.
17 Только теми, кто жил в городах Иудеи, по-прежнему правил Ровоам.
18 Царь Ровоам послал Адонирама[74], надсмотрщика за подневольными рабочими, но израильтяне забили его камнями до смерти. Однако царю Ровоаму удалось вскочить в колесницу и спастись в Иерусалиме.
19 С тех пор и до сегодняшнего дня Израиль в мятеже против дома Давида.
20 Услышав, что Иеровоам возвратился, израильтяне послали за ним, позвали его в собрание и сделали царем над всем Израилем. Лишь род Иуды сохранил верность дому Давида.
21 Прибыв в Иерусалим, Ровоам собрал весь дом Иуды и род Вениамина — 180 000 лучших воинов, — чтобы воевать с домом Израиля и вернуть царство Ровоаму, сыну Соломона.
22 Но Шемае, Божьему человеку, было от Бога такое слово:
23 «Скажи Ровоаму, сыну Соломона, царю Иудеи, всему дому Иуды и Вениамина и остальному народу:
24 „Так говорит Господь: «Не ходите воевать со своими братьями израильтянами. Ступайте все по домам, потому что это произошло по Моей воле»“».
Они послушались слова Господа и, по Его слову, вернулись домой.
25 Иеровоам укрепил Шехем в нагорьях Ефрема и жил там. Выйдя оттуда, он отстроил Пениэл[75].
26 Иеровоам думал: «Царство может вернуться к дому Давида.
27 Если народ будет ходить приносить жертвы в дом Господа в Иерусалим, то сердца их обратятся к господину своему, Ровоаму, царю Иудеи. Они убьют меня и вернутся к Ровоаму, царю Иудеи».
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: «Хватит вам ходить в Иерусалим. Вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из Египта».
29 Одного он поставил в Вефиле, а другого в Дане.
30 Это привело к греху, потому что народ стал ходить к одному из них, даже в Дан.
31 Иеровоам построил святилища на возвышенностях и поставил священников из народа, которые не были левитами.
32 Он установил праздник на пятнадцатый день восьмого месяца, как тот, что справляли в Иудее,[76] и приносил жертвы на жертвеннике в Вефиле — жертвы тельцам, которых он сделал. Там же он назначил жрецов для святилищ на возвышенностях, которые он сделал.
33 На пятнадцатый день восьмого месяца, который он выбрал самовольно, установив праздник для израильтян, он подошел к жертвеннику, построенному им в Вефиле, чтобы возжечь благовония.

Толкования Августина

Стих 15

Кто только не содрогнется при мысли о приговорах суда Бога, Который вершит их в сердцах даже злых людей по воле Своей, воздавая каждому согласно его достоинству? Сын Соломона Ровоам отверг здравый и спасительный совет старцев, с которым те к нему обратились, не обращаться со своим народом жестоко, но удовольствовался словами сверстников своих. И он с угрозами обратился к тем, к кому должен был говорить ласково. И как же иначе случилось это, если только не по собственной его воле? И вследствие этого десять колен Израиля отложились от него и взяли себе другого царя с тем, чтобы воля Господа, который был разгневан, свершилась. И ведь Сам Господь предсказал грядущую беду. И о чем же ином говорит нам Писание? И не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось слово Его, которое изрек Господь чрез Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову. Ибо всё сие со всей очевидностью свершилось через волю человеческую, и все же во исполнение приговора суда Господа.

О благодати и свободе воли. Сl. 0352, 907.26.

Стих 24

И когда Ровоам хотел было войною достигнуть власти над отделившеюся частью, то народу было запрещено сражаться со своими братьями: Бог сказал через пророка, что это разделение — Его дело. Отсюда уяснилось, что в этом деле не было греха ни со стороны царя Израильского, ни со стороны народа, а было исполнение воли каравшего Бога. Узнав об этом, та и другая часть успокоилась, установив взаимный мир: ибо совершилось разделение не религии, а царства.

Источник: О граде Божием, 20.21

Стих 28

Воистину царь Израиля Иеровоам настолько потерял рассудок, что не верил в Бога, Который доказал истинность Своего обетования, дав ему царство. И в самом деле, он боялся, что если он войдет в храм Божий в Иерусалиме (в который согласно установлению закона Божия всем без исключения евреям было предписано приходить для совершения жертвоприношения), то как бы подданные его не увидели в том соблазна отложиться от него и восстановить правление выходца из царского рода Давида. И тогда он учредил идолослужение в царстве своем и с вызывающим вероломством преданный Господу народ Божий обманом привел к почитанию идолов. И всё же Господь не оставил ни самого этого царя, ни его преемников и нечестивых подражателей, ни сам народ, обличая их через пророков. Не случайно именно в Израиле явились и прославились великие пророки и чудотворцы Илия и его ученик Елисей.

О граде Божьем. Cl. 0313, SL48.17.22.1.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [72] — Так в некот. древн. переводах (ср. 2Пар 10:2); в нормативном евр. тексте: жил в Египте.
11 [73] — Здесь это слово означает вид плети, удары которой были особо болезненными. Также в ст. 14.
18 [74] — Так в некот. рукописях одного из древн. переводов (ср. также 3Цар 4:6; 3Цар 5:14); в нормативном евр. тексте: Адорам.
25 [75] — Евр. Пенуэ́л — вариант названия Пениэл. См. Быт 32:30, 31.
32 [76] — Иеровоам постановил отмечать праздник Шалашей, который справляли в пятнадцатый день седьмого месяца (см. сноску к 3Цар 8:2), ровно на один месяц позже.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.