3 Царств 13 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Когда Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы возжечь кадильные благовония, из земель Иудеи в Вефиль, по слову Господа, пришёл Божий человек.
2 Он крикнул жертвеннику по слову Господа:
— Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: «Родится дому Давида сын по имени Иосия. На тебе принесет он в жертву тех самых жрецов святилищ[77], которые возжигают на тебе благовония, и сожжет на тебе человеческие кости».[78]
3 В тот же день Божий человек дал знамение:
— Вот знамение того, что это возвестил Господь: этот жертвенник расколется, а пепел на нём будет рассыпан.
4 Услышав, что Божий человек прокричал жертвеннику Вефиля, царь Иеровоам протянул руку от жертвенника и сказал:
— Возьмите его!
Но рука, которую он протянул к тому человеку, иссохла, и он не мог повернуть её к себе.
5 А жертвенник раскололся, и пепел с него рассыпался согласно знамению, что Божий человек дал по слову Господа.
6 Тогда царь сказал Божьему человеку:
— Умилостиви Господа, твоего Бога, и помолись за меня, чтобы моя рука выздоровела.
Божий человек умилостивил Господа, и рука царя выздоровела и стала, как прежде.
7 Царь сказал Божьему человеку:
— Пойдем ко мне в дом, подкрепись, а я одарю тебя.
8 Но Божий человек ответил царю:
— Даже если бы ты давал мне половину твоего добра, я не пошел бы с тобой и не стал бы ни есть здесь хлеба, ни пить воды.
9 Ведь словом Господа мне было велено: «Не ешь хлеба, не пей воды и не возвращайся тем путем, по которому идешь».
10 И он пошел другой дорогой, чтобы не возвращаться тем путем, по которому пришёл в Вефиль.
11 А в Вефиле жил один старый пророк, сыновья которого пришли и рассказали[79] ему обо всем, что совершил там в тот день Божий человек. Они передали отцу и то, что он сказал царю.
12 Отец спросил их:
— Какой дорогой он пошел?
И сыновья показали ему, какой дорогой пошел Божий человек из земель Иудеи.
13 Он сказал сыновьям:
— Оседлайте мне осла.
Они оседлали ему осла, он сел на него
14 и поехал за Божьим человеком. Он нашел его сидящим под дубом и спросил:
— Ты ли Божий человек, который пришёл из земель Иудеи?
— Я, — ответил тот.
15 Тогда пророк сказал ему:
— Пойдем ко мне в дом, поешь.
16 Он сказал:
— Я не могу вернуться с тобой и не могу здесь ни есть хлеба, ни пить воды.
17 Словом Господа мне было сказано: «Не ешь там хлеба, не пей воды и не возвращайся тем путем, по которому идешь туда».
18 Старый пророк ответил:
— Я такой же пророк, как и ты. Ангел сказал мне по слову Господа: «Верни его к себе домой, чтобы он поел хлеба и попил воды». — (А это была ложь.)
19 И Божий человек возвратился с ним, ел и пил у него дома.
20 Пока они ещё сидели за столом, к старому пророку, который возвратил его, было слово Господа.
21 Он закричал Божьему человеку, который пришёл из земель Иудеи:
— Так говорит Господь: «Ты не послушался слова Господа и нарушил повеление, которое дал тебе Господь, твой Бог.
22 Ты вернулся, ел хлеб и пил воду там, где Он запретил тебе есть и пить. Поэтому твое тело не будет погребено в гробнице твоих отцов».
23 После того, как Божий человек поел и попил, пророк, который возвратил его, оседлал для него осла.
24 Тот уехал, но по дороге на него напал лев и убил его. Его тело лежало брошенным на дороге, а возле него стояли осел и лев.
25 Люди, что проходили мимо, увидели лежащее тело и льва, стоящего возле тела. Они пошли и рассказали об этом в том городе, где жил старый пророк.
26 Об этом услышал пророк, возвративший его с пути, и сказал:
— Это тот Божий человек, который не послушался слова Господа. Господь отдал его льву, который растерзал и умертвил его, как Господь и говорил ему Своим словом.
27 Пророк сказал сыновьям:
— Оседлайте мне осла.
И они сделали это.
28 Он вышел и нашел тело, лежавшее на дороге, возле которого стояли осел и лев. Лев же не съел тела и не растерзал осла.
29 Пророк поднял тело Божьего человека, положил его на осла и привез обратно в город, чтобы оплакать и похоронить его.
30 Он положил тело в свою гробницу и оплакивал его, восклицая:
— О, мой брат!
31 Похоронив его, он сказал сыновьям:
— Когда я умру, похороните меня в гробнице, где погребен Божий человек; положите мои кости рядом с его костями[80].
32 Ведь то, что он возвестил по слову Господа против жертвенника Вефиля и против всех святилищ на возвышенностях в городах Самарии, непременно исполнится.
33 Но даже после этого Иеровоам не переменил своего злого пути и снова назначил священников из народа для святилищ на возвышенностях. Он посвящал в жрецы для святилищ на возвышенностях любого, кто хотел.
34 Таков был грех дома Иеровоама, который привел его к падению и к искоренению с лица земли.

Толкования Августина

Стих 21

Но из любви сердца человеческого, по причине которой никто никогда не имел ненависти к своей плоти (29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, Еф 5:29), если люди узнают, что после их смерти будет отсутствовать что-то из частей их единого тела, требуемого торжественным обрядом погребения по обычаям их родины или народа, то опечалятся. Ведь люди перед смертью опасаются за свои тела, в том числе и в отношении того, что после их смерти уже не имеет на них никакого воздействия. В подтверждение сказанному мы найдем в Книге Царств упоминание о том, как Господь через одного пророка угрожает другому пророку, который не повиновался устам Господа, тем, что тело его не войдет в гробницу отцов его. Писание так сообщает нам об этом: Так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: «не ешь хлеба и не пей воды», тело твое не войдет в гробницу отцов твоих. Если мы задумаемся о тяжести сего наказания в свете слов евангельских, из которых явствует, что после смерти тела нет оснований опасаться страдания безжизненных его членов, то нам даже нет необходимости называть это наказанием. Однако, если мы примем во внимание благоговейное отношение человека к своей плоти, то поймем, насколько живой человек мог быть напуган и опечален такой участью, хотя бы мертвые члены его и не чувствовали. Ибо именно в такой мере хотел Господь наказать раба Своего, коль скоро не по своей строптивости тот пренебрег исполнением предостережения Господня, но по причине обмана со стороны другого человека ошибочно полагал себя послушным голосу Господа, хотя сам его ослушался [по человеческой доверчивости].

О надлежащей заботе об умерших. Сl. 0307, 7.9.634.9.

Стих 22

Если мы задумаемся о тяжести этого наказания в свете слов евангельских, из которых явствует, что после смерти тела нет оснований опасаться страдания безжизненных его членов, то нам даже нет необходимости называть это наказанием. Но если мы примем во внимание благоговейное отношение человека к своей плоти, то поймем, насколько живой человек мог быть напуган и опечален такой участью, хотя бы мертвые члены его и не чувствовали. Ибо именно в такой мере хотел Господь наказать раба Своего, коль скоро не по своей строптивости тот пренебрег исполнением предостережения Господня, но по причине обмана со стороны другого человека ошибочно полагал себя послушным голосу Господа, в то время как сам Его ослушался.

О надлежащей заботе за умерших

Стих 24

Не следует находить, что человека Божьего загрыз дикий зверь с тем, чтобы в наказание душа его была похищена тартаром, когда тот же самый лев, который был причиной его смерти, охранял его тело. И ведь даже вьючное животное, которое было с хозяином, бесстрашно продолжало стоять невредимым подле его мертвого тела в присутствии погубившего его ужасного хищного зверя. Этот удивительный образ из Писания открывает нам, что человек Божий скорее подвергся временному наказанию до своей смерти хотя бы и ценой его жизни, нежели чем наказанию после смерти. Не по этому ли поводу апостол Павел после упоминания об определенных немощах и болезнях и смертях многих говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. 1Кор 11:31−32).

Источник: О надлежащей заботе за умерших

Стих 28

См. комм. к 24 И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. 3Цар 13:24

Стих 29

Весьма здраво рассудил обманщик человека Божия. Он позаботился похоронить его с почестями в своей усыпальнице, а также распорядился и себя похоронить подле костей человека Божия в надежде уберечь свои собственные кости в то время по пророчеству человека Божия, когда Иосия, царь иудейский, раскопает кости многих из мертвых и осквернит возведенные перед статуями идолов кощунственные алтари. Иосия пощадил эту могилу, в которой лежал пророк, предсказавший более трехсот лет тому назад описываемые события. И только ради него не было разорено место захоронения того человека, который обманул человека Божия. Из чувства благоговения перед собственным телом он позаботился о своих останках, убив свою душу обманом. Отсюда следует, что ему послужило истинным наказанием узнать о том, что он не будет захоронен в могиле своих отцов, ибо каждый питает естественную привязанность к своей плоти. Поэтому он позаботился о том, чтобы его кости сохранились благодаря захоронению их рядом с останками того, чью могилу никто не потревожит.

О надлежащей заботе об умерших. Cl. 0307, 7.9.636.4.

Стих 30

Предусмотрительно позаботился обманщик человека Божия захоронить его с почестями в своей усыпальнице. Он же распорядился и себя похоронить подле костей человека Божия в надежде уберечь свои собственные кости в то время, по пророчеству человека Божия, когда Иосия, царь иудейский, раскопает кости многих из мертвых и осквернит кощунственные алтари, возведенные перед статуями идолов. Он пощадил эту могилу, в которой лежал пророк, предсказавший более трёхсот лет тому назад описываемые события. И только ради него не было разорено место захоронения того человека, который его обманул. Из чувства благоговения перед собственным телом он позаботился о своих останках, убив душу свою обманом. Отсюда следует, что ему послужило истинным наказанием узнать о том, что он не будет захоронен в могиле своих отцов, ибо каждый питает естественную привязанность к своей плоти. Поэтому он позаботился о том, чтобы его кости сохранились благодаря захоронению их подле того, чью могилу никто не потревожит.

О надлежащей заботе за умерших

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [77] — Букв.: возвышенностей.
2 [78] — См. 4Цар 23:15-20.
11 [79] — Так в ряде древн. переводов; в нормативном евр. тексте: сын которого пришел и рассказал.
31 [80] — В некот. рукописях присутствуют слова: чтобы мои кости сохранились с его костями.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.