— Разве вы не знаете, что Рамот Галаадский принадлежит нам, а мы и не пытаемся забрать его у царя Арама?
— Пойдешь ли ты со мной воевать за Рамот Галаадский?
Иосафат ответил царю Израиля:
— Как ты, так и я, мой народ — твой народ, мои кони — твои кони.
— Спроси сперва совета у Господа.
— Идти ли мне войной на Рамот Галаадский или нет?
— Иди, — ответили они. — Владыка отдаст его в руки царя.
— Разве нет здесь ещё пророка Господа, которого мы могли бы спросить?
— Есть ещё один человек, через которого мы можем вопросить Господа, но я ненавижу его, потому что он никогда не пророчествует обо мне ничего доброго, а только плохое. Это Михей, сын Имлы.
— Царю не следует так говорить, — сказал Иосафат.
— Немедленно приведи Михея, сына Имлы!
— Так говорит Господь: «Ими ты будешь бодать арамеев, пока они не будут истреблены».
— Иди на Рамот Галаадский и будь победителем; Господь отдаст его в руки царя.
— Слушай, все остальные пророки, как один, предсказывают царю успех. Пусть твое слово будет согласно с их словами, и говори благоприятно.
— Верно, как и то, что жив Господь, я скажу ему лишь то, что скажет мне Господь.
— Михей! Идти ли нам воевать с Рамотом Галаадским или нет?
— Иди конечно и будь победителем, — ответил он. — Господь обязательно отдаст его в руки царя.
— Сколько раз мне заставить тебя поклясться, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа?
— Я видел весь Израиль рассеянным по горам, как овцы без пастуха, и Господь сказал: «У них нет господина. Пусть каждый возвращается с миром домой».
— Разве я не говорил тебе, что он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего, одно лишь плохое?
— Итак, выслушай слово Господа. Я видел Господа сидящим на Своем престоле, со всем небесным воинством, стоявшим справа и слева от Него.
Один предлагал одно, другой другое,
— Как это Дух Господа перешел от меня к тебе, чтобы говорить с тобой? — спросил он.
— Ты узнаешь это в тот день, когда будешь прятаться во внутренней комнате.
— Возьмите Михея и отправьте его обратно к Амону, правителю города, и к Иоашу, сыну царя,
— Если ты благополучно вернешься, значит, Господь не говорил через меня.
И ещё он сказал:
— Пусть все услышат это!
— Я вступлю в сражение переодетым, но ты носи свои царские одежды. — Царь Израиля переоделся и вступил в сражение.
— Не сражайтесь ни с кем, ни с малым, ни с великим, кроме царя Израиля.
И они повернули, чтобы напасть на него, но когда Иосафат закричал,
— Разворачивайся и вывези меня из боя! Я ранен.
— Пусть каждый человек возвращается в свой город, каждый — в свою землю!
— Пусть мои люди плавают вместе с твоими.
Но Иосафат не захотел.
Стих 20
См. комм. к 21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 3Цар 22:21
Стих 21
О духе лжи, посланном обмануть Ахава
А о духе лжи, которым обманут был Ахав, мы думаем то, что, как я полагаю, уже достаточно и вполне ясно разобрано выше (См. комм. к 14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. 1Цар 16:14, 23 И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме. 1Цар 19:23), а именно что всемогущий и праведный Бог, заслуженно распределяющий награды и наказания, не только добрыми и святыми слугами пользуется для приличествующих им дел, но использует также и злых для дел, достойных их; в то время как они стремятся нанести кому-либо вред по своему извращенному желанию, это дозволяется им лишь настолько, насколько считает подобное необходимым Тот, Кто «все расположил мерою, числом и весом» (21 Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей; но Ты все расположил мерою, числом и весом. Прем 11:21). А пророк Михей рассказал об этом так, как это было ему явлено. Ибо нечто сокровенное и весьма тайное показывается пророкам так, как может вместить это [их] человеческое чувство, когда в откровении даже образы вещей наставляют его, как слова. Ведь каким образом делает это Бог, везде присутствующий и притом присутствующий везде целиком и всегда; и каким образом осведомлены о Его простой, неизменной и вечной истине святые ангелы и все созданные тем же Богом высшие и чистейшие духи, и как они то, что видят вечно справедливым в Нем, осуществляют во времени с целью устроения низших вещей; каким образом также падшие духи, не устоявшие в истине, из-за нечистоты и немощи своих похотей и наложенных на них наказаний будучи не в силах созерцать и познавать присутствующую внутри истину, ожидают знаков извне, от некого творения, и ими побуждаются или делать нечто, или чего-то не делать; и каким образом вынуждаются они управляющим вселенной вечным законом, будучи побеждены и связаны, ожидать дозволения Божия или повиноваться повелению Его, — это и постичь трудно, и объяснять слишком долго.
О различных вопросах. Книга вторая (В которой разбираются прочие пять или шесть вопросов, предложенных из книги Царств)
Стих 22
См. комм. к 21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 3Цар 22:21
Стих 23
См. комм. к 21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 3Цар 22:21