4 Царств 2 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 В то время, когда Господь захотел вознести Илию на небо в вихре, Илия и Елисей шли из Гилгала.
2 Илия сказал Елисею:
— Прошу, останься здесь; Господь посылает меня в Вефиль.
Но Елисей сказал:
— Верно, как и то, что жив Господь и жив ты сам — я не оставлю тебя!
И они пошли в Вефиль.
3 Ученики пророков[4] из Вефиля вышли к Елисею и спросили:
— Знаешь ли ты, что Господь возьмет от тебя сегодня твоего господина?
— Знаю, — ответил он. — Молчите.
4 Илия сказал ему:
— Елисей, прошу, останься здесь; Господь посылает меня в Иерихон.
Он ответил:
— Верно, как и то, что жив Господь и жив ты сам — я не оставлю тебя!
И они пошли в Иерихон.
5 Ученики пророков из Иерихона подошли к Елисею и спросили его:
— Знаешь ли ты, что сегодня Господь возьмет от тебя твоего господина?
— Знаю, — ответил он. — Молчите.
6 Илия сказал ему:
— Прошу, останься здесь; Господь посылает меня к Иордану.
Он ответил:
— Верно, как и то, что жив Господь и жив ты сам — я не оставлю тебя!
И они вместе пошли дальше.
7 Пятьдесят человек из учеников пророческих пришли и встали поодаль напротив них, когда оба они остановились у Иордана.
8 Илия снял плащ, скатал его и ударил им по воде. Вода разомкнулась вправо и влево, и они оба переправились по сухой земле.
9 После того, как они переправились, Илия сказал Елисею:
— Скажи, что мне для тебя сделать, прежде чем я буду взят от тебя?
— Дай мне унаследовать твой дух в двойной мере, — ответил Елисей.
10 — Трудного просишь, — сказал Илия. — Если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то случится по-твоему, а если нет, то не случится.
11 Пока они ещё шли и разговаривали, внезапно явились огненная колесница и огненные кони, разлучили их, и Илия вознесся в вихре на небо.
12 Елисей смотрел на это и кричал:
— Отец мой! Отец мой! Колесница и конница Израиля!
А когда он уже не мог его видеть, то взялся за одежду и разорвал её.
13 Он подобрал плащ, который упал с Илии, пошел назад и встал на берегу Иордана.
14 Он взял тот упавший плащ, ударил им по воде.
— Где сейчас Господь, Бог Илии? — сказал он. Вода разомкнулась вправо и влево, когда он ударил по ней, и он переправился через реку.
15 Ученики пророков из Иерихона, которые видели это, сказали:
— Дух Илии перешел на Елисея.
Они вышли ему навстречу и поклонились до земли.
16 — У твоих слуг есть пятьдесят крепких мужчин, — сказали они. — Позволь, они пойдут и поищут твоего господина. Может быть, Дух Господень подхватил его и бросил на одной из гор или в одной из долин?
— Нет, — ответил Елисей. — Не посылайте их.
17 Но они настаивали, пока он не сдался и не сказал:
— Пошлите их.
И они послали пятьдесят мужчин, которые искали три дня, но не нашли его.
18 Они вернулись к Елисею, который оставался в Иерихоне, и он сказал им:
— Разве я не говорил вам не ходить?
19 Жители города сказали Елисею:
— Господин, как ты видишь, этот город расположен хорошо, но вода тут плохая, и земля бесплодна.
20 — Принесите мне новую чашу, — сказал он, — и положите в неё соли.
Они принесли ему.
21 Он вышел к источнику и бросил в него соль, говоря:
— Так говорит Господь: «Я исцелил эту воду. Никогда впредь не будет от неё ни смерти, ни бесплодия».
22 И по сегодняшний день вода остается здоровой по слову, которое сказал Елисей.
23 Оттуда Елисей пошел в Вефиль. Пока он шёл по дороге, из города вышли мальчики, которые стали смеяться над ним:
— Возносись[5], лысый! — кричали они. — Возносись, лысый!
24 Он обернулся, посмотрел на них и проклял их во имя Господа. Тогда из леса вышли две медведицы и растерзали из них сорок два мальчика.
25 А он пошел к горе Кармил и оттуда вернулся в Самарию.

Толкования Августина

Стих 9

Тот, Кто повсюду есть, не во всех находит Себе обиталище, а также даже и среди тех, в которых обитает, Он присутствует не в равной мере. И отчего бы [в противном случае] тогда Елисей, говоря о Духе Божьем, просил у Илии о том, чтобы дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И на каком [ином] основании среди святых одни других превосходят в святости, если не принимать в расчет различную полноту пребывания в них Господа? Но как же в таком случае [может быть] истинно наше исходное утверждение о том, что Бог всецело присутствует повсюду, в то время как в одних Его присутствие полнее, а в других беднее? Здесь следует с полным вниманием отнестись к тому [факту], что наше утверждение о полноте всецелого присутствия Бога повсюду распространяется именно на присутствие Его в Себе Самом, а, следовательно, вовсе не в тех, из которых одни восприемлют Его [в себя] в большей, а иные в меньшей мере.

Послания. Cl. 0262,187.57.5.94.19.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [4] — Букв.: сыны пророков; так же в других местах книги.
23 [5] — Или: « Иди отсюда, лысый!»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.