1 Паралипоменон 11 глава

Первая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Все израильтяне собрались к Давиду в Хеврон и сказали:
— Мы — твоя плоть и кровь.
2 Даже прежде, когда нашим царем был Саул, ты водил израильтян в бой. И Господь, твой Бог, сказал тебе: «Ты будешь пасти Мой народ, Израиль, и станешь его правителем».
3 Когда все старейшины Израиля пришли к царю Давиду в Хеврон, он заключил с ними в Хевроне союз перед Господом, и они помазали[66] Давида в цари над Израилем, как и обещал через Самуила Господь.
4 Давид и все израильтяне пошли на Иерусалим (то есть Иевус). Иевусеи, жившие там,
5 сказали Давиду:
— Ты не войдешь сюда.
Но Давид захватил укрепление Сион, что ныне Город Давида.
6 Давид сказал:
— Кто ударит по иевусеям первым, станет главой войска.
Первым поднялся Иоав, сын Саруи, и получил командование.
7 Давид обосновался в укреплении, и потому оно стало называться Городом Давида.
8 Он обстроил его кругом от Милло[67] до окружной стены, а Иоав отстроил остальные части города.
9 Давид становился всё сильнее и сильнее, потому что с ним был Господь Сил.
10 Вот вожди воинов Давида, которые вместе со всем Израилем своей силой поддержали его в его царстве, чтобы воцарить его, как обещал Господь.
11 Вот список воинов Давида:
Иашовеам, сын Хахмония, который был главой троих[68]. Он сражался с копьем против трехсот человек и убил их в одной схватке.
12 После него в числе троих воинов был Элеазар, сын ахохитянина Додо.
13 Он был с Давидом в Пас-Даммиме[69], когда филистимляне собрались там для битвы. Там было поле, засеянное ячменем. Войско стало разбегаться перед филистимлянами,
14 но эти воины встали посреди поля, защитили его и перебили филистимлян, и Господь даровал им великую победу.
15 Трое из тридцати вождей пришли к Давиду к скале у пещеры Адуллам, когда войско филистимлян стояло лагерем в долине Рефаим.
16 Давид тогда был в укреплении, а войска филистимлян в Вифлееме.
17 Давида томила жажда, и он сказал:
— О, если бы кто-нибудь принес мне попить из колодца у вифлеемских ворот!
18 Тогда те трое пробились через филистимский лагерь, зачерпнули воды из колодца у вифлеемских ворот и принесли Давиду. Но он отказался пить и вылил воду как приношение Господу.
19 — Сохрани меня Бог сделать это! — сказал он. — Разве я стану пить кровь этих людей?! Ведь они принесли воду, рискуя своей жизнью! — И он не стал пить.
Такие подвиги совершили трое этих воинов.
20 Брат Иоава Авишай, был главой троих. Он с копьем сражался против трехсот человек, перебил их всех и прославился наравне с теми тремя.
21 Он был в большем почете,[70] чем те трое, и стал их вождем, хотя сам не был одним из них.
22 Беная, сын Иодая, был доблестным воином из Кавцеила, совершившим великие подвиги. Он сразил двух сильнейших воинов[71] из Моава. Ещё он спустился в ров в снежный день и убил там льва.
23 Он также сразил огромного египтянина, который был 5 локтей[72] ростом. У египтянина в руке было копье, большое, как ткацкий навой, а Беная вышел против него с палкой. Он вырвал копье из руки египтянина и убил его этим же копьем.
24 Таковы были подвиги Бенаи, сына Иодая. Он прославился наравне с теми тремя.
25 Он был знаменит среди тридцати, но славой с теми тремя не равнялся. Давид поставил его начальником своей стражи.
26 Могучими воинами были:
Асаил, брат Иоава,
Элханан, сын Додо из Вифлеема,
27 хародитянин[73] Шаммот,
пелонитянин Хелец,
28 Ира, сын Иккеша из Текоа,
Авиезер из Анатота,
29 хушатянин Сивхай,
ахохитянин Илай,
30 нетофитянин Магарай,
Хелед, сын Бааны нетофитянина,
31 Иттай, сын Рибая, из Гивы, что в земле Вениамина,
пирафонянин Беная,
32 Хурай с рек Гааша,
арбатитянин Авиил,
33 Азмавет из Бахарума,
шаалбонитянин Элияхба,
34 сыновья гизонитянина Гашема,
Ионафан, сын араритянина Шаге,
35 Ахиам, сын араритянина Сахара,
Элифал, сын Ура,
36 мехератитянин Хефер,
пелонитянин Ахия,
37 Хецрай из Кармила,
Наарай, сын Езбая,
38 Иоиль брат Нафана,
Мивхар, сын Гагрия,
39 аммонитянин Целек,
Нахарай из Беэрота, оруженосец Иоава, сына Саруи,
40 итриянин Ира,
итриянин Гарев,
41 хетт Урия,
Завад, сын Ахлая,
42 Адина, сын Шизы, из рода Рувима (он был вождем рувимитян, и с ним было тридцать воинов),
43 Ханан, сын Маахи,
митнитянин Иосафат,
44 аштератит Уззия,
Шама и Иеил, сыновья Хофама из Ароера,
45 Иедиаел, сын Шимрия,
его брат тициянин Иоха,
46 махавитянин Элиэл,
Иеривай и Иошавия, сыновья Элнаама,
моавитянин Ифма,
47 Элиэл, Овид и Иаасиил из Мецоваи.

Толкования Августина

Стих 9

Не стоит сомневаться в величии воли Бога, коль скоро Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (6 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах; Пс 134:6). Более того, Он сотворил Своей волей и грядущее. И не может воля человека воспрепятствовать Ему в осуществлении Его воли, тем более, принимая во внимание, что Сам Он при случае по Своему желанию распоряжается волей людей в осуществление Своей собственной. Так же и с Давидом, которого Господь поставил на царствие, и правление которого принесло великие плоды. И о нем прочтем: И преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним.

И вскоре затем говорится: И объял дух Амасая, главу тридцати, [и сказал он]: мир тебе Давид, и с тобою, сын Иессеев; мир тебе, и мир помощникам твоим; ибо помогает тебе Бог твой (18 И объял дух Амасая, главу тридцати, и сказал он: мир тебе Давид, и с тобою, сын Иессеев; мир тебе, и мир помощникам твоим; ибо помогает тебе Бог твой. Тогда принял их Давид и поставил их во главе войска. 1Пар 12:18). Разве мог Амасай противиться воле Божьей? Не скорее ли он исполняет волю Того, кто возымел действие в сердце его, облеченный в Духа Своего, дабы Амасай желал, говорил и поступал в соответствии с ним? И вновь Писание свидетельствует о том же, когда вскоре вслед за тем сообщает: Все эти воины, в строю, от полного сердца пришли в Хеврон воцарить Давида над всем Израилем (38 Все эти воины, в строю, от полного сердца пришли в Хеврон воцарить Давида над всем Израилем. Да и все прочие Израильтяне были единодушны, чтобы воцарить Давида. 1Пар 12:38). Очевидно, по своей воле они поставили царем Давида. Как можно этого не видеть? Кто станет отрицать это? И разве не от всей души и не по доброй своей воле поступили так, если поступили от полного сердца? И тем не менее, сие произвел в сердцах их Тот, Кто пишет Свою волю в сердцах людей. По этой причине сначала в Писании упоминается о том, что преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним. И тем самым Всемогущий Господь, бывший с Давидом, привел воинов для возведения последнего на царство. И каким же образом Он их привел? Связал ли какими-то оковами плотскими? Нет. Действуя изнутри, затронул их души, направил их сердца и так по воле их, Им Самим пробужденной, увлек их.

Вследствие сказанного отметим, что когда Господь желает поставить на земле царей, то в большей мере располагает властью над волей людей, нежели сами люди. Ибо кто же еще другой трудится над тем, чтобы дать человекам спасительное наставление, и производит исправление в сердце увещеваемого, чтобы тот мог достичь Царствия Небесного?

Об увещевании и благодати, Сl. 0353, 943.19.

Стих 17

Проследи за тем, как бы соблюдение Великого поста не превратилось из ограничения обычных пристрастий в погоню за новыми удовольствиями. Смотри, как бы вместо обычного вина не стал ты изыскивать взамен новых, более соблазнительных напитков, производимых из плодов иных, чем дарует запретная в эти дни виноградная лоза, и как бы не стал ты подбирать себе не мясных блюд, уделяя излишне пристальное внимание их разнообразию и вкусу. Ибо наслаждения, гоняться за которыми в иное время представляется нелепым, в означенный период некоторыми людьми всемерно преследуются, да так что само соблюдение сорокадневного поста превращается из обуздания обычных вожделений в удобный повод для удовлетворения новых прихотей. Братья, будьте же бдительны и позаботьтесь о том, чтобы вас не застали врасплох подобные наклонности. Умеренность — спутница поста. И так как пресыщение утробы предосудительно, следует также проявлять осторожность и в отношении всего разжигающего аппетит. И не разновидности человеческой пищи следует ненавидеть, но ублажение плоти обуздывать. Сам святой царь Давид однажды раскаялся в неуместной своей жажде [простой] воды.

Источник: Проповеди, Сl. 0284, 207. PL38.1043.48.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [66] — Посредством обряда помазания человек посвящался на определенное служение. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники.
8 [67] — Искусственная земляная платформа.
11 [68] — В других рукописях: тридцати полководцев. См. 2Цар 23:8.
13 [69] — Или: в Эфес-Даммиме. См. 1Цар 17:1.
21 [70] — Ср. 2Цар 23:19; смысл этого места в евр. тексте неясен.
22 [71] — Или: двух сыновей Ариила.
23 [72] — Около 2,3 метра ростом.
27 [73] — Ср. 2Цар 23:25; букв.: хароритянин.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.