— Мы — твоя плоть и кровь.
— Ты не войдешь сюда.
Но Давид захватил укрепление Сион, что ныне Город Давида.
— Кто ударит по иевусеям первым, станет главой войска.
Первым поднялся Иоав, сын Саруи, и получил командование.
Иашовеам, сын Хахмония, который был главой троих[68]. Он сражался с копьем против трехсот человек и убил их в одной схватке.
— О, если бы кто-нибудь принес мне попить из колодца у вифлеемских ворот!
Такие подвиги совершили трое этих воинов.
Асаил, брат Иоава,
Элханан, сын Додо из Вифлеема,
пелонитянин Хелец,
Авиезер из Анатота,
ахохитянин Илай,
Хелед, сын Бааны нетофитянина,
пирафонянин Беная,
арбатитянин Авиил,
шаалбонитянин Элияхба,
Ионафан, сын араритянина Шаге,
Элифал, сын Ура,
пелонитянин Ахия,
Наарай, сын Езбая,
Мивхар, сын Гагрия,
Нахарай из Беэрота, оруженосец Иоава, сына Саруи,
итриянин Гарев,
Завад, сын Ахлая,
митнитянин Иосафат,
Шама и Иеил, сыновья Хофама из Ароера,
его брат тициянин Иоха,
Иеривай и Иошавия, сыновья Элнаама,
моавитянин Ифма,
Стих 9
Не стоит сомневаться в величии воли Бога, коль скоро Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (6 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах; Пс 134:6). Более того, Он сотворил Своей волей и грядущее. И не может воля человека воспрепятствовать Ему в осуществлении Его воли, тем более, принимая во внимание, что Сам Он при случае по Своему желанию распоряжается волей людей в осуществление Своей собственной. Так же и с Давидом, которого Господь поставил на царствие, и правление которого принесло великие плоды. И о нем прочтем: И преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним.
И вскоре затем говорится: И объял дух Амасая, главу тридцати, [и сказал он]: мир тебе Давид, и с тобою, сын Иессеев; мир тебе, и мир помощникам твоим; ибо помогает тебе Бог твой (18 И объял дух Амасая, главу тридцати, и сказал он: мир тебе Давид, и с тобою, сын Иессеев; мир тебе, и мир помощникам твоим; ибо помогает тебе Бог твой. Тогда принял их Давид и поставил их во главе войска. 1Пар 12:18). Разве мог Амасай противиться воле Божьей? Не скорее ли он исполняет волю Того, кто возымел действие в сердце его, облеченный в Духа Своего, дабы Амасай желал, говорил и поступал в соответствии с ним? И вновь Писание свидетельствует о том же, когда вскоре вслед за тем сообщает: Все эти воины, в строю, от полного сердца пришли в Хеврон воцарить Давида над всем Израилем (38 Все эти воины, в строю, от полного сердца пришли в Хеврон воцарить Давида над всем Израилем. Да и все прочие Израильтяне были единодушны, чтобы воцарить Давида. 1Пар 12:38). Очевидно, по своей воле они поставили царем Давида. Как можно этого не видеть? Кто станет отрицать это? И разве не от всей души и не по доброй своей воле поступили так, если поступили от полного сердца? И тем не менее, сие произвел в сердцах их Тот, Кто пишет Свою волю в сердцах людей. По этой причине сначала в Писании упоминается о том, что преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним. И тем самым Всемогущий Господь, бывший с Давидом, привел воинов для возведения последнего на царство. И каким же образом Он их привел? Связал ли какими-то оковами плотскими? Нет. Действуя изнутри, затронул их души, направил их сердца и так по воле их, Им Самим пробужденной, увлек их.
Вследствие сказанного отметим, что когда Господь желает поставить на земле царей, то в большей мере располагает властью над волей людей, нежели сами люди. Ибо кто же еще другой трудится над тем, чтобы дать человекам спасительное наставление, и производит исправление в сердце увещеваемого, чтобы тот мог достичь Царствия Небесного?
Об увещевании и благодати, Сl. 0353, 943.19.
Стих 17
Проследи за тем, как бы соблюдение Великого поста не превратилось из ограничения обычных пристрастий в погоню за новыми удовольствиями. Смотри, как бы вместо обычного вина не стал ты изыскивать взамен новых, более соблазнительных напитков, производимых из плодов иных, чем дарует запретная в эти дни виноградная лоза, и как бы не стал ты подбирать себе не мясных блюд, уделяя излишне пристальное внимание их разнообразию и вкусу. Ибо наслаждения, гоняться за которыми в иное время представляется нелепым, в означенный период некоторыми людьми всемерно преследуются, да так что само соблюдение сорокадневного поста превращается из обуздания обычных вожделений в удобный повод для удовлетворения новых прихотей. Братья, будьте же бдительны и позаботьтесь о том, чтобы вас не застали врасплох подобные наклонности. Умеренность — спутница поста. И так как пресыщение утробы предосудительно, следует также проявлять осторожность и в отношении всего разжигающего аппетит. И не разновидности человеческой пищи следует ненавидеть, но ублажение плоти обуздывать. Сам святой царь Давид однажды раскаялся в неуместной своей жажде [простой] воды.
Источник: Проповеди, Сl. 0284, 207. PL38.1043.48.