— Царь, эти воины из Израиля не должны ходить с тобой, потому что Господь не с Израилем — ни с кем из этих ефремитов.
— А как же 100 талантов, которые я заплатил за израильских воинов?
Божий человек ответил:
— Господь может дать тебе гораздо больше.
— Зачем ты вопрошаешь богов этого народа, которые не смогли спасти свой народ от твоей руки?
— Разве мы назначали тебя царским советником? Замолчи сейчас же или будешь убит!
Тогда пророк замолчал, но потом сказал:
— Я знаю, что Бог решил погубить тебя за то, что ты сделал это и не послушал моего совета.
— Выходи, встретимся лицом к лицу!
— Ливанский чертополох как-то послал сказать ливанскому кедру: «Отдай свою дочь за моего сына». Но прошёл дикий ливанский зверь и вытоптал его.
Стих 16
Господь Всемогущий, у Которого нет неправды, производит действие Свое в сердцах человеческих и направляет волю людей таким образом, чтобы через них привести в исполнение Свою собственную волю. Что собственно означают следующие словачеловека Божия? обращенные к царю Амасии: Царь! пусть не идет с тобою войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами, со всеми сынами Ефрема. Но иди ты [один], делай дело, мужественно подвизайся на войне. [Иначе] повергнет тебя Бог пред лицем врага, ибо есть сила у Бога поддержать и повергнуть (7 Но человек Божий пришел к нему и сказал: царь! пусть не идет с тобою войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами, со всеми сынами Ефрема. 8 Но иди ты один, делай дело, мужественно подвизайся на войне. Иначе повергнет тебя Бог пред лицем врага, ибо есть сила у Бога поддержать и повергнуть. 2Пар 25:7−8).
И каким образом добродетель и сила Господня одним в войне приходят на помощь, придавая оным должную уверенность, а других обращают в бегство ниспосылаемым страхом и ужасом, если только Создатель всего по воле Своей на небесах и на земле не действует также и в сердцах людей? И вот мы читаем о том, что сказал царь Израиля Иоас своему посланнику к царю Амасии, желавшему воевать с ним. А среди прочего он также сказал: Сиди лучше у себя дома. К чему тебе затевать опасное дело? Падешь ты и Иудея с тобою (19 Ты говоришь: вот я побил Идумеян, — и вознеслось сердце твое до тщеславия. Сиди лучше у себя дома. К чему тебе затевать опасное дело? Падешь ты и Иудея с тобою. 2Пар 25:19). И поэтому-то Писание продолжает свое повествование словами: Но не послушался Амасия, так как от Бога [было] это, дабы предать их в руку [Иоаса] за то, что стали прибегать к богам Идумейским (20 Но не послушался Амасия, так как от Бога было это, дабы предать их в руку Иоаса за то, что стали прибегать к богам Идумейским. 2Пар 25:20). Вот как Господь, желая покарать [царя Амасию] за грех идолопоклонства, так подействовал на сердце грешника, вызвавшего Его справедливый гнев, что тот [несчастный] не внял здравому вразумлению, но [напротив], презрев его, пошел на войну, на которой его вместе с войском ожидало падение.
Источник: О благодати и свободе воли,Cl.0352,908.2
***
Не является ли грех также и наказанием за грех, как в случае, когда Амасия, царь Иуды, не захотел прислушаться к доброму совету Иоаса, царя Израиля, не начинать войну? Ведь вот как записано: Но не послушался Амасия, так как от Бога [было] это, дабы предать их в руку [Иоаса] за то, что стали прибегать к богам идумейским (20 Но не послушался Амасия, так как от Бога было это, дабы предать их в руку Иоаса за то, что стали прибегать к богам Идумейским. 2Пар 25:20).И еще много мы можем припомнить событий, ясно показывающих, что по тайному приговору Бога случается недуг души, утрачивающей способность слышать слова истины, что в свою очередь влечет за собой совершение греха; и тогда последующий грех выступает наказанием за грех, совершенный прежде [него]. Ибо доверять лжи и не доверять истине — в обоих случаях грех — грех, происходящий от слепоты сердца, наложенной на душу по тайному приговору праведного суда Господа в наказание за грех.
Против Юлиана,Сl. 0351,5.790.25