Исход 19 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 На третий месяц после ухода из Египта, в этот же день, израильтяне достигли Синайской пустыни.
2 Покинув Рефидим, они пришли в пустыню Синай, где Израиль остановился у подножия горы.
3 Моисей взошел к Богу. Господь обратился к нему с горы и сказал: «Скажи дому Иакова, народу Израиля:
4 „Вы видели, что Я сделал с Египтом и как Я нес вас на орлиных крыльях и привел к Себе.
5 Итак, если вы будете всецело повиноваться Мне и соблюдать завет Мой, то из всех народов лишь вы будете Моим драгоценным достоянием. Вся земля Моя,
6 но вы будете у Меня царством священников, святым народом“. Скажи это израильтянам».
7 Моисей спустился, позвал старейшин народа и передал им то, что ему повелел сказать Господь.
8 Народ ответил единогласно:
— Мы исполним всё, что сказал Господь.
Моисей передал их ответ Господу.
9 Господь сказал Моисею: «Я приду к тебе в густом облаке, чтобы народ услышал, как Я говорю с тобой и навсегда поверил тебе». Моисей передал Господу, что сказал народ.
10 Господь сказал Моисею: «Пойди к народу и освяти его сегодня и завтра. Пусть они выстирают одежду
11 и приготовятся к третьему дню, потому что тогда Господь сойдет на гору Синай у них на глазах.
12 Установи для народа границу вокруг горы и скажи им: „Остерегайтесь подниматься на гору и касаться её подножия. Всякий, кто коснется горы, непременно будет предан смерти.
13 Его забьют камнями или пронзят стрелами: его нельзя будет коснуться рукой. Человек ли то или животное — ему не жить“. Лишь когда протяжно протрубит рог, они могут подниматься на гору».
14 Спустившись к народу с горы, Моисей освятил его. Они выстирали одежду.
15 Он сказал народу:
— Приготовьтесь к третьему дню. Воздержитесь от близости с женщинами.
16 Утром третьего дня были гром и молния, густое облако над горой и громовой звук рога. Все, кто был в лагере, задрожали.
17 Моисей вывел народ из лагеря навстречу Богу, и они встали у подножия горы.
18 Гора Синай была застлана дымом, потому что Господь сошел на неё в огне. От неё поднимался дым, словно из печи. Вся гора сильно дрожала,[56]
19 а звук рога становился всё громче и громче. Моисей говорил, и Бог отвечал ему громовым голосом[57].
20 Господь сошел на вершину горы Синай и позвал туда Моисея. Когда Моисей поднялся,
21 Господь сказал ему:
— Сойди и предупреди народ, чтобы они не переступали границу, чтобы посмотреть на Господа, иначе многие из них умрут.
22 Даже священники, которые приближаются к Господу, должны освятить себя, иначе Господь покарает их.
23 Моисей сказал Господу:
— Народ не может подняться на гору Синай, ведь Ты Сам предупредил нас: «Установи границу вокруг горы и освяти её».
24 Господь ответил:
— Сойди и приведи с собой Аарона. Священники и народ пусть не переступают границу, чтобы подняться к Господу, иначе Он их покарает.
25 Моисей сошел к народу и передал всё это.

Толкования Августина

Стих 1

О пятидесяти днях сообщается и в Писании: не только в Евангелии, так как тогда сошел Святой Дух (14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: Деян 2:14) , но и в книгах Ветхого Завета. Ведь после того как они отпраздновали Пасху, убив агнца, отсчитываются те самые пятьдесят дней до того дня, когда на горе Синай слуге Божию Моисею был дан Закон, написанный перстом Божиим, а в Евангелии открыто говорится, что перст Божий обозначает Духа Святого (20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Лк 11:20).

Послания 55, CSEL 34.2:202

***

В Пятидесятницу, то есть на пятидесятый день после страдания и воскресения, Он, как и обещал, послал нам Святого Духа Утешителя (14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: Деян 2:14). Это будущее событие было обозначено еще в иудейской Пасхе, когда, на пятидесятый день после заклания агнца, Моисей получил на горе Закон, написанный перстом Божиим (18 И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх 31:18). Читайте Евангелие и найдите там Святого Духа, названного перстом Божиим (20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Лк 11:20) .

Источник: Против Фавста-манихея 32.12, CSEL 25:770

Стих 11

Они пришли в пустыню, где был дан Закон, и так говорит Писание: В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской (1 В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. Исх 19:1). Господь сказал Моисею, чтобы те, кто получит Закон, очистили себя на третий день, когда Закон должен был быть дан. Значит, в начале третьего месяца на третий день требуется очищение.

Проповеди, Сl. 0284, 272B.MiAgl.384.30.

Стих 12

В этом удивительном совпадении есть большое различие: там народу под угрозой страшного наказания запрещается подходить к месту, где дается Закон, здесь Святой Дух нашел на тех, кто был собран вместе, ожидая исполнения этого обещания (1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. Деян 2:1)

Источник: О духе и букве 17.29, CSEL 60:182.

Стих 16

Тогда был дан Закон, а именно на третий день третьего месяца. Итак, считай от четырнадцатого дня первого месяца, когда была Пасха, до третьего дня третьего месяца и получишь семнадцать дней первого месяца, тридцать дней — второго, три дня — третьего, что составляет пятьдесят дней.

Послания 55, CSEL 34.2:204

Иное толкование

Так же обычно Бог производит молнии и гром. Но так как на горе Синай они происходили необычным образом и те звуки были произнесены не как бессвязный шум, но так, что было ясно по вернейшим указаниям, что даются определенные знаки, то это и было чудом.

О Троице, Cl.0329,SL50.3.59.

Никто не может быть столь неразумным, чтобы верить, что дым, огонь, облака и туман и что бы то ни было подобного рода является сущностью Святого Духа или Слова Премудрости Божией, которая есть Христос? Что же касается Бога Отца, то даже ариане никогда не осмеливались думать подобным образом. Следовательно, все это было создано посредством творения, служащего Творцу, и было представлено сообразно Божественному устроению человеческим чувствам. Все же поскольку сказано, что Моисей взошел в облако, в котором был Бог, некоторые плотским образом считают, что, в то время как народ видел облако, Моисей внутри облака видел своими плотскими глазами Сына Божия, Которого обезумевшие еретики желают видеть в Его сущности.

О Троице,Cl.0329,SL50.2.15.

Стих 18

Звук этого голоса и голубь в телесном виде (22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:22) , и разделяющиеся языки, как бы огненные, которые почили на каждом из них (3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Деян 2:3) , так же, как и страшные события на горе Синай и как этот столп дыма днем, а пламени — ночью (21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Исх 13:21) , — все это имело свое собственное значение. Здесь надо особенно остерегаться, чтобы кому-нибудь не показалось, что природа Бога или Отца, или Сына, или Святого Духа является переменчивой и изменяемой. И пусть никто не смущается, что иногда обозначающая вещь получает имя обозначаемой. Было сказано, что Святой Дух в телесном виде, как голубь, сошел и остался на Нем; так и скала — Христос, ибо обозначает Христа (4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 1Кор 10:4)

Послания 169,CSEL 44:618

Примечания:

 
Новый русский перевод
18 [56] — Так в большинстве евр. рукописей; в некот. евр. рукописях: « Весь народ сильно дрожал».
19 [57] — Или: громом.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.