Исход 23 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Не разноси лживых слухов. Не помогай виновному, чтобы не быть свидетелем злонамеренным.
2 Не следуй за большинством, творя зло или извращая на суде правду,
3 и не потворствуй бедному в его тяжбе.
4 Если увидишь, что вол или осел твоего врага заблудились, то непременно верни их ему.
5 Если увидишь, что осел того, кто ненавидит тебя, упал под ношей, не оставляйте его так, непременно помоги ему.
6 Не лишай бедняков правосудия.
7 Не обвиняй ложно, не казни невиновного и праведного: Я не прощу такого злодеяния.
8 Не бери взятки, потому что взятка ослепляет зрячих и искажает слова праведников.
9 Не угнетай поселенцев. Вы сами знаете, каково поселенцам, потому что были ими в Египте.
10 Шесть лет засевай поля и собирай урожай,
11 а на седьмой год пусть земля отдыхает под паром. Тогда бедняки из народа смогут кормиться от неё, а звери — доедать после них остатки. Так же поступай с виноградниками и оливковыми рощами.
12 Шесть дней трудись, но в седьмой день не работай, чтобы твой вол и осел отдохнули, а раб, рожденный у тебя в доме, и поселенец набрались сил.
13 Будьте внимательны ко всему, что Я вам сказал. Не призывайте имен других богов. Пусть ваши уста даже не произносят их имен.
14 Три раза в год устраивай Мне праздник.
15 Справляй праздник Пресных хлебов. Семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе. Делай так в установленное время месяца авива, потому что в этом месяце ты вышел из Египта. Пусть никто не приходит поклоняться Мне с пустыми руками.
16 Справляйте праздник Жатвы, когда собираешь первые плоды посеянного тобой в поле. Справляй и праздник Сбора плодов[74] в конце года, когда убираешь с поля весь урожай.
17 Пусть три раза в год все мужчины предстают пред лицо Владыки Господа.
18 Когда приносишь Мне жертву, не проливай кровь животного на дрожжевой хлеб.
Жир от праздничных приношений нельзя хранить до утра.
19 Лучшее из первых плодов твоей земли приноси в дом Господа, твоего Бога.
Не вари козленка в молоке его матери.
20 Я посылаю перед вами Ангела, чтобы защищать вас в пути и привести на место, которое Я приготовил.
21 Будьте внимательны к Нему и слушайтесь Его. Не восставайте против Него; Он не простит вам отступничества, потому что в Нем Мое имя.
22 Если вы будете слушаться Его, если будете исполнять всё, что Я говорю, Я буду врагом вашим врагам и противником вашим противникам.
23 Мой Ангел пойдет перед вами и приведет вас в землю аморреев, хеттов, ферезеев, хананеев, хиввеев и иевусеев, и Я погублю их.
24 Не поклоняйтесь их богам, не служите им и не подражайте их обычаям. Сокрушите их и разбейте на куски их священные камни.
25 Служите Господу, вашему Богу, и Его благословение будет на вашей пище и воде. Я избавлю вас от болезней,
26 и в вашей земле не будет выкидышей и бесплодия. Я сделаю полным число дней вашей жизни.
27 Я пошлю перед вами Мой ужас и повергну в смятение всякий народ, против которого вы пойдете. Я обращу в бегство ваших врагов.
28 Я пошлю перед вами шершней, чтобы прогнать с вашей дороги хиввеев, хананеев и хеттов.
29 Но Я не прогоню их в один год — ведь тогда земля опустеет, а диких зверей станет слишком много.
30 Я буду прогонять их от вас постепенно, пока вы не расплодитесь настолько, чтобы завладеть этой землей.
31 Я проведу ваши границы от Красного моря до Филистимского моря[75] и от пустыни до Евфрата. Я отдам вам во власть жителей этой земли, и вы прогоните их от себя.
32 Не заключайте союз ни с ними, ни с их богами.
33 Не давайте им жить на вашей земле, иначе они введут вас в грех против Меня: служение их богам непременно станет для вас западней».

Толкования Августина

Стих 19

Вопрос 8. О том, что сказано в Исходе и Второзаконии (26 Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его. Исх 34:26; 21 Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его. Втор 14:21)

О том, что написано: «Не вари агнца в молоке матери его». Не убивай Христа, — кажется, увещевает [здесь] пророк, — чтобы добрые израильтяне не причислили тебя к злым иудеям, от которых Христос пострадал. В самом деле, мучение страдания подобно огню, поэтому и написано: «Он испытал их, как золото в горниле, и принял их, как жертву всесовершенную» (6 Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Прем 3:6). Это суждение подтверждает также Господь, говоря: «Крещением должен Я креститься», которого вы «не знаете» (50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Лк 12:50; 22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. Мф 20:22). Это имел Он в виду, когда сказал: «Огонь пришел Я низвести в мир» (49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Лк 12:49). И Иоанн говорит: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лк 3:16), что следует понимать так: очищением освящения и испытанием мучения. На тот же самый огонь указал и Сам Христос, когда был ведом на страдание и сказал плакавшим о Нем, что они должны скорее плакать о себе, так закончив свою речь: «Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, Лк 23:28, 31). Таким образом, добрые [здесь] предостерегаются от того, чтобы не соглашаться со злыми в распятии Христа. Ибо Он назван «Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира» (29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Ин 1:29). Итак, «Не вари агнца в молоке матери его», — не навлекай на Христа огонь страдания в тот день, когда Он был зачат. Ибо считается, что Он пострадал тогда, то есть в восьмой день апрельских календ (25 марта); а от этого дня вплоть до восьмого дня январских календ (25 декабря), когда, как передают, Он родился, насчитывается девять месяцев, начиная с десятого дня. А груди женщин, как говорят, скапливают молоко, начиная со дня зачатия.

Но есть и более простое толкование [слов]: «Не вари агнца в молоке матери его». [Это означает]: еще младенца и питающегося молоком, — каковым говорит апостол: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею» (2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 1Кор 3:2), — не подвергай преждевременному страданию. [Это] как бы сказано Христу, Который пощадил еще находившихся в таком состоянии учеников, вместо которых Он предложил Самого Себя, сказав: «Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» (8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, Ин 18:8). И для того, чтобы было понятно, что они были еще слабыми и не столь пригодными к страданию, словно агнцы в молоке матери, евангелист говорит далее: «Да сбудется слово, реченное Им: «Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (9 да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. Ин 18:9). Отсюда ясно, что если бы они тогда пострадали, то погибли бы; ведь тогда они не испытали того, что испытали позднее, уже не как агнцы в молоке, а как бараны в стаде.

Источник: О различных вопросах из Ветхого Завета.

Стих 21

Что же это? Пусть исследует эти писания уже не манихей, но сам иудей, и пусть увидит, сказал ли Бог о каком-нибудь ангеле: Имя Мое в Нем (21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Исх 23:21), кроме как о том, кого Он обещает в качестве провожатого в землю обетованную. Затем пусть поищет среди людей, какой последователь Моисея отведет народ, и найдет Иисуса, названного так не с самого начала, но после смены имени1. Ведь Тот, Кто сказал: «Имя Мое в этом Иисусе», Сам есть истинный Иисус, Правитель и Предводитель народа в наследство вечной жизни, согласно Новому Завету, чьим прообразом был Ветхий Завет. Итак, ничто не может быть сделано или сказано более пророческого, чем то, что сказано.

Примечания

  • 1 — См. 16 из колена Гадова Геуил, сын Махиев. Чис 13:16.

Против Фавста-манихея 16.19, CSEL 25:461.

Примечания:

 
Новый русский перевод
16 [74] — См. Лев 23:39-43.
31 [75] — То есть до Средиземного моря.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.