Исход 33 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Господь сказал Моисею: «Покинь это место, ты и народ, который ты вывел из Египта, и иди в землю, которую Я клялся дать Аврааму, Исааку и Иакову, сказав: „Я дам её твоему потомству“.
2 Я пошлю перед тобой Ангела и прогоню хананеев, аморреев, хеттов, ферезеев, хиввеев и иевусеев.
3 Идите в землю, где течет молоко и мед. Но Я не пойду с вами, чтобы не погубить вас в дороге, потому что вы — упрямый народ».
4 Услышав эти грозные слова, народ зарыдал и никто не надевал украшений.
5 И сказал Господь Моисею: «Скажи израильтянам: „Вы — упрямый народ. Даже если бы Я прошёл с вами хоть немного, Я погубил бы вас. Снимите же украшения, а Я решу, что делать с вами“».
6 И у горы Хорив израильтяне сняли свои украшения.
7 Моисей поставил шатер за лагерем, поодаль, и называл его «шатер собрания». Всякий, кто хотел спросить Господа, шёл к шатру собрания за лагерь.
8 Всякий раз, когда Моисей шёл к шатру собрания, народ поднимался и, стоя у входа в свои шатры, смотрел на Моисея, пока тот не входил в шатер.
9 Как только Моисей входил в шатер, облачный столб опускался и стоял у входа, пока Господь говорил с Моисеем.
10 Народ, при виде облачного столба у входа в скинию, вставал и кланялся, каждый у входа в свой шатер.
11 Господь говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорит со своим другом. Потом Моисей возвращался в лагерь, но его молодой помощник Иисус, сын Навин, не покидал шатра.
12 Моисей сказал Господу:
— Ты велел мне: «Веди этот народ», но не дал знать, кого пошлешь со мной. Ты сказал: «Я знаю тебя по имени. Ты нашел у Меня милость».
13 Если так, то научи меня Твоим путям, чтобы мне познавать Тебя и находить у Тебя милость впредь. Вспомни: эти люди — Твой народ.
14 Господь ответил:
— Я Сам пойду[118] с тобой и дам тебе покой.
15 Тогда Моисей сказал:
— Если Ты не пойдешь[119] с нами, то и не выводи нас отсюда.
16 Откуда станет известно, что Ты благосклонен ко мне и Своему народу, если Ты не пойдешь с нами? Что ещё отличит меня и Твой народ от прочих народов на земле?
17 Господь сказал Моисею:
— Я сделаю то, о чем ты просишь, потому что благосклонен к тебе и знаю тебя по имени.
18 Тогда Моисей сказал:
— Прошу, покажи мне Свою славу.
19 Господь сказал:
— Я покажу всё Свое великолепие и возвещу Свое имя Господа. Я помилую того, кого помилую, и пожалею того, кого пожалею.
20 Но лица Моего ты не увидишь, потому что никто не может увидеть Меня и остаться в живых.
21 Господь сказал:
— Вот место рядом со Мной — встань тут на скале.
22 Когда будет проходить Моя слава, Я поставлю тебя в расселину скалы и покрою тебя рукой, пока не пройду.
23 Когда Я уберу руку, ты увидишь Меня сзади, но Моего лица не будет видно.

Толкования Августина

Стих 13

Если я приобрел благоволение перед Тобой, яви мне Самого Себя, чтобы мне разумно увидеть Тебя1

Святой Моисей, Его верный слуга, выразил это свое пламенное желание, когда сказал Богу, с Которым, как с другом, беседовал лицом к лицу: «Если я приобрел благоволение Твое, яви мне Самого Себя» (Ср. 18 [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. Исх 33:18). Что же, это не был Он Сам? Если бы это не был Он Сам, то Моисей не сказал бы Ему: Яви мне Самого Себя, но: «Яви мне Бога». Однако если бы он видел Его природу и сущность, то не говорил бы: Яви мне Самого Себя. Значит, Он Сам имел такой вид, в котором захотел явиться, но Сам Он не являлся в Своей собственной природе, которую хотел увидеть Моисей, ибо это было обещано святым в другой жизни. Отсюда ответ, который был дан Моисею, правдив: «Никто не может увидеть Бога и остаться в живых» (20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Исх 33:20), то есть никто в этой жизни не может видеть Его, каков Он есть. Ведь многие видели, но видели то, что выбрало желание, — когда Он хотел, в том виде, в каком Он хотел, а не в природе, в которой Он скрыт в Самом Себе, даже когда виден.

Примечания

  • 1 — . Перевод по LXX. — Прим. ред.

Источник: Послания 147. CSEL 44:293.

***

Этому старому и вернейшему слуге Божию Моисею только за то, что он собирался трудиться на этой земле и вести этот народ, удивительным образом было дано то, о чем он просил — увидеть светлость Господа, Которому он сказал: Если я приобрел благоволение перед Тобой, яви мне Самого Себя. Тогда он получил соответствующий нынешнему веку ответ, что не может видеть лица Бога, которое никто не видел, чтобы остаться живым (20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Исх 33:20). Этим Бог показывает, что данное зрелище возможно в другой, лучшей, жизни. Поэтому в словах Бога изображено таинство будущей Церкви Христа.

Послания 147. CSEL 44:306.

Стих 19

кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею Бог не виновен

Если весь мир находился в плену, то верно сказано: Кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею1. Ведь если весь мир в плену, весь мир в грехе, весь мир справедливо осужден на казнь, но частично освобожден по милосердию, кто скажет Богу: «Почему Ты осуждаешь мир?» Как можно обвинять судью Бога, когда осуждается виновный мир? Ты — виновен. Если рассмотришь, что ты должен, это называется наказанием, и исполнитель, получающий с тебя долг, по праву не порицается. Исполнитель порицается, если взимает недолжное. Когда же исполнитель должное взимает, кто будет порицать его, хотя и ожидает Отпускающего грехи?

Примечания

  • 1 — См. также 15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Рим 9:15.

Послания 27. Сl. 0284,27.SL41.39.

Стих 20

Может беспокоить, каким образом сама сущность Бога могла быть увидена кем-либо из живущих, ввиду того, что было сказано Моисею: «Никто не может увидеть лица Моего и остаться в живых», если только не оказывается, что человеческий разум божественным образом может быть похищен из этой жизни в ангельскую жизнь еще до того, как через эту общую смерть человек освободится от плоти (Ср. 3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), 4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 2Кор 12:3−4).

Источник: Послания 147. CSEL 44:305.

***

Моисею говорится, что в этой жизни никто не может увидеть лица Божия и остаться в живых. Чтобы увидеть Его лицо мы не должны жить в этой жизни — мы должны умереть для мира, чтобы в вечности жить с Богом (Ср. 20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: Кол 2:20). Тогда мы не будем грешить не только делами, но и желаниями, когда увидим это лицо, побеждающее все желания. Оно настолько сладостно, братья мои, настолько красиво, что, увидев его, вы уже не будете радоваться ничему другому. Будет неисчерпаемое изобилие, не будет пренебрежения; мы все время будем жаждать, все время будем исполнять свое желание.

Проповеди. Сl. 0284, 170.PL38.931.42.

Стих 21

«Вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо». Однако, дальше Писание не говорит, что так произошло телесным образом; а отсюда понятно, что сказанное относится к Церкви. Ибо это она — место у Господа, так как Церковь — храм Его и создана на камне, да и все остальное, сказанное тогда, соответствует именно такому пониманию.

О книге Бытия, 12.27

Стих 23

ты увидишь задняя Моя, а лицо Мое не будет видимо тебе1

Не без причины обычно предполагают, говоря о личности Господа нашего Иисуса Христа, что Его задняя есть Его плоть, в каковой Он был рожден от Девы, умер и воскрес. Слово задняя употреблено или по причине того, что смерть есть нечто последнее вообще, или потому, что Его воплощение произошло почти в конце веков, то есть в позднейший период. Слово же лицо или означает тот образ Божий, будучи которым Он не почитал хищением быть равным Богу (6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Флп 2:6) и который невозможно увидеть и остаться живым (20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Исх 33:20), или потому, что после этой жизни, в которой мы далеки от Господа (Ср. 6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — 2Кор 5:6) и где тленное тело отягощает душу (15 ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Прем 9:15), мы увидим все лицом к лицу (12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор 13:12), как говорит апостол. Об этой жизни говорится в псалмах: Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий (6 Вот, Ты дал мне дни, [как] пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий. Пс 38:6), а также: Потому что не оправдается перед Тобой ни один из живущих (2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. Пс 142:2). И опять-таки в этой жизни, согласно Иоанну, еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 1Ин 3:2). Он хотел сказать, что все это будет после этой жизни, когда мы уже отплатим долг смерти и получим обещанное воскресение. Или даже сейчас в зависимости от того, насколько духовно мы понимаем Премудрость Божию, Которою все создано, настолько мы умираем для плотских страстей так, что, считая этот мир мертвым для нас, сами также умираем для него и говорим вслед за апостолом: Для меня мир распят, и я для мира (14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Гал 6:14).

Примечания

  • 1 — Перевод по LXX. — Прим. ред.

Источник: О Троице. Сl. 0329, SL50.2.16.34

Примечания:

 
Новый русский перевод
14 [118] — Букв.: « Лицо Мое пойдет…»
15 [119] — Букв.: « Если лицо Твое не пойдет…»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.