Исход 4 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Моисей ответил:
— А если они не поверят мне, не послушаются и скажут: «Господь не являлся тебе»?
2 Тогда Господь сказал:
— Что у тебя в руке?
— Посох, — ответил он.
3 Господь сказал:
— Брось его на землю.
Моисей бросил его на землю, тот превратился в змею, и Моисей отбежал от неё.
4 Тогда Господь сказал ему:
— Протяни руку и возьми её за хвост.
Моисей протянул руку, схватил змею, и она превратилась у него в руке в посох.
5 Господь сказал:
Это для того, чтобы они поверили, что Господь, Бог их отцов, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова явился тебе.
6 Затем Господь сказал:
— Положи руку за пазуху.
Моисей положил руку за пазуху, а когда вытащил, она была белой от кожной болезни[14], как снег.
7 — Теперь опять положи её за пазуху, — сказал Он.
Моисей опять положил руку за пазуху, и когда вытащил, она снова стала чистой, как остальное тело.
8 Господь сказал:
— Если они не поверят тебе и первое знамение их не убедит, они поверят второму.
9 А если не поверят двум знамениям и не послушают тебя, зачерпни воды из Нила и вылей на землю, и эта вода превратится в кровь.
10 Моисей сказал Господу:
— О Владыка, я не был красноречивым раньше и не стал им теперь, когда Ты заговорил со Своим слугой. Я говорю медленно и невнятно.
11 Господь сказал ему:
— Кто дал человеку язык? Кто делает его глухим или немым? Кто дает зрение или делает его слепым? Разве не Я, Господь?
12 Итак, ступай; Я помогу тебе говорить и научу, что сказать.
13 Но Моисей ответил:
— О Владыка, прошу, пошли кого-нибудь другого.
14 Господь разгневался на Моисея и сказал:
— А твой брат, левит Аарон? Я знаю, он говорит хорошо. Он уже вышел, чтобы тебя встретить, и обрадуется, увидев тебя.
15 Ты можешь говорить с ним и вкладывать слова в его уста. Я помогу вам обоим говорить и научу вас, что делать.
16 Он будет говорить народу твои слова, как если бы пророк говорил слова Бога.
17 Возьми с собой этот посох: ты будешь творить им знамения.
18 Моисей вернулся к своему тестю Иофору и сказал ему:
— Позволь мне вернуться к родственникам в Египет — посмотреть, живы ли они ещё.
Иофор сказал:
— Иди с миром.
19 Господь сказал Моисею в Мадиане: «Вернись в Египет: те, кто хотел убить тебя, умерли».
20 Моисей взял жену и сыновей, посадил их на осла и пустился в обратный путь в Египет, неся с собой Божий посох.
21 Господь сказал Моисею: «Когда ты вернешься в Египет, смотри, соверши перед фараоном чудеса, для которых Я дал тебе силу. А Я сделаю его сердце упрямым, и он не отпустит народ.
22 Тогда скажи фараону: „Так говорит Господь: Израиль — Мой сын, Мой первенец.
23 Я сказал тебе: «Отпусти Моего сына поклониться Мне». Ты не отпустил его, и теперь Я убью твоего сына-первенца“».
24 В пути, на ночлеге, Господь встретил Моисея[15] и собирался убить его.[16]
25 Но Циппора взяла острый каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына и коснулась ею ног Моисея.[17] [18]
— Ты жених крови для меня,[19] — сказала она.
26 Тогда Господь отступил от него. («Жених крови» — так она говорила про обрезание.)
27 Господь сказал Аарону: «Иди в пустыню встречать Моисея».
Он пошел, встретил Моисея у Божьей горы и поцеловал его.
28 Моисей рассказал Аарону обо всем, с чем послал его Господь, и о всех знамениях, которые Он велел ему сотворить.
29 Моисей и Аарон собрали израильских старейшин,
30 и Аарон пересказал им всё, что сказал Моисею Господь. Моисей сотворил[20] перед людьми знамения,
31 и они поверили. Услышав, что Господь позаботился о них и увидел их страдание, они склонились и восславили Его.

Толкования Августина

Стих 3

Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.

Давайте попытаемся с Божией помощью объяснить, что это означает. Жезл означает царство, змей — смертность. Ибо через змея к человеку пришла смерть. Господь соизволил принять смерть. Жезл, бросаемый на землю, имел вид змея, так как царство Божие, Иисус Христос, пришло на землю. Он принял смертность, которую и распял на кресте. Ваше святейшество знает, что, когда этот народ, упрямый и гордый, начал роптать на Бога в пустыне, его начали жалить змеи и люди стали умирать от этих укусов. По милосердию Бог дал лекарство, которое хотя приносило тогда исцеление, но также и предсказывало будущую мудрость.

Проповеди.

Великое таинство — быть исцеленным от змеи! Что это — глядя на змею, быть исцеленным от змеи? Веря в смерть, спастись от смерти. И однако, Моисей испугался и убежал. Что значит, что Моисей убежал от этой змеи? Что иное, как не то, что произошло в Евангелии, как мы знаем, братья? Христос умер, и ученики испугались и отошли от той надежды, которая была у них.

Изъяснения Псалмов.

Стих 10

Слова Моисея к Господу: О, Господи! Человек я не речистый, и таков был и вчера, и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим, означают, что можно верить, что по желанию Бога внезапно можно стать красноречивым. Когда он говорит: и когда Ты начал говорить с рабом Твоим, он будто показывает, что могло быть, чтобы тот, кто не был красноречивым вчера и третьего дня, внезапно им стал, когда Господь начал говорить с ним.

Источник: Вопросы на Семикнижие, Cl.0270,2.Quaest.Exodi.7.59

Стих 11

Есть те, кто злословит Бога или, лучше сказать, Писание Ветхого Завета1 , ибо Господь сказал, что Сам делает слепым и немым. Что же они скажут о Господе Христе, открыто говорящем в Евангелии: «Я пришел, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Ин 9:39)»? Кто, кроме безумного, поверит, что у человека могут оказаться телесные пороки вопреки желанию Бога? Но никто не сомневается, что Он хочет этого справедливо.

Вопросы на Семикнижие,Cl. 0270, 2.Quaest.Exodi.8.67.

Примечания

  • 1 — Имеется в виду Маркион и его последователи

Стих 12

Господь говорит Моисею: «Итак, пойди, и Я открою уста твои и научу тебя, что тебе говорить». Это ясно показывает, что не только научение, но даже и само открытие уст относятся к желанию и милости Бога. Ведь Он не сказал: «Открой уста твои, и Я научу тебя», но Сам пообещал две вещи: «открою и научу». А в псалме Он говорит: Открой уста твои, и Я наполню их (11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их". Пс 80:11), показывая в человеке желание принять то, что Бог дает желающему. Так что открой уста твои относится к возникновению желания, а и наполню их — к милости Бога, а здесь: «И открою уста твои, и научу тебя».

Стих 14

Справедливо возникает вопрос, почему Он, гневаясь, говорил о брате Моисея, что тот сам будет говорить к народу вместо него? Очевидно, что из-за сомнения Моисея Он не дал ему всех способностей, которые собирался дать, и захотел, чтобы двое совершали то, что могло быть совершено одним человеком в случае его веры. Однако эти слова, если изучить их более внимательно, не означают, что Господь, разгневавшись, дал Аарона в наказание. Ведь Он говорит: Разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить. Этими словами показано, что Господь, скорее, упрекал того, кто боялся идти... хотя он имел брата, через которого мог сказать народу то, что хотел, даже если сам имел тихий голос и был косноязычным, и целиком должен был надеяться на Бога. Затем Он говорит то, что пообещал раньше, а затем разгневался. Ведь тогда Он сказал: «Открою уста твои и научу тебя», а теперь говорит: «Открою уста твои и уста его и буду учить вас, что вам делать». Но так как Он добавил: И будет говорить он вместо тебя к народу (16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога; Исх 4:16), оказывается, что открытие уст уже даровано, потому что Моисей говорит, что он косноязычен. В слабости голоса Господь не захотел ничем помочь Моисею, но дал ему брата, который мог говорить так, как требуется для научения народа. Слова: Ты будешь влагать слова в уста его означают, что эти слова должны были быть произнесены, потому что, если бы они предназначались только для слышания народа, Он сказал бы «в уши». Затем немного позже Он говорит: Будет говорить он вместо тебя к народу и сам будет твоими устами, — и здесь подчеркивается: «к народу». И когда говорит: Будет говорить он вместо тебя к народу, ясно указывает на первенство Моисея и на подчиненное служение Аарона. Потом, когда говорит: А ты будешь ему вместо Бога, то здесь, очевидно, нужно исследовать великое таинство, заключающееся в том, что Моисей является посредником между Богом и Аароном, а Аарон — между Моисеем и народом.

Источник: Вопросы на Семикнижие,Cl. 0270, 2.Quaest.Exodi.l0.87.

Стих 16

Надо заметить, что, когда Моисея посылали к народу, ему не было сказано: «Вот, Я дал тебя богом народу, и брат твой будет твоим пророком», но: «Брат твой будет говорить вместо тебя к народу». И было также сказано: Он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога, — а не: «Ты ему будешь Богом». Однако говорится, что Моисей был дан фараону в качестве бога, и, по аналогии, Аарон — пророк Моисея, но для фараона. Это нам объясняет, что пророки Бога говорят то, что слышат от Него, и что пророк Бога — это тот, кто сообщает слова Бога тем людям, которые не могут или недостойны Его услышать.

Стих 20

То, что было сказано выше, — что Моисей посадил жену и детей на повозки, чтобы вместе с ними отправиться в Египет, а затем его тесть Иофор пришел к нему вместе с ними после того, как тот вывел народ из Египта (1 И услышал Иофор, священник Мадиамский, тесть Моисеев, о всем, что сделал Бог для Моисея и для Израиля, народа Своего, когда вывел Господь Израиля из Египта, 2 и взял Иофор, тесть Моисеев, Сепфору, жену Моисееву, пред тем возвращенную, 3 и двух сынов ее, из которых одному имя Гирсам, потому что говорил Моисей: я пришлец в земле чужой; 4 а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова. 5 И пришел Иофор, тесть Моисея, с сыновьями его и женою его к Моисею в пустыню, где он расположился станом у горы Божией, 6 и дал знать Моисею: я, тесть твой Иофор, иду к тебе, и жена твоя, и два сына ее с нею. 7 Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился [ему], и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер. 8 И рассказал Моисей тестю своему о всем, что сделал Господь с фараоном и со [всеми] Египтянами за Израиля, и о всех трудностях, какие встретили их на пути, и как избавил их Господь [из руки фараона и из руки Египтян]. 9 Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю, когда избавил его из руки Египтян [и из руки фараона], 10 и сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян; 11 ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над Израильтянами. 12 И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом. 13 На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. 14 И видел [Иофор,] тесть Моисеев, всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? 15 И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; 16 когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его. 17 Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: 18 ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; 19 итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; 20 научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; 21 ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; 22 пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; Исх 18:1−22), — может вызвать вопрос, как может быть правдой то и другое. Но надо понимать, что Иофор был вместе с детьми после несостоявшегося убийства Моисея или ребенка, которое должен был совершить ангел (24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. 25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. 26 И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию. 27 И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его. Исх 4:24−27) . Ведь некоторые считали, что ангел устрашил их для того, чтобы женщины не сопровождали Моисея, препятствуя ему в служении, которое он по воле Бога совершал.

Вопросы на Семикнижие, Сl. 0270, 2.Quaest.Exodi.l2.163.

Стих 21

Не отнимайте у фараона свободного суждения только потому, что Бог во многих местах говорит: «Аз бо ожесточих» («Я ожесточил фараона») (1 И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, Исх 10:1), «ожесточил» или «ожесточу сердце фараона». Из этого не следует, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Ведь о нем написано в Писании, когда египтяне были избавлены от мух: И ожесточил сердце свое (15 И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь. Исх 8:15), и в то время не захотел отпустить народ. Поэтому и Бог ожесточил по справедливому суждению, а сам фараон — по свободному.

Источник: О благодати и свободной воле 23, PL 44:911.

Стих 24

Прежде всего возникает вопрос, кого хотел умертвить ангел: Моисея ли, ибо сказано, что «встретил его ангел и хотел умертвить его»... или он хотел умертвить ребенка, которого мать спасла обрезанием? Ибо считается, что он хотел умертвить младенца, так как тот не был обрезан, и таким образом жестокостью наказания узаконить обрезание. Если это так, неизвестно, хотел ли он умертвить того, о ком сказал сначала; ибо не понятно кого, если только это не будет понято из дальнейшего, а сначала сказано непонятными и необыкновенными словами: «встретил его и хотел умертвить его», — того, кто раньше не был назван. Но в псалме говорится: Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона (2 Основание его* на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. //*Иерусалима. Пс 86:2). Так начинается псалом, и ничего не говорится о нем или о ней, чьи основания имелись в виду в словах: Основание его на горах святых. Но так как дальше идет: Господь любит врата Сиона, то, значит, основания или Господа, или Сиона. Скорее всего, здесь надо понимать основание Сиона, так как это может быть понято, как основание города. Но так как род местоимения eius1 может быть различным, то есть эта форма местоимения любого рода: мужского, и женского, и среднего, а по-гречески в женском роде употребляется форма autus, в мужском и среднем — autou, и поскольку в греческом стоит autou, то следует понимать не «основания Сиона», но «основания Господа», то есть то, что Господь установил, о чем сказано: Господь созидает Иерусалим (2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля. Пс 146:2). Однако ни Сион, ни Господь не упоминались до слов: Основание его на горах святых. Так же было сказано и здесь, хотя ребенок еще не упоминался: «...встретил его и хотел умертвить его», чтобы мы поняли из последующего, кто имелся в виду. Однако если кто-то захочет подумать, что речь идет о Моисее, то не следует особенно возражать. Пусть, если возможно, лучше будет понято сказанное дальше, что имеется в виду под словами, что ангел потому отказался от убийства кого-либо из них, что женщина сказала: «Остановилась кровь обрезания сына моего». Ибо не сказано: «Отошел от него, так как она обрезала младенца», но так как «Остановилась кровь обрезания сына моего». Не так как «пролилась», но так как «остановилась», что, если не ошибаюсь, есть великое таинство.

Вопросы на Семикнижие,Сl. 0270, 2.Quaest.Exodi. 11.121.

Примечания

  • 1 — В лат. языке родительный падеж указательного местоимения (eius) имеет одну форму для всех трех родов

Стих 25

Если бы во времена ветхозаветного человека я был иудеем, если бы не мог быть ничем лучшим, я непременно принял бы обрезание. Это знак праведности веры (11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, Рим 4:11) в то время, пока он не был отменен пришествием Господа, имел настолько большое значение, что ангел задушил бы маленького сына Моисея, если бы мать, схватив каменный нож, не обрезала мальчика, предотвратив этим таинством грозящую гибель. Это таинство также сдержало реку Иордан и вернуло ее в русло (1 Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь [Бог] иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, [они ужаснулись] и не стало уже в них духа против сынов Израилевых. 2 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые [каменные] ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. Нав 5:1−2). Это таинство принял и Сам Господь, родившись (21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Лк 2:21), хотя и отменил его распятием.

Послания 23, CSEL 34.1:67

Иное толкование

Восьмой день, по прошествии семи дней (4 и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Быт 21:4), — это день Господень, когда Господь воскрес, а камнем был Христос. Отсюда нож для обрезания был каменным, а крайняя плоть — телом греха.

О благодати Христа и первородном грехе 2.36.31, CSEL 42:195

И это было показано ангелом на сыне Моисея, который, будучи необрезанным, приносится матерью для обрезания во время очевидно грозящей опасности. И когда это было осуществлено, опасность отступила. Как у Авраама предшествовала праведность веры и потом пришло обрезание — знак праведности веры (9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. 10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. 11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. Рим 4:9−12), так и у Корнилия предшествовало духовное освящение в даре Духа Святого и пришло таинство возрождения баней крещения (Деян 10).

Источник: О крещении 4. 24,CSEL 51:259

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [14] — Это евр. слово означает несколько кожных заболеваний, его точное значение неясно.
24 [15] — Букв.: его.
24 [16] — Возможно, это случилось потому, что Моисей не сделал сыну обрезание даже после того, как Господь призвал его вести израильский народ.
25 [17] — Букв.: его ног, поэтому не совсем ясно, чьих ног она коснулась, мужа или сына. Слово ног в этом контексте, возможно, является эвфемизмом для обозначения половых органов.
25 [18] — Букв.: его ног, поэтому не совсем ясно, чьих ног она коснулась, мужа или сына.
25 [19] — Букв.: жених крови из-за обрезания. То же в ст. 26.
30 [20] — Букв.: сказал Моисею Господь, и сотворил.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.