Притчи 8 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Разве это не мудрость зовет? Разве это не разум возвышает голос?
2 На возвышенностях при дороге, на распутьях она встает;
3 у ворот, что ведут в город, и у входов она кричит:
4 «К вам, о люди, взываю я, крик мой — к роду людскому!
5 Простаки, научитесь проницательности; глупые, научитесь разуму.
6 Слушайте, так как я говорю о важном[30], открываю уста, чтобы возвестить правду.
7 Мой язык изречет истину, ведь нечестие мерзко моим устам.
8 Все слова моих уст праведны — ни заблуждения нет в них, ни искажения.
9 Все они верны[31] для разумных и справедливы[32] для тех, кто обрел знание.
10 Предпочтите наставление мое серебру, знание — наилучшему золоту,
11 потому что мудрость дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобой с ней не сравнится.
12 Я, мудрость, обитаю с проницательностью,[33] обладаю знанием и рассудительностью.
13 Страх перед Господом заключается в том, чтобы ненавидеть зло. Ненавижу гордость и высокомерие, путь зла и порочную речь.
14 Добрый совет и жизненная мудрость — мои; у меня и разум, и сила.
15 Мною правят цари, и правители пишут справедливые законы;
16 мною управляют князья, и вельможи, и все справедливые судьи[34].
17 Тех, кто любит меня, я люблю; те, кто ищет меня, меня найдут.
18 У меня богатство и слава, крепкий достаток и благоденствие.
19 Мой плод лучше чистого, наилучшего золота, и даю я больше, чем отборное серебро.
20 Я хожу по стезе праведности, по тропам правосудия,
21 одаряя достатком тех, кто любит меня, наполняя их сокровищницы.
22 Господь создал меня в начале Своих дел[35], прежде древнейших Своих деяний;
23 я от века была назначена, изначально, прежде начала мира.
24 Я была рождена до существования океанов, до появления источников, изобилующих водой;
25 прежде чем горы были возведены, прежде холмов я была рождена,
26 когда Он не создал ещё ни земли, ни полей, ни первых пылинок мира.
27 Я была там, когда небеса воздвигал Он, когда начертал горизонт над поверхностью бездны,
28 когда наверху утвердил облака, и когда укреплял источники бездны[36];
29 когда ставил Он морю рубеж, чтобы воды не преступали Его веления, и когда размечал основания земли.
30 Тогда я была при Нем как ремесленник; я была[37] Его ежедневной радостью и всегда ликовала пред Ним,
31 ликовала в Его обитаемом мире и радовалась о роде людском.
32 Итак, сыновья, послушайте меня: блаженны те, кто хранит мои пути.
33 Послушайте моего наставления и будьте мудры; не оставляйте его.
34 Блажен тот, кто слушает меня, ежедневно бодрствует у моих ворот, у дверей моих ждет.
35 Ведь тот, кто найдет меня, найдет жизнь и обретет расположение от Господа.
36 Но тот, кто упустит меня, повредит себе; все ненавидящие меня любят смерть».

Толкования Августина

Стих 22

Соответственно образу Бога сказано: я родилась прежде холмов24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Притч 8:24, то есть раньше всех прочих тварей;

прежде денницы рождение Твое3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое*. //*По переводу 70-ти: из чрева прежде денницы Я родил Тебя. Пс 109:3, то есть раньше всякого времени и всего временного. Соответственно образу раба сказано: Господь создал меня в начале путей Своих (22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; Притч 8:22; LXX). Соответственно образу Божию сказано: Я есмь Истина, а соответственно образу раба: Я есмь путь6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Ин 14:6. И Он же как первенец из мертвых5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею Откр 1:5 проложил дорогу Церкви Своей к Царству Божию, к жизни вечной, завершение которой — в бессмертии также и тела, поэтому и сотворен Он в начале путей Божиих.

О Троице 1.12.24. Сl. 0329, SL50.1.12.27.

***

Не в силах мы вернуться к Богу иначе как через смирение, оскользнувшиеся в гордыне в соответствии с тем, что было сказано первому созданию из нас: вкусите, и будете как боги5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Быт 3:5. Итак, Сам Обновитель наш почитается как Тот, Кто в Себе самом показал образец такого смирения, Кто указал на путь, по которому должно возвращаться. Как Тот, Кто не почитается похитителем равного Богу достоинства, но Сам Себя умалил, приняв облик раба (См. 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Флп 2:6−7), дабы, соделанный началом путей Божиих, каковое есть Слово, по которому все произошло, стал человеком.

О вере и символе 4.6. Сl. 0293, 4.6.9.12.

Стих 23

Всякая тварь [существует] не до века, а от века. Ибо от неё уже произошли века, а не она от века, так как начало её было и началом веков; до века же [существовал] один Единородный, которым и века сотворены (2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Евр 1:2). Посему от лица Премудрости говорится: прежде век основа Мя, так что в Ней сотворил все Тот, о Ком сказано: вся премудростию сотворил еси (24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Пс 103:24).

Источник: О книге Бытия буквально, 5.19

Стих 35

Человек в раю способен был, оставив праведность, добровольно умертвить себя; для сохранения же праведной жизни одного желания его было мало, если бы не помогал Тот, Кто сотворил его. Но после падения милость Божия имеет большее значение, так как должна быть освобождена от рабства и сама воля, над которой со смертью властвует грех. И конечно, освобождается она не сама по себе, но только при помощи благодати Божьей, основанной на вере во Христа; так что от Господа уготовляется, как написано, сама воля (35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; Притч 8:35; LXX), которая могла бы получать прочие дары Божии, а через эти дары можно было бы приходить к вечному духу.

Энхиридион 28. Cl. 0295, 28.34.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [30] — Или: о великом.
9 [31] — Или: открыты.
9 [32] — Или: доступны.
12 [33] — Смысл этого места в евр. тексте неясен. Также в ст. 26.
16 [34] — Или: и все судьи земли.
22 [35] — Или: « Господь сделал меня началом пути Своего».
28 [36] — Или: океана.
30 [37] — Так в одном из древн. переводов; в нормативном евр. тексте этого слова нет.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.