Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Доброе имя лучше превосходного благовония, и день смерти лучше дня рождения.
2 Лучше ходить в дом плача, чем ходить в дом пира, потому что смерть — участь каждого человека, и кто жив, пусть размышляет об этом.
3 Печаль лучше смеха, потому что печальное лицо полезно сердцу.
4 Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселья.
5 Лучше внимать обличению мудреца, чем слушать песню глупцов,
6 потому что смех глупцов — словно треск горящего хвороста под котлом. И это тоже суета.
7 Притеснение превращает мудрого человека в глупца, и взятка портит сердце.
8 Конец дела лучше его начала, терпение лучше гордости.
9 Не спеши впадать в гнев, потому что гнев обитает в сердце глупцов.
10 Не спрашивай: «Почему прежние дни были лучше сегодняшних?» — не от мудрости задают такие вопросы.
11 Мудрость — хороша, как и наследство, и приносит пользу тем, кто видит солнце.
12 Мудрость защищает так же, как и деньги. Преимущество же знания в том, что мудрость сохраняет жизнь её владельцу.
13 Посмотри на дела Божии:
кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
14 В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай: и то, и другое сотворил Бог, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него.
15 В моей суетной жизни я видел всякое:
праведника, гибнущего в своей праведности, и нечестивого, живущего долго в своем беззаконии.
16 Не будь чересчур праведным и не выставляй себя слишком мудрым. Зачем тебе губить себя?
17 Также не слишком предавайся злу и не будь глупым. Зачем тебе умирать раньше времени?
18 Хорошо придерживаться первого совета и не упускать из виду второго — боящийся Бога избежит всех бед.[11]
19 Мудрость делает мудреца сильнее, чем десять правителей города.
20 Нет праведного человека на земле, который всегда бы поступал правильно и никогда бы не грешил.
21 Не обращай внимания на каждое сказанное слово, иначе можешь услышать, как раб твой злословит тебя.
22 Ты знаешь в сердце своем, что часто и сам злословил других.
23 Всё это испытал я мудростью и сказал:
«Я твердо решил стать мудрым», но мудрость была так далека от меня!
24 Далека она и глубока, глубока — кто может постичь её?
25 И решил я понять, исследовать и изыскать мудрость и рассуждение, и убедиться, что быть нечестивым — глупо и быть нерассудительным — безумно.
26 И нашел я, что горше смерти та женщина, что подобна сети, чье сердце — ловушка и чьи руки — оковы. Человек, угодный Богу, избежит её, а грешник будет ею пойман.
27 — Вот что я нашел, — сказал Екклесиаст, —
слагая одно с другим, чтобы найти разумное объяснение:
28 я всё искал, но не находил. Я нашел лишь одного праведного мужчину среди тысячи, но ни одной праведной женщины.[12] [13]
29 Вот что удалось мне найти: Бог сотворил человека праведным, а люди пустились во многие помыслы.

Толкования Августина

Стих 20

Потому среди многих доводов, посредством которых Пелагий производит доказательство, высказывается также и следующий: «То же повторяю еще раз: возможно, чтобы был безгрешный человек. А что утверждаешь ты? «Невозможно, чтобы был человек без греха». Но и я не утверждаю, он говорит, будто есть человек безгрешный, и ты не говоришь, что человека без греха нет; у нас спор о возможном и невозможном, а не о действительном и недействительном». Затем он отмечает, что ничего из того, что обычно против него приводят из Писания, не имеет касательства к вопросу, в котором выясняется, может или не может ли быть человек без греха, и упоминает следующее: Кто родится чистым от нечистого ? Ни один (4 Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Иов 14:4), и нет человека, который не грешил бы (46 Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; 3Цар 8:46), и нет человека праведного на земле, и нет делающего добро, нет ни одного (3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Пс 13:3). Он говорит: «Эти и подобные утверждения успешно применимы к несуществованию, а не к невозможности. Ибо таковыми примерами показывается, какими были иные люди в иные времена, а не то, что они не могли вести себя иначе; почему и явствует по справедливости, что они повинны. Ибо если они такими были в силу того, что не могли быть иными, то вины не имеют».

Источник: О природе и благодати 8, Сl. 0344, 7.8.237.22.

Стих 29

Удивительное дело, братья: сами мы ничтожны, а имеем благого Отца. Что может быть более очевидно? Мы слышали о звании нашем; сказано: Вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим (11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Мф 7:11; 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. Лк 11:13). И смотрите, каким евангелист показывает Отца их, — тех, кого он назвал злыми: ...тем более Отец ваш [даст блага просящим у Него]? (11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Мф 7:11). Чей Отец? Очевидно, злых. И какой Отец? Не был бы благий, если бы не был единым Богом. Стало быть, братья, потому у нас, злых, благой Отец, что мы не должны вечно оставаться во зле. Ни один злой человек не творит добро. Если никто злой не творит добро, каким же образом дурной человек сотворит добро для самого себя? Дурного же благим делает Тот, Кто всегда благ. Сказано: Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду (14 Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя. Иер 17:14). К чему мне говорят суетные люди о суетном: «Спасешь себя, если захочешь»? [Отвечает им пророк:] «Исцели меня, Господи, и исцелен буду». Благим мы созданы благими, ибо Бог сотворил человека праведным, но по нашему свободноизволению стали мы злыми. И как сумели из благих сделаться дурными, так сможем из дурных восстать благими. Но Тот, Кто всегда благ, делает из злого благим — поскольку сам человек собственной волей не может себя исцелить. Не нужно искать врача, чтобы поранить самого себя: но если уж поранил, то найдешь того, кто тебя исцелит.

Проповеди 61, Сl. 0284, 61.PL38.409.30.

Иное толкование

Надлежит нам испытывать неудовольствие, когда согрешаем, поскольку грех доставляет неудовольствие Богу. А поскольку мы не безгрешны, то давайте хоть в том уподобимся Богу, чтобы вызывало у нас неудовольствие то же, что и у Него. До некоторой степени будет для тебя возможно споспешествовать воле Божьей, когда то же в тебе вызывает неудовольствие, что ненавистно и Тому, Кто тебя создал. Он — твой художник, но сам узри в себе и удали от себя прочь то, что не из Его художнических чертогов. Ведь Бог, согласно Писанию, сотворил человека правым.

Проповеди 19, Сl. 0284, 19. SL41.93.

Весь мир, если иметь в виду людей — оставив тот, который мы называем небом и землей, и всем, что в нем заключено, — если называть миром человечество, то весь мир тот сделал злым, кто первым согрешил. Бог сотворил человека благим. Так повествует Писание: Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.

Источник: Проповеди 96, Сl. 0284, 96.PL38.587.29.

***

Манихеи отрицают, что для благого человека начало зла произошло от свободной воли; пелагиане утверждают, что также и дурной человек имеет достаточно свободной воли для совершения благого предписания. И то, и другое Кафолическая Церковь отвергает и обращается к одним: Бог сотворил человека правым, и к другой: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Ин 8:36).

Источник: Против двух посланий пелагиан 2.2, Сl. 0346, 2.2.2.461.24.

Примечания:

 
Новый русский перевод
18 [11] — Или: боящийся Бога следует им обоим.
28 [12] — Соломон женился или имел в качестве наложниц тысячу женщин, которые отвернули его сердце от Бога. Этот стих, возможно, ссылается на ту печаль, которая появилась из-за этого в его жизни (см. 3Цар 11:3).
28 [13] — См. 3Цар 11:3.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.