Аггей 2 глава

Книга пророка Аггея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 В двадцать первый день седьмого месяца[4] было слово Господа через пророка Аггея:
2 — Говори с наместником Иудеи Зоровавелем, сыном Шеалтиила, первосвященником Иисусом, сыном Иоседека, и остальным народом. Спроси их:
3 «Кто из вас ещё помнит этот дом в его прежней славе? Каким вы видите его сейчас? Разве он не кажется вам ничтожным?»
4 Но сейчас ободрись, Зоровавель, — возвещает Господь. — Ободрись, Иисус, сын Иоседека, первосвященник. Ободритесь, и весь народ страны, — возвещает Господь, — и трудитесь, потому что Я с вами, — возвещает Господь Сил, —
5 по завету, который Я заключил с вами, когда вы вышли из Египта. Мой Дух пребывает с вами; не бойтесь!
6 Так говорит Господь Сил: «Вскоре Я ещё раз сотрясу небеса и землю, море и сушу.
7 Я сотрясу все народы, и они придут к тому, что желанно всеми народами, и Я наполню этот дом славой[5], — говорит Господь Сил. —
8 Серебро и золото Мои, — возвещает Господь Сил. —
9 Слава этого дома превзойдет славу прежнего, — говорит Господь Сил, — и здесь Я дарую мир, — возвещает Господь Сил».
10 В двадцать четвертый день девятого месяца, во второй год правления царя Дария[6], было слово Господа к пророку Аггею:
11 — Так говорит Господь Сил: «Спроси священников, что говорит Закон:
12 если кто-то несет посвященное мясо в поле одежды и прикоснется ею к хлебу, похлебке, вину, маслу или другой еде, освятится ли эта еда?»
Священники ответили:
— Нет.
13 Тогда Аггей сказал:
— А если тот, кто осквернился, прикоснувшись к покойнику, коснется одной из этих вещей, тогда эта вещь осквернится?
— Тогда осквернится, — ответили священники.
14 И Аггей сказал:
— Так возвещает Господь: «Так и с этим народом, с этим родом, что предо Мной. Всё, что они делают, и всё, что они приносят там, — нечисто.
15 Подумайте о недавнем прошлом, до того, как камень был положен на камень в храме Господа.
16 Когда вы приходили к копне, в которой было 20 мер, в ней оказывалось лишь 10. Когда вы приходили к давильне, чтобы начерпать 50 мер, в ней оказывалось всего 20 мер.
17 Я поражал все труды ваших рук знойным ветром, плесенью и градом, но вы не обращались ко Мне, — возвещает Господь. —
18 Подумайте о недавнем прошлом, начиная с сегодняшнего дня, двадцать четвертого дня девятого месяца, когда были заложены основания храма Господа.
19 Остались ли ещё семена в закромах? Ни виноградная лоза, ни инжир, ни гранат, ни олива до сих пор не принесли плода. Но с этого дня Я благословлю вас».
20 В двадцать четвертый день месяца во второй раз к пророку Аггею было слово Господа:
21 — Скажи Зоровавелю, наместнику Иудеи, что Я сотрясу небо и землю.
22 Я низвергну царские престолы и сломлю силу чужеземных царств. Я опрокину колесницы и колесничих; падут кони и их наездники погибнут от мечей друг друга.
23 В тот день, — возвещает Господь Сил, — Я возьму тебя, Мой слуга Зоровавель, сын Шеалтиила, — возвещает Господь, — и уподоблю перстню с печатью[7], потому что Я избрал тебя, — возвещает Господь Сил.

Толкования Августина

Стих 3

Остаются три малых пророка, пророчествовавшие в конце плена, — Аггей, Захария и Малахия. Из них Аггей пророчествовал с большею ясностью о Христе и о Церкви в следующих кратких словах: так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами (6 Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, 7 и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Агг 2:6−7). Это пророчество мы видим отчасти уже исполнившимся, а отчасти надеемся, что оно должно исполниться в конце. Так, свидетельством ангелов и звезд, бывшим при воплощении Христа, Бог потряс небо. Он потряс землю величайшим чудом рождения Его от Девы. Потряс небо и сушу проповедью о Христе и по островам, и по всей земле. Таким образом, мы видели, как подвигнулись все народы к вере. А что говорится далее: придет Желаемый всеми народами, — то это ожидается еще относительно второго Его пришествия. В самом деле, чтобы быть желанным для ожидающих, Ему надлежало быть прежде возлюбленным для верующих.

О граое Божием 18.35. СL 0313, SL48 18.35.1.

Стих 6

Из них Аггей пророчествовал с большею ясностью о Христе и о Церкви в следующих кратких словах: «Так говорит Господь Саваоф: еще раз, — и это будет скоро, — Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, — и придет Желаемый всеми народами» (6 Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, 7 и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Агг 2:6−7). Это пророчество мы видим отчасти уже исполнившимся, а отчасти надеемся, что оно должно исполниться в конце. Так, свидетельством ангелов и звезд, бывшим при воплощении Христа, Бог потряс небо. Он потряс землю величайшим чудом рождения Его от Девы. Потряс небо и сушу проповедью о Христе и по островам, и по всей земле. Таким образом, мы видели, как подвигнулись все народы к вере. А что говорится далее: «Придет Желаемый всеми народами», — то ожидается еще относительно второго Его пришествия. В самом деле, чтобы быть желанным для ожидающих, Ему надлежало быть прежде возлюбленным для верующих.

«О граде Божием". Глава XXXV. О предсказаниях трех пророков, именно Агея, Захарии и Малахии.

Стих 9

Этот, принадлежащий новому завету, дом Божий настолько во всех отношениях славнее, насколько лучше те живые камни, верующие и возрожденные, из которых он созидается. Под видом же восстановления того храма он изображается потому, что и само обновление этого здания на пророческом языке означает другой завет, называемый «новым». Таким образом, в словах, которые Бог изрек в упомянутом пророчестве: и на месте сем Я дам мир (9 Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф. Агг 2:9), — под местом означающим нужно разуметь место означаемое. А так как тем возобновленным местом обозначается Церковь, которая должна была быть создана Христом, то слова: и на месте сем Я дам мир, — нужно понимать так: Я дам мир в том месте, которое этим местом означается. Ибо все означающее представляется некоторым образом олицетворением тех предметов, которые оно обозначает; как, например, в словах апостола: камень же был Христос (4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 1Кор 10:4); потому что камень тот, о котором это сказано, несомненно, означал Христа.

Итак, слава этого новозаветного дома больше, чем слава дома прежнего, ветхозаветного, а явится она большею тогда, когда он будет освящен. Тогда придет Желаемый всеми народами (7 и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Агг 2:7), как читается в еврейском [кодексе]. Ибо до Своего пришествия Он еще не был желанным всеми народами: кого они должны были желать, они еще не знали, еще не веровали в Него. Тогда, по переводу Септуагинты (этот смысл их перевода тоже пророческий), придут избранные Господом от всех народов (LXX; 7 и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Агг 2:7). Ибо тогда действительно придут только избранные, о которых говорит апостол: Он избрал пас в Нем прежде создания мира (4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, Еф 1:4).

О граде Божием 18.48. СL 0313, SL48 18. 48. 10.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [4] — 17 октября 520 г. до н. э.
7 [5]Я наполню этот дом славой. Это обещание исполнилось в Иисусе Христе. Например, в Новом Завете (Лк 2:27-32) рассказывается о том, как младенца Иисуса впервые принесли в храм. Позже, перед самой смертью, Иисус заявил в храме, что Он — Живая Вода, которая может дать истинную жизнь всем тем, кто поверит в Него (Ин 7:37-39). Это заявление о пути спасения, которое Бог предлагает всем, является еще одним исполнением данного Им обещания.
10 [6] — 18 декабря 520 г. до н. э.
23 [7]Печать была знаком власти, а также удостоверяла личность ее владельца и его право на собственность. Здесь Бог в лице Зоровавеля обращает в благословение то проклятие, которое Он произнес над его дедом, царем Иехонией (см. Иер 22:24). Зоровавель таким образом становится прообразом Христа и залогом Его пришествия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.