От Матфея 10 глава

Евангелие от Матфея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Созвав двенадцать Своих учеников, Иисус дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять все болезни и недуги.
2 Вот имена двенадцати апостолов:
Симон, прозванный Петром, и его брат Андрей, Иаков, сын Зеведея и его брат Иоанн,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и сборщик налогов Матфей, Иаков, сын Алфея, и Фаддей,
4 Симон Кананит[61] и Иуда Искариот[62] (который впоследствии и предал Его).
5 Этих двенадцать Иисус послал, дав такие повеления:
— Не ходите к язычникам и не заходите ни в какой из самарянских городов.
6 Идите прежде всего к погибшим овцам Израиля.
7 Идите и возвещайте: «Царство Небесное уже близко!»
8 Исцеляйте больных, воскрешайте мертвых, очищайте прокаженных, изгоняйте демонов. Вы получили даром, даром и давайте.
9 Не берите с собой в поясах ни золота, ни серебра, ни меди,
10 ни сумки в дорогу, ни запасной одежды, ни сандалий, ни посоха, потому что работник заслуживает пропитания.
11 В какой бы город или селение вы ни зашли, найдите там достойного человека и остановитесь у него до тех пор, пока не отправитесь дальше.
12 Когда входите в дом, пожелайте мира всем, кто в нём.
13 Если дом окажется достоин, то ваш мир будет на нём, если же нет, то ваш мир вернется к вам.
14 А если кто вас не примет или не станет слушать ваших слов, то отряхните пыль с ваших ног, уходя из этого дома или города.
15 Говорю вам истину: Содому и Гоморре[63] будет легче в День Суда, чем этому городу.
16 Вот Я посылаю вас, как овец в волчью стаю. Поэтому будьте мудры, как змеи, и невинны, как голуби.
17 Остерегайтесь людей, они будут отдавать вас под суд и избивать вас в своих синагогах.
18 Из-за Меня вас поведут к правителям и царям, и вы будете свидетельствовать им и язычникам.
19 Когда же вас приведут на суд, не беспокойтесь о том, как или что вам говорить. В тот час вам будет дано, что сказать,
20 и уже не вы будете говорить, а Дух вашего Отца будет говорить в вас.
21 Брат предаст брата, а отец — своего ребенка, тем самым обрекая их на верную смерть. Так же будут поступать и дети: восставать против родителей и предавать их.
22 Все вас будут ненавидеть из-за Меня, но тот, кто выстоит до конца, будет спасен.
23 Когда вас будут преследовать в одном городе, бегите в другой. Говорю вам истину: вы не успеете обойти всех израильских городов, как придет Сын Человеческий.
24 Ученик не выше своего учителя, и слуга не выше господина.
25 Пусть ученик будет доволен, если достигнет положения своего учителя, и слуга — положения своего господина. Если хозяина дома называют Веельзевулом, то тем более домашних его.
26 Итак, не бойтесь их. Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, что не стало бы известным.
27 Что Я говорю вам во тьме, говорите при свете дня, и что вам сказано шепотом на ухо, провозглашайте с крыш!
28 Не бойтесь тех, кто убивает тело, а душу убить не может. Бойтесь скорее Того, Кто может бросить в ад на погибель и душу, и тело.
29 Не продают ли пару воробьев всего за одну медную монету?[64] Однако ни один из них не упадет на землю без воли вашего Небесного Отца.
30 А у вас даже и волосы на голове все сосчитаны!
31 Поэтому не бойтесь — вы дороже множества воробьев!
32 Каждого, кто открыто признает Меня перед людьми, того и Я признаю перед Моим Небесным Отцом,
33 а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Моим Небесным Отцом.
34 Не думайте, что Я пришёл принести на землю мир. Я пришёл, чтобы принести не мир, а меч.
35 Я пришёл
«разделить сына с отцом, дочь с матерью, невестку со свекровью,
36 и врагами человеку станут его домашние»[65].
37 Кто любит своего отца или мать больше, чем Меня, тот недостоин Меня, и кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот недостоин Меня,
38 и кто не возьмет свой крест и не последует за Мной, тот недостоин Меня.
39 Кто сбережет жизнь[66], тот потеряет её, и кто потеряет жизнь ради Меня, тот обретет её вновь.
40 Кто принимает вас, принимает Меня, и кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня.
41 Кто примет пророка потому, что он пророк, тот получит награду пророка, и кто примет праведника потому, что он праведник, получит награду праведника.
42 И если кто-либо напоит одного из самых меньших чашей холодной воды, только потому что он Мой ученик, то, говорю вам истину, он не останется без награды.

Толкования Августина

Стих 19

См. ст. 20

Стих 20

В этом чтении мы слышали: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. И в другом месте Он говорит: И се, Я с вами во все дни до скончания века (20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф 28:20). Неужели те, кто тогда слышал этот голос, будут пребывать здесь до скончания века? Но Господь заботился не только о тех, кому предстояло покинуть эту жизнь, но также и об остальных, и о нас самих, и о тех, кто после нас будет пребывать в этой жизни, наших преемниках, и видел всех воедино в Своем теле. И потому этот Голос, который говорил: Я с вами во все дни до скончания века, услышали не только они, но и мы. И если тогда мы не слышали [Его] в нашем ведении, то слышали в Его предведении. Вот почему нам, спокойным, словно овцам среди волков (16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф 10:16), следует придерживаться заповедей Того, Кто предостерегает нас, чтобы мы были просты, как голуби, и мудры, как змии. Просты, как голуби, чтобы мы никому не вредили; мудры, как змии, чтобы остерегались, чтобы никто не навредил нам.

Стих 28

Евангелие — это жизнь; нечестие и незнание — это смерть души. И вот, [душа] может умереть, и при этом — бессмертна. Каким же образом она бессмертна? Таким, что постоянно существует некая жизнь, которая в душе никогда не исчезает. Каким же образом она умирает? Не так, чтобы не было жизни, но оставляя жизнь. Ведь и душа, и жизнь — это некие вещи, и сама душа также имеет свою собственную жизнь. Обрати внимание на порядок творения. Жизнь тела — душа, а жизнь души — Бог. Как в теле присутствует жизнь, то есть душа, чтобы тело не умирало, так должна и в душе присутствовать жизнь, то есть Бог, чтобы не умерла душа. Как умирает тело? Покинув душу. Как я говорил немного раньше, я исследую, почему умирает тело? Потому что отделяется от своей жизни — души. Почему же умирает душа? Потому что ее оставляет ее жизнь — Бог. Поэтому, кратко узнав об этом, твердо знайте и придерживайтесь того, что тело мертво без души, а душа мертва без Бога. Любой человек без Бога обладает мертвой душой. Ты скорбишь о мертвых, скорби лучше о грехах, скорби о нечестии, скорби о неверии.

Источник: Проповеди.

Стих 29

См. комм. к 8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, Пс 148:8

Стих 34

«Не мир пришел Я принести, — говорил Господь, — но меч». И слово Божие называется в священном Писании мечом обоюдоострым (12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Евр 4:12) по причине остроты двух заветов.

Источник: О граде Божием, 20.21

Стих 37

Пусть отец говорит: «Люби меня». Пусть мать говорит: «Люби меня». На эти слова я отвечу: «Умолкните». Но разве не справедливо то, о чем они просят? И не должен ли я вернуть им то, что получил? Отец говорит: «Я породил тебя». Мать говорит: «Я родила тебя». Отец говорит: «Я обучил тебя». Мать говорит: «Я вскормила тебя». Пожалуй, их слова справедливы, когда они говорят: «Движется сила в крыльях его, но не улетай должником, верни то, что мы прежде доставили [тебе]». Давайте ответим отцу и матери, справедливо говорящим: «Люби нас», давайте ответим: «Я люблю вас во Христе, но не вместо Христа. Будьте со мной в Нем, но я не буду с вами без Него». «Но нам не нужен Христос», — говорят они. «Но мне нужен Христос больше, чем вы. [Неужели] я позабочусь о родителях и забуду Создателя?»

Источник: «Проповеди" 65 А.5

***

Возбужденным этой любовью или, скорее, для того, чтобы возбудить, Господь говорит следующее: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и... кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Не уничтожает Он любви к родителям, жене и детям, но упорядочивает ее. Не сказал: «кто любит», но: «кто любит... более... Меня». Это есть то же, что и Церковь говорит в книге Песнь Песней: «и знамя его надо мною — любовь» (4 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь. Песн 2:4). Люби отца своего, но не более Господа. Люби родителя, но не более Создателя. Отец хотя и родил, но не сам образовал тебя. Потому что, кто и каков ты будешь, — не знал он, когда ты рождался. Отец воспитал тебя, но не он произвел хлеб для тебя, голодающего. В конце концов, кое-что оставив для тебя на земле, отец твой уходит, чтобы ты последовал ему, и смертью своею освобождает место для твоей жизни. Отец же — твой Бог — все, что ни сохраняет для тебя, сохраняет вместе с Собой, так что ты получаешь наследство вместе с отцом и не ждешь в ожидании наследства, когда владелец уйдет, но соединяешься с Тем, Кто всегда пребывает, ты, имеющий также всегда пребывать. Люби отца, но не более Бога твоего. Люби мать твою, но не более Церкви, которая родила тебя для жизни вечной. Из самой любви к родителям заключи, наконец, как нужно любить Бога и Церковь. Если так должно любить тех, которые родили тебя для того, чтобы ты умер, то как же следует любить тех, кои родили тебя для вечности, чтобы ты всегда пребывал. Люби жену твою, люби детей твоих во имя Бога, научая их чтить вместе с тобою и Бога, с Коим когда соединишься ты, не будешь бояться никакого разделения. Поэтому не следует любить детей своих более Бога, и худо любил бы ты их, если бы не позаботился привести к Богу вместе с собою. Придет и для тебя, быть может, час мученичества. Ты захочешь исповедывать Христа. Исповедав, получишь, может быть, временную смерть. Но вот отец, жена или сын соблазняют тебя, чтобы ты избег страданий, но прельщениями своими производят они то, что ты действительно умираешь. Тогда лишь исполняешь слова Христовы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, тот не достоин Меня», — когда такие прельщения не действуют на тебя.

Источник: Беседа 344

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [61] — То же, что и Зилот (см. Лк 6:15), в знач.: ревнитель— член крайней религиозно-политической группировки, выступавшей против римской оккупации Израиля.
4 [62]Искариот. Вероятно, человек из Кериота.
15 [63] — См. Быт 19:1-29.
29 [64] — Букв.: за ассарий— 1/16 часть динария, монеты, которая равнялась дневному заработку наемного работника.
36 [65]Мих 7:6.
39 [66] — Или: душу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.