— Идите в селение, которое перед вами, там вы сразу же найдете привязанную ослицу и рядом с ней осленка. Отвяжите их и приведите ко Мне.
«Осанна[130] Сыну Давида!» «Благословен Тот, Кто приходит во имя Господа!» «Осанна в вышине небес![131]»
— Кто это?
— Это пророк Иисус из Назарета, что в Галилее!
— Написано: «Дом Мой будет назван домом молитвы»,[132] а вы превращаете его в «разбойничье логово»[133].
— Да, — ответил Иисус, — разве вы не читали, что написано:
«Из уст младенцев и грудных детей Ты вызовешь Себе хвалу»[134]?
— Как это инжир мог так быстро засохнуть?
— Говорю вам истину: если вы будете верить, не сомневаясь, то сможете сделать не только то, что было сделано с инжиром, но даже если вы скажете этой горе: «Поднимись и бросься в море!» — то так и будет.
— Чьей властью Ты всё это делаешь, и кто дал Тебе эту власть?
— Я тоже задам вам вопрос, и если вы Мне ответите, то и Я скажу вам, чьей властью Я это делаю.
Они стали рассуждать между собой: «Если мы скажем: „С Небес“, то Он спросит: „Так почему же вы ему не поверили?“.
Иисус сказал им:
— Тогда и Я вам не скажу, чьей властью Я всё это делаю.
— Первый, — ответили они.
Иисус тогда сказал им:
— Говорю вам истину: сборщики налогов и блудницы впереди вас идут в Царство Божье.
— Разве вы никогда не читали в Писаниях:
«Камень, Который отвергли строители, стал краеугольным. Это совершил Господь, и как это удивительно в глазах наших!»[137]?
Стих 20
Теперь же, дабы сообщить эту истину1 , Господь поступил пророчески. В случае с этим деревом Он желал не только явить чудо, но этим чудом сообщить нечто, относящееся к будущему. Таких примеров поучения и убеждения нас много, хотя бы мы и сопротивлялись.
Для начала: чем согрешило дерево, не принеся плода? Даже если бы на нем не было плода в должное время, то есть когда созревают плоды, то и тогда не было бы вины дерева, ибо дерево, не имея чувств, не может быть повинно. К тому же, как мы читаем у другого евангелиста, говорящего о том же самом, еще не время было собирания смокв. 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. Мк 11:13 Это было время, когда смоковница покрывается нежной листвой, что бывает, как знаем, до созревания плодов. Тут мы представляем себе, что день страданий Господа приближался, и мы знаем, когда Он пострадал. И чтобы выразить это ясно, евангелист, которому мы должны верить, замечает, что смоковнице не время было приносить плоды. Но если бы это было только чудо, чтобы его явить, но если бы в нем не было некоего пророческого прообразования, то куда бы достойнее милосердию и милости Господа было, найдя засохшее дерево, вернуть его к жизни. Это более стало бы соответствовать исцелению Им больных, очищению прокаженных, воскрешению умерших.
Наоборот, будто бы вопреки Его обычному правилу милосердия, Он нашел зеленеющее дерево, еще не дающее плодов, поскольку время не пришло, но готовящееся дать плоды, — и что же Он делает? Иссушает его. Он как бы говорит человеку: «Мне нет радости в иссушении дерева. Поступая так, Я хочу довести до тебя, что действую не без основания, но ради того, чтобы ты научился: Я не дерево проклял, не бесчувственному дереву принес наказание; но Я тебя устрашил, кто бы ты ни оказался, — чтобы ты не подвел Христа, когда Он взалкает, дабы ты мог надеяться оказаться в поре созревания плодов, а не во время покрывания листвой».
Я должен сообщить вам то, что всегда надо помнить при истолковании Писания. Все, что говорится или делается, надо понимать либо буквально, либо образно, но бывает, что надо соединить то и другое — буквальное толкование и образное значение. Итак, Христос, желая дать нам поучение, хочет, чтобы мы приносили плоды, и предлагает нам такой образ — этот образ не вымысел, но достоин похвалы.
*1 Истина, о которой идет речь, в целом касается народного завета — об этом Августин рассуждает выше. Более конкретно: истина выражается в том, что для Израиля пришло время принести плоды.
Проповеди 89.3 — 6
С1. 0284, 89.PL 38.555.36−558.31.