От Матфея 3 глава

Евангелие от Матфея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 В те дни Иоанн Креститель начал проповедовать в Иудейской пустыне.
2 — Покайтесь, потому что Царство Небесное уже близко! — говорил он.
3 Об Иоанне говорил пророк Исаия:
«Голос раздается в пустыне: „Приготовьте путь Господу, сделайте прямыми дороги Его!“»[18]
4 Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Пищей ему служили саранча и дикий мед.
5 К нему приходил народ из Иерусалима, со всей Иудеи и из окрестностей Иордана.
6 Они исповедовали свои грехи, и Иоанн крестил их в реке Иордан.
7 Фарисеям[19] и саддукеям[20], которые приходили к нему, чтобы креститься, Иоанн сказал:
— Вы, змеиное отродье! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от грядущего гнева?
8 Делами докажите искренность вашего покаяния.
9 Не думайте говорить в себе: «Наш отец Авраам!» Говорю вам, что Бог может и из этих камней сотворить детей Аврааму.
10 Уже и топор лежит у корня деревьев, и всякое дерево, не приносящее хорошего плода, будет срублено и брошено в огонь.
11 Я крещу вас водой в знак покаяния, но после меня придет Тот, Кто могущественнее меня. Я даже недостоин нести Его сандалии. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем.
12 У Него в руках лопата, чтобы провеять зерно на току; Свою пшеницу Он соберет в хранилище, а мякину сожжет в неугасимом огне.
13 Затем из Галилеи к Иордану пришёл Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна.
14 Иоанн хотел было отговорить Его:
— Это мне нужно креститься у Тебя, зачем же Ты пришёл ко мне?
15 Но Иисус ответил:
— Пусть сейчас будет так. Нам надо исполнить всё, что требует праведность.
Тогда Иоанн согласился.
16 Как только Иисус крестился и вышел из воды, раскрылись небеса, и Он увидел Духа Божьего, спускающегося подобно голубю и садящегося на Него.
17 И вот голос с небес, говорящий:
— Это Сын Мой, любимый Мною, в Нем Моя радость![21]

Толкования Августина

Стих 17

Итак, [здесь] мы отчетливо видим Троицу: в голосе — Отца, в человеке — Сына, в голубе — Духа Святого. Именно в такой последовательности следовало упомянуть [об этом], поскольку так легче всего воспринимать. Ведь [явление] Троицы передается здесь столь очевидно, что не остается ни малейшего места для сомнения. Когда Сам Господь Христос в образе раба приходит к Иоанну, это, несомненно, Сын: ведь нельзя сказать, что это — Отец или Святой Дух. Когда сказано: Приходит Иисус, — это, несомненно, Сын Божий. И о голубе кто усомнится? Или кто скажет, что такое голубь, когда само Евангелие самым очевидным образом свидетельствует: И Дух Святой нисшел на Него в виде голубя (22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:22)? Также и о гласе не может быть никакого сомнения, что это — Отец, когда сказано: Ты Сын Мой Возлюбленный. [Таким образом] мы отчетливо видим Троицу. И если бы мы рассматривали отдельные места, то я осмелюсь сказать (какой бы страх я ни испытывал, говоря это, однако дерзну), что мы видели Троицу словно бы разделенную. Когда Иисус пришел на реку, из одного места в другое, голубь сошел с неба на землю, из одного места в другое; [наконец] сам голос Отца, который звучал и не с земли, и не от воды, но с небес: все Трое как бы различаются местами, различаются служениями, различаются действиями. Кто-нибудь скажет мне: покажи нераздельность Троицы. Помни, что ты должен отвечать, как православный. Ибо так учит наша вера, то есть ваша вера, правильная вера, православная вера, опирающаяся не на мнение предположений, но на свидетельство Писаний, не колеблемая еретическим безрассудством, но основанная на апостольской истине. Так мы знаем, так верим, даже если не видим этого ни глазами, ни сердцем, до тех пор, пока не очистимся верой. Однако благодаря этой самой вере мы самым непреклонным и твердым образом знаем, что Отец, Сын, Дух Святой есть нераздельная Троица, Единый Бог, а не три Бога. Но таким образом Единый Бог, что Сын не есть Отец, Отец не есть Сын, Дух Святой не есть ни Отец, ни Сын, но Дух Отца и Сына. Эту невыразимую Божественность, сохраняющуюся в Самой Себе, все возрождающую, творящую, обновляющую, направляющую, возвращающую, судящую, освобождающую, эту Троицу мы знаем одновременно как невыразимую и нераздельную.

Проповеди.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [18]Ис 40:3.
7 [19]Фарисеи. Религиозная группа, которую отличало неукоснительное выполнение Закона, следование обычаям предков и строгое соблюдение ритуальной чистоты.
7 [20]Саддукеи. Религиозная группа иудеев, состоящая преимущественно из священников и иерусалимских аристократов. Саддукеи отрицали «устное предание» фарисеев и не верили в воскресение мертвых, а так же в существование ангелов и демонов. Саддукеи имели огромное влияние в Высшем Совете иудеев.
17 [21] — См. Быт 22:2; Пс 2:7; Ис 42:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.