От Матфея 8 глава

Евангелие от Матфея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Иисус спустился с горы, и за Ним последовало множество людей.
2 Тут к Нему подошел человек, больной проказой[48], поклонился Ему и сказал:
— Господи, если Ты захочешь, Ты можешь меня очистить.
3 Иисус протянул руку и прикоснулся к нему, сказав:
— Хочу, очистись! — В тот же миг человек исцелился от проказы.
4 Иисус тогда сказал ему:
— Смотри, никому не говори об этом, но пойди, покажись священнику и принеси в жертву дар, как это повелел Моисей[49]. Так твое исцеление будет удостоверено перед людьми.
5 Когда Иисус пришёл в Капернаум, к Нему подошел сотник и попросил о помощи.
6 — Господин, — сказал он, — мой слуга лежит дома парализованный и ужасно мучается.
7 Иисус ответил ему:
— Хорошо, Я приду и исцелю его.
8 Сотник возразил Иисусу:
— Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под крышу моего дома. Скажи лишь слово, и мой слуга выздоровеет.
9 Ведь и сам я подчиняюсь приказам, и у меня в подчинении тоже есть воины. Я говорю одному: «Ступай!» — и он идет, другому: «Ко мне!» — и тот приходит. Слуге моему говорю: «Сделай это!» — и он делает.
10 Иисус, услышав это, удивился и сказал тем, кто шёл за Ним:
— Говорю вам истину, что даже в Израиле Я не встречал такой сильной веры.
11 Говорю же вам, что многие из других народов придут с востока и запада и возлягут на пиру с Авраамом, Исааком и Иаковом в Небесном Царстве.
12 Сыны же Царства будут выброшены вон, во тьму, где будет плач и скрежет зубов.
13 И Иисус сказал сотнику:
— Иди! По твоей вере будет тебе.
И в тот же час слуга выздоровел.
14 Придя в дом Петра, Иисус увидел, что его теща лежит в горячке.
15 Он прикоснулся к её руке, и жар оставил её, она встала и начала накрывать для Него на стол.
16 С наступлением вечера к Иисусу привели много людей, одержимых демонами. Он изгнал духов словом и исцелил всех больных.
17 Это было исполнением слов пророка Исаии: «Он взял наши немощи и понес наши болезни».[50]
18 Когда Иисус увидел, что вокруг Него собралась большая толпа, Он велел ученикам переправиться на другую сторону озера.
19 Тут к Нему подошел один из учителей Закона и сказал:
— Учитель, я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел.
20 Иисус ответил:
— У лисиц есть норы, и у птиц небесных — гнезда, а Сыну Человеческому[51] [52] негде и голову приклонить.
21 А другой человек, из Его учеников, сказал:
— Господи, разреши мне прежде пойти и похоронить отца моего.[53] [54]
22 Но Иисус ответил ему:
— Следуй за Мной, пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов.
23 Иисус вошел в лодку, и ученики сели вместе с Ним.
24 Внезапно на озере поднялся такой сильный шторм, что лодку захлестывало волнами. А Иисус в это время спал.
25 Ученики разбудили Его, говоря:
— Господи, спаси нас! Мы гибнем!
26 Иисус ответил:
— Маловеры, ну что вы испугались? — Он встал, запретил ветру и озеру, и наступил полный штиль.
27 Ученики удивленно спрашивали:
— Кто же Он, что даже ветер и озеро повинуются Ему?
28 Когда Иисус прибыл на другую сторону озера, в Гадаринскую[55] землю, навстречу Ему из гробниц вышли два человека, одержимых демонами. Они были такие буйные, что никто не решался проходить той дорогой.
29 — Что Ты от нас хочешь, Сын Божий? — закричали они. — Ты пришёл мучить нас ещё до назначенного срока?
30 Неподалеку от них паслось большое стадо свиней.
31 Демоны попросили Иисуса:
— Если Ты нас выгонишь, то пошли нас в это стадо свиней.
32 Иисус сказал им:
— Идите!
Выйдя из людей, демоны вошли в свиней. Всё стадо бросилось с обрыва в озеро и погибло в воде.
33 А свинопасы побежали в город и всё рассказали, включая и то, что произошло с одержимыми.
34 Тогда все жители города вышли навстречу Иисусу и, увидев Его, попросили покинуть их края.

Толкования Августина

Стих 8

Когда Господь Иисус пообещал, что придет в дом сотника, чтобы излечить его слугу, тот ответил: Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Называя себя недостойным, он обнаружил свое достоинство, чтобы Христос вошел не только в стены его дома, но и в его сердце.

И он не сказал бы этого с такой верой и смирением, если бы не носил в сердце Того, Кого трепетал впустить в свой дом. Ведь не было бы большой пользы, если бы Господь Иисус вошел в его стены, но не был в его сердце. Ибо Учитель смирения и словом, и делом возлежал также в доме некоего надменного фарисея по имени Симон. Но хотя Он возлежал в его доме, в его сердце Сын Человеческий не имел, где преклонить голову (20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Мф 8:20).

Стих 10

Итак, этот человек был из язычников, ибо он был сотником. Среди еврейского народа тогда уже находилось войско Римской империи. Он командовал там воинами, поскольку смог стать сотником. Будучи подвластным, он обладает властью; находясь в подчинении, он покорен, но управляет подчиненными. Хотя Господь был среди иудейского народа (пусть ваша любовь поневоле обратит на это особое внимание), Он уже предвозвещал будущую Церковь во всей вселенной, в которую пошлет [затем] апостолов. Язычники Его Самого не увидели и не уверовали в Него. Его узрели и встретили иудеи. И хотя телесно Господь не вошел в дом сотника, однако, отсутствуя телесно, Он исцелил и его веру, и сам дом, присутствуя Своим величием. И подобным образом телесно Господь явился только среди иудейского народа. Среди других же народов Он не родился от Девы, не страдал, не странствовал, не проповедовал, не совершал божественные чудеса. Ничто из этого не происходило среди прочих народов: но однако через [сотника] должно было исполниться сказанное: Народ, которого я не знал, служит мне (44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; Пс 17:44). Каким же образом, если он не знал? По одному слуху о мне повинуются мне (45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; Пс 17:45).

Стих 11

Посмотрите: о чем вы слышали из Евангелия как о будущем, происходит уже тогда. Поэтому говорю вам: благодаря похвальной вере сотника, хотя и чуждому по плоти, но своему по сердцу. Поэтому, сказано, многие придут с востока и запада. Не все, но многие. Наконец, сами [слова] с востока и запада, эти две части [света] означают весь мир. Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю. Сыны царства — это иудеи. Почему они названы сынами царства? Потому что получили закон, к ним были посланы пророки, у них был Храм и священство, они праздновали прообразы всех будущих [событий]. И хотя они славили прообразы этих событий, их наступление они не признали. Вот почему Христос говорит, что сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Мы видим отверженных иудеев и видим христиан с востока и запада, призванных на некое небесное пиршество возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом, где хлеб — праведность, а питье — премудрость.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [48] — Это греч. слово, традиционно переводимое как проказа, использовалось в отношении нескольких кожных заболеваний. Так же по всей книге.
4 [49] — См. Лев 14:1-32.
17 [50]Ис 53:4.
20 [51]Сын Человеческий. Букв.: Сын Человека— это один из титулов Христа, данный пророком Даниилом (см. Дан 7:13-14). Иисус всегда употреблял этот титул применительно к Себе. Он делал это, чтобы намекнуть на то, что Он и есть Тот Самый, о Ком говорится в КНИГЕ ПРОРОКА ДАНИИЛА, — Царь над всеми народами, Чье Царство будет вечным.
20 [52]Сын Человеческий. Букв.: Сын Человека— это один из титулов Христа, данный пророком Даниилом (см. Дан 7:13-14).
21 [53] — В первом веке существовал погребальный обычай, по которому тело усопшего на год помещали в пещеру. После этого времени, когда от тела ничего кроме костей не оставалось, их убирали и хоронили в урне. Этот стих может также быть переведен как: « Господи, разреши остаться со своим отцом, чтобы, когда он умрет, я смог похоронить его».
21 [54] — Этот стих может также быть переведен как: « Господи, разреши остаться со своим отцом, чтобы, когда он умрет, я смог похоронить его».
28 [55] — Другие варианты в разных рукописях: Гергесинскую Герасинскую.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.