От Марка 12 глава

Евангелие от Марка
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 И Он стал говорить с ними притчами:
— Один человек посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильни[68] и построил сторожевую башню[69]. Он отдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал в чужие края.
2 Когда пришло время, он послал слугу к виноградарям, чтобы тот забрал у них причитающуюся ему часть урожая.
3 Но виноградари схватили слугу, избили и отослали ни с чем.
4 Тогда хозяин послал к ним другого слугу; но они разбили ему голову и издевались над ним.
5 Хозяин послал ещё одного слугу; его виноградари убили. Он посылал ещё многих слуг, но виноградари одних избивали, других убивали.
6 В конце концов у хозяина остался только его единственный любимый сын. Он послал его к ним последним. «Сына-то моего они устыдятся», — думал он.
7 Но виноградари сказали друг другу: «Это наследник. Давайте убьем его, и наследство будет нашим».
8 Они схватили его, убили и выбросили его из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? Конечно же, он придет и убьет виноградарей, а виноградник отдаст другим.
10 Разве вы не читали в Писании:
«Камень, Который отвергли строители, стал краеугольным.
11 Это совершил Господь, и как это удивительно в глазах наших!»[70]?
12 Когда предводители народа поняли, что эту притчу Иисус рассказал о них, они хотели арестовать Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.
13 Потом они подослали к Нему фарисеев и сторонников Ирода, чтобы те поймали Его на слове.
14 Подойдя к Иисусу, они сказали:
— Учитель! Мы знаем, что Ты Человек честный и не стремишься никому угодить. Ты беспристрастен и истинно учишь пути Божьему. Следует ли платить налог[71] кесарю или нет? Платить нам или не платить?
15 Иисус, зная их лицемерие, сказал:
— Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть динарий.
16 Ему принесли монету, и Он спросил:
— Кто на ней изображен и чье на ней имя?
— Кесаря, — ответили они.
17 — Отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу, — сказал Иисус.
Они были поражены Его ответом.
18 К Иисусу подошли саддукеи[72], которые утверждают, что нет воскресения. Они спросили Его:
19 — Учитель, Моисей написал, что если у кого-либо умрет брат, оставив жену, но не оставив детей, то он должен жениться на вдове и восстановить род[73] своему брату[74].
20 Было семь братьев. Первый женился и умер, не оставив потомства.
21 На вдове женился его брат и тоже умер, не оставив потомства. То же самое произошло и с третьим.
22 Никто из семерых не оставил после себя сына. После всех умерла и женщина.
23 Чьей женой будет эта женщина после воскресения[75]? Ведь все семеро были женаты на ней.
24 Иисус ответил им:
— Не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни силы Божьей?
25 Воскресшие из мертвых не будут ни жениться, ни выходить замуж, а будут как ангелы на небесах.
26 А о том, что мертвые воскресают, разве вы не читали в книге Моисея, в том месте, где говорится о кусте, как Бог сказал Моисею: «Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»[76]?
27 Он Бог не мертвых, а живых. Вы глубоко заблуждаетесь.
28 Один из учителей Закона, слушая этот спор, заметил, как хорошо ответил Иисус, и спросил у Него:
— Какая из заповедей самая важная?
29 Иисус ответил:
— Самая важная заповедь — это: «Слушай, Израиль! Господь, наш Бог, — единый Господь.
30 Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим, всей душой своей, всем разумом своим и всеми силами своими»[77].
31 Вторая заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя».[78] Нет заповедей важнее этих двух.
32 Учитель Закона сказал:
— Хорошо сказано, Учитель. Ты прав, говоря, что Бог один, и нет другого Бога, кроме Него.
33 Любить Его всем сердцем, всем разумом, всеми силами и любить ближнего, как самого себя, — это важнее, чем все всесожжения и жертвы.
34 Иисус, видя, как разумно ответил учитель Закона, сказал ему:
— Недалеко ты от Божьего Царства.
С тех пор никто больше не решался задавать Ему вопросы.
35 Продолжая учить в храме, Иисус сказал:
— Почему учители Закона говорят, что Христос — Сын Давида?
36 Сам Давид сказал, вдохновляемый Святым Духом:
«Сказал Господь Господу моему: „Сядь по правую руку от Меня, пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“».[79]
37 Сам Давид называет Его Господом. Как же в таком случае Он может быть ему Сыном?
Большая толпа слушала Иисуса с радостью.
38 А Он учил:
— Остерегайтесь учителей Закона. Они любят наряжаться в длинные одежды и любят, когда их приветствуют на площадях.
39 Они сидят на самых почетных местах в синагогах и на званых обедах.
40 Они разоряют дома вдов и напоказ долго молятся. Таких ждет очень суровое наказание.
41 Сев напротив сокровищницы храма, Иисус смотрел, как люди кладут в неё деньги. Многие богачи бросали помногу.
42 Но вот подошла бедная вдова и бросила две медные монетки[80].
43 Иисус подозвал учеников и сказал им:
— Говорю вам истину, эта бедная вдова положила больше всех, кто клал в сокровищницу,
44 потому что все давали от своего избытка, а она от своей нищеты положила всё, что у неё было на жизнь.

Толкования Августина

Стих 7

Глупцы! Каким же образом станет вашим наследство? Потому что вы убили Его? Пускай убили Его, но наследство не будет вашим. Неужели вы думаете, что Спящий не восстанет?

Он спал, когда вы ликовали, убив Его. Вот и в другом псалме говорит: «Я спал»1. Они неистовствовали и хотели убить меня, Я же спал: ибо если бы не желал, не спал бы. Я сплю, потому что имею власть отдать жизнь и власть имею опять принять ее (17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Ин 10:17.). «Я ложился, спал и восставал»2. Так пусть неистовствуют иудеи, пусть будет земля отдана в руки нечестивых, пусть повесят на древе, прибьют гвоздями, пронзят копьем (Ср. 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; Мф 27:63; 31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Мк 8:31, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Мк 10:34; 33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Лк 18:33.): разве Спящий не восстанет!? (Ср. 14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Еф 5:14; 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Рим 6:4.)

Примечания

  • 1 — 6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Пс 3:6 (в переводе Вульгаты).
  • 2 — См. сноску
  • 1 —

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 38.40.10.3 [CCSL 38:456].

Стих 16

Образ императора на монете отличен от его образа в его сыне: и здесь и там — образ, однако на монете он иной. Один в сыне, и другой на золотой чеканке. Вот и ты — монета Божия, однако насколько лучшая, ибо и разумением, и всей жизнью ты знаешь, Чей образ в себе несешь и по Чьему образу создан! (Ср. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Быт 1:26−27; 2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. 2Кор 3:2−3.) Обычная же монета не знает, что несет на себе образ Царя.

Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 9.41.351 [CCSL 41:125−6].

Стих 17

Мы — монеты Божьи; как монеты из сокровищницы, ушли мы в скитания. В блуждании истерлось то, что было на нас запечатлено1. Однако явился Тот, Кто обновит нас, ибо Сам нас создал, и Он Сам ищет монету Свою, как ищет свою кесарь. Потому говорит: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Ср. 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Мф 22:21; 25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Лк 20:25.). Кесарю — монеты, Богу — самих себя.

Примечания

  • 1 — Т. е. образ Божий.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 40.9.36 [CCSL 36:355−6].

***

Кесарь ищет образ свой — возвращайте! Бог ищет образ Свой — возвращайте! Да не потеряет в вас кесарь монету свою, да не потеряет в вас Бог монету Свою. Они же не нашлись, что ответить: ведь посланы были, чтобы оклеветать Его.

И ушли, говоря, что никто не смог Ему отвечать. Почему так? Потому что обломились зубы во рту их (Ср. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Пс 3:7.).

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 39.57.11.49 [CCSL 39:719].

Стих 24

У людей, не знающих ни Писания, ни силы Божией (Ср. 29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, Мф 22:29.), нет этой надежды, которая восстанавливает утраченное, оживляет умершее, освежает испорченное, соединяет разделенное, бесконечно хранит тленное и бренное. Господь обещал это сделать и, уже совершив обещанное, дал нам веру.

Так пусть говорит с тобой об этом твоя вера и не обманется надежда твоя, если даже любовь твоя изнывает ныне! Об этом размышляй, этим обильно и верно утешайся!

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 263.57.4.634.11.

Стих 31

В этой жизни нет более ценного качества, нежели любить то, что достойно любви. Избрать это — мудрость; ничем не отвернуться от этого — крепость; не соблазниться — воздержанность; не возгордиться — праведность. Почему мы выбираем то, что особенно любим, потому ли, что не находим ничего лучшего? Но это — Сам Бог, и если Ему мы предпочитаем или приравниваем кого-либо, то, любя их, мы ничего не знаем о любви к себе. Настолько лучше становится нам, насколько ближе мы подходим к Нему; лучше уже не бывает. Мы приближаемся не ногами, но любовью, и настолько воспринимаем Его присутствие, насколько чиста та любовь, через которую к Нему приближаемся. Ведь в физическом смысле Он никаким местом не удерживается, и, следовательно, к Нему, Который вездесущ и все наполняет (Ср. Пс 138.), следует идти не ногами, но нравами. А нравы наши обыкновенно оцениваются не по тому, что человек знает, но по тому, что он любит: добрая или злая любовь рождает добрые или злые нравы (Ср. 33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. 1Кор 15:33.).

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 155.44.4.443.7.

Стих 37

Не умирало то, через что была создана Мария; умирало то, из чего она была создана. Не умирала вечность божественности, умирала немощь плоти. Он ответил так, чтобы верующие могли понять разницу: Кто и через кого пришел. А пришел через женщину-мать Бог и Господь неба и земли. Будучи Господом мира и Господом неба и земли, Он, конечно же, и Господь Марии. Будучи Творцом неба и земли, Он является также и Творцом Марии. В соответствии же со сказанным: Родился от жены, подчинился закону (4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, Гал 4:4.), Он — Сын Марии. Господь Марии, Сын Марии, Марии Творец, рожден от Марии. Не удивляйся, что Он и Сын, и Господь, и не только Марии, но и, как сказано, Сын Давида; и потому Сын Давида, что Он — Сын Марии. Услышь апостола, сказавшего ясно: Который родился от семени Давида по плоти (3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти Рим 1:3.). Услышь и то, что Он Господь Давида, о чем пусть сам Давид здесь говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (1 Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Пс 109:1.). Господь Сам говорил об этом иудеям, когда опровергал их (Ср. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Мф 22:41−46; 41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? Лк 20:41−44.). Как Давида Он Сын и Господь — Сын Давида поплоти, Господь же Давида по Божеству, — так же Марии Он Сын по плоти и Господь Марии по величию.

То есть не была она матерью Его Божества, но через Его Божество должно было свершиться чудо, о котором она просила, а Он ей ответил: Что Мне и Тебе, Жено? (4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Ин 2:4.) И чтобы не думала, что Я не принимаю Тебя как Мать: Еще не пришел час Мой (4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Ин 2:4.). Я узнаю Тебя, когда немощь, которой Ты мать, окажется на кресте.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 8.9.22 [CCSL 36:87−8].

***

Слова Господа, поставленные двумя евангелистами вслед за ответом книжника, следует понимать как произнесенные для того, чтобы слушающих наставить относительно Его власти и чтобы отвратить их от учения книжников, которые о Христе знали лишь то, что по плоти Он от семени Давида. Не ведали они, что Он — Бог и потому есть Господь даже Давида.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.74.143.246.16.

Стих 43

Что может быть величественнее того, братья, что и Закхей войдет в Царство Небесное за половину своего состояния (Ср. 1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Лк 19:1−10.), и вдова за две лепты, и оба равно станут владеть им? Что может быть значительнее того, что одно и то же Царство для богатого измеряется сокровищами, а для бедного — сосудом холодной воды? (Ср. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мф 10:42.)

Августин Иппонский, Толкования Псалмов. С1. 0283, 40.111.3.5 [CCSL 40:1627].

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [68] — В скале высекалось котлообразное углубление, в котором давили виноград, а сок вытекал через специально проделанное отверстие.
1 [69] — См. Ис 5:1-2.
10 [70]Пс 117:22-23.
14 [71] — Особый налог, которым облагались подчиненные народа, в отличие от римских граждан.
18 [72] — Религиозная группа иудеев, состоящая преимущественно из священников и иерусалимских аристократов. Саддукеи отрицали устное предание фарисеев и не верили в воскресение мертвых, а так же в существование ангелов и демонов. Саддукеи имели огромное влияние в Высшем Совете иудеев.
19 [73] — Букв.: семя. Также в ст. 22.
19 [74] — См. Втор 25:5-6.
23 [75] — В некоторых рукописях: « …воскресения, когда люди воскреснут из мертвых?»
26 [76]Исх 3:6.
29 [77]Втор 6:4-5.
31 [78]Лев 19:18.
36 [79]Пс 109:1.
42 [80] — Букв.: две лепты, что составляет один кодрант. Это была просто мизерная сумма.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.