От Марка 14 глава

Евангелие от Марка
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Через два дня наступала Пасха и праздник Пресных хлебов. Первосвященники и учители Закона искали удобного случая, чтобы хитростью схватить Иисуса и убить.
2 «Только не во время праздника, — говорили они, — иначе народ может взбунтоваться».
3 Иисус в это время был в Вифании, в доме Симона прокаженного. Он возлежал за столом, когда в дом вошла женщина с алебастровым кувшином очень дорогого ароматического масла, приготовленного из чистого нарда[89]. Отбив запечатанное горлышко, она вылила масло на голову Иисусу.
4 Некоторые из присутствовавших возмутились:
— Зачем так тратить благовония?
5 Ведь его можно было продать больше чем за 300 динариев, а деньги раздать нищим, — упрекали они её.
6 Но Иисус сказал:
— Оставьте её, что вы её упрекаете? Она сделала для Меня доброе дело.
7 Так как нищие всегда с вами,[90] и вы можете делать им добро, когда захотите, а Я не всегда буду с вами.
8 Она сделала, что могла: заранее помазала Мое тело для погребения.
9 Говорю вам истину: во всем мире, везде, где будет возвещена Радостная Весть, там в память об этой женщине будет рассказано и о том, что она сделала.
10 Иуда Искариот, один из двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать им Иисуса.
11 Услышав, для чего он пришёл, они обрадовались и обещали заплатить ему. И Иуда стал искать удобного случая, чтобы предать Иисуса.
12 В первый день праздника Пресных хлебов, когда закалывали пасхальных ягнят, ученики спросили Иисуса:
— Куда нам пойти, чтобы приготовить Тебе пасхальный ужин?
13 И Он послал двух учеников, сказав им:
— Идите в город, там вы встретите человека, несущего кувшин воды, идите за ним.
14 Скажите хозяину дома, куда этот человек войдет: «Учитель спрашивает: „Где Моя комната, в которой Я буду есть пасхальный ужин с Моими учениками?“»
15 Он покажет вам большую комнату наверху, приготовленную и убранную; там и приготовьте нам ужин.
16 Ученики пошли, вошли в город; и всё произошло так, как им сказал Иисус. Они приготовили пасхальный ужин.
17 Вечером Иисус пришёл туда с двенадцатью.
18 Когда они возлежали и ели, Иисус сказал:
— Говорю вам истину: один из вас, кто сейчас ест со Мной, предаст Меня.
19 Учеников это сильно опечалило, и один за другим они стали спрашивать Его:
— Но ведь это не я?
20 — Один из двенадцати, — ответил Иисус, — тот, кто вместе со Мной обмакивает хлеб в блюдо.
21 Да, Сын Человеческий уходит так, как о Нем сказано в Писании, но горе тому человеку, который предает Сына Человеческого! Лучше бы ему вообще не родиться.
22 Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил его, дал им и сказал:
— Возьмите, это Мое тело.
23 Затем Он взял чашу, поблагодарил за неё и подал им, и они все пили из неё.
24 — Это Моя кровь завета[91], проливаемая за многих, — сказал Иисус. —
25 Говорю вам истину: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда Я буду пить новое[92] вино в Божьем Царстве.
26 Они спели псалмы[93] и пошли на Оливковую гору.
27 — Вы все отступитесь от Меня, — сказал им Иисус, — ведь написано:
«Я поражу Пастуха, и разбегутся овцы».[94]
28 Но когда Я воскресну, Я направлюсь в Галилею прежде вас.
29 Петр сказал Ему:
— Даже если все Тебя оставят, я никогда этого не сделаю.
30 — Говорю тебе истину, — сказал ему Иисус, — в эту ночь, прежде чем петух пропоет два раза, ты трижды отречешься от Меня.
31 Но Петр уверял:
— Даже если мне придется умереть с Тобой, я никогда не откажусь от Тебя.
И все говорили то же.
32 Они пришли на место, называемое Гефсимания, и Иисус сказал Своим ученикам:
— Посидите здесь, пока Я буду молиться.
33 Он взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна. Его охватили ужас и тревога.
34 Тогда Он сказал им:
— Душа Моя объята смертельной печалью. Побудьте здесь и бодрствуйте.
35 Отойдя немного, Он пал на землю и молился, чтобы, если возможно, этот час миновал Его.
36Абба![95] Отец! — сказал Он. — Ты можешь всё! Пронеси эту чашу мимо Меня, но пусть всё будет не как Я хочу, а как Ты хочешь.
37 Затем Он возвратился и нашел их спящими.
— Симон, — спросил Он Петра, — ты спишь? Неужели ты не мог пободрствовать хоть один час?
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы вам не поддаться искушению. Дух бодр, но тело слабо.
39 Иисус снова ушел и молился теми же словами.
40 Когда Он вернулся, ученики опять спали, потому что их веки отяжелели; они не знали, что отвечать Иисусу.
41 Возвратившись в третий раз, Иисус сказал им:
— Вы всё спите и отдыхаете? Довольно! Время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников.
42 Вставайте, идем. Вот уже и Мой предатель приблизился.
43 Он ещё говорил, как появился Иуда, один из двенадцати, и с ним толпа, вооруженная мечами и кольями. Их послали первосвященники, учители Закона и старейшины.
44 Предатель так условился с ними: «Хватайте Того, Кого я поцелую, и уводите под стражей».
45 Придя на место, Иуда сразу же подошел к Иисусу и сказал: «Рабби!» — и поцеловал Его.
46 Пришедшие с Иудой, схватив Иисуса, взяли Его под стражу.
47 Один из стоявших рядом вытащил меч, ударил им слугу первосвященника и отсек ему ухо.
48 — Что Я, разбойник[96], что вы пришли с мечами и кольями, чтобы арестовать Меня? — спросил их Иисус. —
49 Каждый день Я был с вами в храме и учил, и вы не арестовывали Меня. Но пусть исполнятся Писания.
50 Все ученики оставили Его и убежали.
51 За Иисусом пошел лишь один молодой человек, завернувшись в льняное одеяние на голое тело. Когда его схватили,
52 он вырвался и убежал голый, оставив покрывало в руках у стражников.
53 В доме первосвященника, куда привели Иисуса, собрались все первосвященники, старейшины и учители Закона.
54 Петр, держась поодаль, следовал за Иисусом, прошёл во двор первосвященника и сел со стражниками греться у костра.
55 Первосвященники и весь Высший Совет искали показания против Иисуса, чтобы приговорить Его к смерти, но они ничего не могли найти.
56 Выступало много лжесвидетелей, но их показания не совпадали.
57 Нашлось несколько человек, которые встали и ложно заявили:
58 — Мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу этот храм, сотворенный руками людей, и в три дня построю другой, нерукотворный».
59 Но и в этом их свидетельства не совпали.
60 Потом первосвященник, встав посредине, спросил Иисуса:
— Тебе нечего ответить на эти свидетельства против Тебя?
61 Но Иисус молчал, не отвечая ни слова.
Первосвященник опять спросил Его:
— Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 — Я, — ответил Иисус, — и вы увидите Сына Человеческого, сидящим по правую руку от Всемогущего и идущим на облаках небесных[97].
63 Разорвав на себе одежды, первосвященник сказал:
— Какие нам ещё нужны свидетели?
64 Вы сами слышали кощунство! Каково ваше решение?
Все признали, что Он виновен и заслуживает смерти.
65 Тогда некоторые начали плевать на Него; Иисусу закрывали лицо, били Его кулаками и говорили: «Пророчествуй!» Потом Его стали избивать стражники.
66 Петр же в это время был внизу во дворе. Туда пришла одна из служанок первосвященника
67 и, увидев Петра, гревшегося у костра, всмотрелась в него и сказала:
— Ты тоже был с Иисусом из Назарета.
68 Но Петр отрицал это.
— Я вообще не знаю, о чем ты говоришь, — сказал он и вышел во внешний двор. И тут пропел петух.
69 Служанка увидела Петра и там и опять стала говорить стоявшим рядом:
— Это один из них.
70 Петр снова отрицал.
Но спустя немного времени стоявшие там люди опять сказали ему:
— Точно, ты один из них, ты ведь галилеянин.
71 Но Петр начал клясться и божиться:
— Я не знаю Человека, о Котором вы говорите.
72 И тотчас во второй раз пропел петух, и Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем два раза пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». И он горько заплакал.

Толкования Августина

Стих 30

Бог знает о нас и то, чего мы о себе сами не знаем. Так Петр не знал о своей слабости, когда Господь сказал ему, что тот трижды отречется от Него (Ср. 33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. 34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. Мф 26:33−35; 31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. 33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. 34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. Лк 22:31−34; 36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. 37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. 38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды. Ин 13:36−38.).

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 32.5.19 [CCSL 36:302].

Стих 36

Добрый Учитель и истинный Спаситель, сострадая немощным, на Себе показал, что страдающие не должны отчаиваться, если в сердце их во время страдания по слабости человеческой закрадется печаль. Они победят ее тем, что предпочтут своей воле волю Бога, ибо Он знает, как позаботиться о тех, над кем надзирает (Ср. 9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, 2Пет 2:9; 12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. Иак 1:12.).

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 3.4.14.285.11.

Стих 38

Итак, бодрствуй и молись, дабы не впасть в искушение... Если бы человек мог достичь этого по своей воле, он не просил бы этого в молитве. Если бы воли было достаточно, чтобы не впасть в искушение, зачем бы мы стали об этом молиться? А если бы ее не было, мы были бы не в состоянии молиться. Значит, пусть будет она, чтобы мы имели желание. Тогда станем молиться о том, чтобы осилить то, чего пожелали, верно подражая Самому Дающему.

Источник: Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 218.57.3.427.1.

***

Если бы по самой природе и по свободной воле все это находилось в нашей власти, то любой смог бы увидеть, что напрасно просить у Господа и неверно молиться о том, что уже есть в самой природе и является доступным ее силе. Тогда не стал бы Господь Иисус говорить: Бодрствуйте и молитесь (41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мф 26:41.), но только: Бодрствуйте, чтобы не впасть в искушение. И не сказал бы Он блаженнейшему первоапостолу: Я молился о тебе, но вместо этого просто: «Увещеваю тебя» или: «Повелеваю и советую», чтобы не оскудела вера твоя (32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Лк 22:32.).

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 175.44.4.659.3.

Стих 61

Не напрасно Ему предшествовало пророчество: И как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ис 53:7.), не отвечая вопрошающим со всех сторон. И хотя Он так часто отвечал спрашивающим Его, здесь Он не захотел отвечать, чтобы вызвать это сходство с агнцем. Его молчание было молчанием безвинного, а не виновного. Во время суда Он не открывал Свои уста, подобно агнцу, не потому, что связан был Своими грехами, но потому, что смиренно приносил Себя в жертву за грехи других.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 116.4.4 [CCSL 36:648].

Стих 72

Как святой Давид раскаялся в своих смертоносных преступлениях и устоял в чести (Ср. 1 И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; 2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота, 3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; 4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. 5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; 6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. 7 И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек, [который сделал это]. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, 8 и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше; 9 зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; 10 итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. 11 Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; 12 ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем. 13 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; 14 но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын. 15 И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. 16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле. 17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба. 18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: "умерло дитя"? Он сделает что-нибудь худое. 19 И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло. 20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. 2Цар 12:1−20, 17 И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего. 2Цар 24:17.), так и блаженный Петр, излив горькие слезы после того, как отрекся от Господа, раскаялся и остался апостолом (Ср. 69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. 70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. 71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. 72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. 73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. 74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. 75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. Мф 26:69−75; 55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. 56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. 57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. 58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! 59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. 60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. 61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. 62 И, выйдя вон, горько заплакал. Лк 22:55−62.).

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 185.57.10.39.13.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [89]Нард. Ароматическая жидкость, получаемая из определенного растения, которое произрастает только в Индии, на Гималаях, и поэтому доставка делала нард дорогостоящим товаром. Нард смешивали с другими веществами и продавали в алебастровых кувшинах в виде масла, мази или нардовой воды.
7 [90] — См. Втор 15:11.
24 [91] — Ср. Исх 24:8; Евр 9:18-20.
25 [92]Новое. Или: снова.
26 [93] — Традиционно на этом празднике иудеи пели Псалмы 112-117 и 135.
27 [94]Зах 13:7.
36 [95] — На арамейском языке это ласковое обращение к отцу.
48 [96] — Или: мятежник.
62 [97] — См. Пс 109:1; Дан 7:13.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.