От Марка 9 глава

Евангелие от Марка
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Иисус сказал им:
— Говорю вам истину: некоторые из стоящих здесь не умрут, пока не увидят, что Божье Царство пришло в силе.
2 Через шесть дней Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и привел их на высокую гору. Они были там совсем одни. И на глазах учеников Его облик изменился.
3 Его одежда стала сияющей, ослепительно белой, как ни один белильщик в мире не смог бы отбелить.
4 Затем они увидели Илию и Моисея, беседующих с Иисусом.
5 Петр сказал Иисусу:
— Рабби, нам здесь так хорошо! Давай мы сделаем три шалаша: один Тебе, один Моисею и один Илии, —
6 он не знал, что сказать, потому что они были сильно испуганы.
7 Тут появилось облако и накрыло их, и из облака прозвучал голос:
— Это Мой любимый Сын, слушайте Его!
8 Ученики вдруг оглянулись и уже никого не увидели рядом с собой, кроме Иисуса.
9 Когда они спускались с горы, Иисус предупредил их, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 Они сохранили это в тайне, но между собой рассуждали о том, что же означают слова «воскреснуть из мертвых».
11 А Иисуса они спросили:
— Почему учители Закона говорят, что вначале, перед Мессией, должен прийти Илия?
12 — Верно, — ответил Иисус, — Илия действительно должен прийти первым и всё приготовить[42]. Но почему же о Сыне Человеческом в Писании говорится, что Ему придется перенести много страданий и унижений?
13 Но говорю вам, что Илия уже пришёл[43], и люди поступили с ним по своему произволу, как о нём и было написано[44].
14 Вернувшись к остальным ученикам, они увидели, что тех окружила большая толпа и учители Закона спорят с ними.
15 Увидев Иисуса, все пришли в крайнее изумление и побежали Ему навстречу, чтобы приветствовать Его.
16 — О чем у вас спор? — спросил Иисус.
17 Кто-то из толпы ответил:
— Учитель, я привел к Тебе сына, в него вселился дух немоты.
18 И когда дух схватывает его, то бросает его на землю, и тогда у мальчика идет пена изо рта, он скрежещет зубами и цепенеет. Я просил Твоих учеников изгнать духа, но они не смогли.
19 Иисус в ответ сказал:
— О неверующее поколение! Сколько Мне ещё быть с вами? Сколько Мне ещё терпеть вас? Приведите мальчика ко Мне.
20 Мальчика привели. Как только дух увидел Иисуса, он вызвал у мальчика приступ, и тот упал и стал кататься по земле, и изо рта у него пошла пена.
21 — Давно с ним так? — спросил Иисус у отца.
— С самого детства, — ответил тот. —
22 Дух часто бросает его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. Сжалься над нами и помоги, если Ты что-нибудь можешь сделать.
23 — Если можешь?! — сказал Иисус. — Кто верит, тот может всё.
24 И тотчас отец мальчика воскликнул:
— Я верю, но помоги мне преодолеть свое неверие!
25 Иисус, увидев, что сбегается толпа, приказал нечистому духу, говоря:
— Дух немоты и глухоты, Я приказываю тебе: выйди из него и больше никогда не входи!
26 Вскрикнув и сильно сотрясши мальчика, дух вышел. Мальчик стал как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв мальчика за руку, поднял его, и тот встал.
28 Позже, когда Иисус вошел в дом, ученики спросили Его наедине:
— Почему же мы не смогли изгнать его?
29 Иисус ответил:
— Этот вид демонов можно изгнать только молитвой и постом[45].
30 Покинув ту местность, Иисус и Его ученики проходили через Галилею, и Иисус не хотел, чтобы кто-либо об этом знал,
31 потому что Он был занят наставлением Своих учеников. Он говорил им:
— Сын Человеческий будет предан в руки людей, которые убьют Его, но через три дня Он воскреснет.
32 Но они не поняли, что Он имел в виду, а спросить боялись.
33 Они пришли в Капернаум, и когда расположились в доме, Иисус спросил учеников:
— Скажите, о чем это вы говорили по дороге?
34 Но они молчали, потому что по дороге они спорили о том, кто из них важнее.
35 Тогда Иисус сел, созвал двенадцать учеников и сказал:
— Кто хочет быть первым, тот пусть будет последним из всех и всем слугой.
36 Взяв ребенка, Он поставил его посреди них, обнял его и продолжал:
37 — Кто ради Меня принимает такого ребенка, тот принимает и Меня, а кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня.
38 Иоанн сказал Ему:
— Учитель! Мы видели человека, который Твоим именем изгонял демонов, и мы пытались запретить ему, потому что он не следовал за нами.
39 — Не запрещайте ему, — сказал Иисус. — Кто Моим именем совершает чудеса, тот не станет после этого говорить обо Мне плохо.
40 Кто не против нас, тот за нас.
41 Если кто-либо напоит вас чашей воды за то, что вы Христовы, то, говорю вам истину, он не останется без награды.
42 Если же кто введет в грех одного из этих малых, верующих в Меня, то для него было бы лучше, если бы ему надели на шею мельничный жернов и бросили в море.
43 Если твоя рука влечет тебя ко греху, отсеки её. Лучше тебе с одной рукой войти в жизнь, чем с двумя руками пойти в ад, в неугасимый огонь,
44 где
червь их не умирает и огонь не угасает.[46]
45 Если твоя нога влечет тебя ко греху, отсеки её. Лучше тебе войти в жизнь калекой, чем с двумя ногами быть брошенным в ад,
46 где
червь их не умирает и огонь не угасает.[47]
47 Если твой глаз влечет тебя ко греху, вырви его. Лучше тебе с одним глазом войти в Божье Царство, чем с двумя глазами быть брошенным в ад,
48 где
червь их не умирает и огонь не угасает.[48]
49 Каждый будет очищен огнем, как жертва очищается солью[49].
50 Соль — хорошая вещь, но если соль потеряет свой вкус, то что может опять сделать её соленой? Имейте в себе соль и будьте в мире друг с другом.

Толкования Августина

Стих 1

Исключая день, в который Иисус это произнес,1 и день, когда произошло памятное преображение на горе, между ними получается, как и сказано, шесть дней. Лука же, считая начало и конец, то есть первый день и последний, говорит: дней через восемь2 , принимая тем самым часть за целое.

О согласии евангелистов.

Примечания

  • 1 — См. 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Мк 9:1
  • 2 — См. 28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. Лк 9:28

Стих 3

Что солнце для глаз плоти, то Господь для очей сердца. Что оно для плоти, то Он для сердец.

Проповеди. С1. 0284, 78.38.490.53.

Стих 7

Там был Моисей, был Илия. Не сказано: «Они — сыновья Мои возлюбленные».

Одно дело — Единственный Сын, другое — усыновленные. Он повелел все то, что принесло славу закону и пророкам.

Проповеди. С1. 0284, 78.38.491.41.

Стих 24

В чем смысл слов Господа: Когда Сын Человеческий придет, найдет ли Он веру на земле? (8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Лк 18:8.) Он сказал это о вере совершенной — такую веру редко встретишь на земле. Тем не менее Церковь Господа полна ее: кто бы пошел в нее, если бы в ней не было веры? Кто не сдвинет горы, если вера полна? (Ср. 20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; Мф 17:20, 21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; Мф 21:21.) Взгляните на самих апостолов: не оставили бы они все, что у них было, не попрали бы надежды века, не пошли бы за Господом, если бы вера их не была велика. И все же, если бы полна была у них вера, не сказали бы Господу: Умножь в нас веру (5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Лк 17:5.). Обрати внимание и на то и на другое: на веру и на несовершенство ее. Когда отец приводит для исцеления сына, одержимого злым бесом, Господь спрашивает его, верит ли он, на что отец отвечает: Верую, Господи! помоги моему неверию. Вера проявляет себя, когда он говорит: Верую, Господи; несовершенная вера — когда говорит: ...помоги моему неверию (Ср. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, Евр 10:12.).

Проповеди. С1. 0284, 115.38.665.42.

***

Когда не хватает веры, молитва погибает. Кто же молится о том, во что он не верит? Так и блаженный апостол, поощряя молитву, говорит: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Деян 2:21; Ср. 13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Рим 10:13.). Показывая, что вера есть источник молитвы (вот и ручей не будет течь, если исток его высохнет), он говорит: Но как же они призовут Того, в Кого не поверили? (14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Рим 10:14.) Потому будем верить, чтобы молиться (Ср. 24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. Мк 11:24; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф 21:22.), и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!

Проповеди. С1. 0284, 115.38.665.19.

Стих 34

Взгляните на дерево: оно укрепляется сначала внизу, чтобы затем расти ввысь. Оно укрепляет свой корень в земле1 , чтобы вершина устремилась в небо. Разве не опирается оно на то, что внизу?2 А ты хочешь горнего достичь без любви ( Ср. 12 Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. Притч 18:12) — то есть без корня устремляешься в небо? Но это падение, а не рост!

Примечания

  • 1 — Лат. in humili. — Прим. Ред.
  • 2 — Лат. in humilitate.— Прим. Ред.

Проповеди. Cl. 0284, 117.38.671.39.

Стих 38

Человека, о котором рассказывал Иоанн и по поводу которого Господь произнес последующие слова, не следует противопоставлять сообществу учеников, как если бы он был еретик, который отвергал это сообщество. Напротив, он был из числа тех, кто еще не решился приобщить себя к таинствам христовым, но кто имени христианина благоволит. Люди такого рода даже поддерживают христиан и оказывают им услуги только потому, что те — христиане. Это о них Господь говорит, что они не потеряют награды своей (Ср. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мф 10:42). И не потому, что они могут чувствовать себя в безопасности по причине расположения, которое они оказывают христианам, — ведь и Христовым крещением они еще не очищены и в союз с Ним не приняты. Тем не менее они настолько руководствуются милосердием Божием, что, пребывая такими, могут безопасно покинуть век сей. Еще до того, как они присоединятся к числу христиан, такие люди действительно являются более полезными, нежели те, кто, получив имя христианина и доступ к Христовым таинствам, дают такие советы, что, если следовать им, попадешь в вечную погибель.

Источник: О согласии евангелистов . С1. 0273, 4.6.7.401.20.

***

Нечто от кафоличности может быть и вне Церкви, и имя Христово может пребывать вне Христовой общины, как это случилось, например, когда именем Христа изгонял бесов тот, кто не ходил с учениками. С другой стороны, и в Церкви может существовать притворство: например, среди тех, кто веку сему возвещает словами, но не делами, хотя само притворство и не кафолично. Подобно тому как в Церкви встречается то, что не кафолично, так и вне ее можно встретить то, что кафолично.

О крещении. С1. 0332, 7.39.77.363.5.

Стих 39

Не следует смущаться, когда божественная сила проявляет себя через людей, которые не принадлежат или пока еще не принадлежат к Церкви, то есть через тех, в которых не обитает или пока еще не обитает Бог, как это было в случае с тем, кто именем Христа изгонял бесов, хотя сам еще не был Его учеником (Ср. 49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Лк 9:49). Сам Христос позволил ему продолжать, поскольку многим людям он засвидетельствовал имя Христа. Господь говорит, что в последний день многие скажут: «Именем Твоим мы творили многие чудеса». Не ответил бы им на это: «Не знаю вас» (Ср. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Мф 7:22−23), если бы они уже принадлежали к Божьему храму, нахождение в котором и делает блаженными. Сотник Корнилий, который еще до своего полного обновления был принят в этот храм, видел посланного к нему ангела, который сказал ему, что молитвы его услышаны и жертвы приняты (Ср. 3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! 4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Деян 10:3−4).

Послания. С1. 0262, 187.57.12.113.20.

Иное толкование

Те, кто строго держатся предписаний, понуждают нас осуждать мятежных, не давать псам святого (Ср. 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Мф 7:6, 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Мф 15:26; 27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Мк 7:27), считать язычником презирающего Церковь, отвергать от целого ту часть тела, которая вводит в соблазн (Ср. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Мф 5:30, 8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Мф 18:8−9; 42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает и огонь не угасает. Мк 9:42−48). Эти люди настолько будоражат мир внутри Церкви, что пытаются раньше времени отделять зерна от плевел (Ср. 29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Мф 13:29−30.). Однако, будучи ослеплены таким заблуждением, они сами оказываются отделенными от единения со Христом.

О вере и делах. С1. 0294, 4.6.41.9.

Например, тот, кто изгонял бесов именем Христа, но не следовал за Его учениками, конечно, не был против них и был с ними настолько, насколько употреблял силу во имя Христово; в том же, что он не следовал им, он не был с ними и был против них. А так как ученики запрещали ему делать именно то, в чем он был с ними, то Господь и сказал: «Не запрещайте ему». Запрещать же следовало то, что он был вне их общества, дабы споспешествовать единству Церкви ‹…›

См. 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23

Источник: "О согласии евангелистов". Глава V

Стих 40

Оба выражения истинны: и то, где Он говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Мф 12:30; 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23), — и то, где говорит: Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Лк 9:50). Это трудно понять иначе, как необходимость укрепляться в почитании имени Христова, что не против Церкви, но за нее. В разделении же следует обвинить того, кто собирает и расточает, чтобы, придя в Церковь, он брал там не то, что уже имеет, но очищался от заблуждений.

О крешении. С1. 0332, 1.7.9.155.5.

***

Кафолическая Церковь не осуждает таинства, общие для нее и для еретиков: в таинствах они с нами, а не против нас (Ср. 50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Лк 9:50). Однако она осуждает и запрещает разделения и любые суждения еретиков против мира и истины. В этом они против нас, потому что не с нами, потому что не собирают с нами, а следовательно, расточают (Ср. 30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Мф 12:30; 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23).

О согласии евангелистов. С1. 0273, 4.5.6.400.10.1

Примечания

  • 1 — Для более подробного знакомства с учением Августина о Церкви и таинствах см., например, его книгу О крещении (De baptismo contra Donatistas). Донатисты, с которыми полемизировал Августин, настаивали на перекрещивании еретиков и схизматиков и считали, что действенность таинств зависит от святости совершающих их клириков. — Прим. ред.

Стих 42

В одном и том же месте Он трижды повторяет те же слова 1. Кто не устрашится от такого повтора и такой угрозы наказания, весомо звучащей из уст Божиих?

О граде Божием. Сl. 0313, 48.21.9.16 [CCSL 48:774].

Примечания

  • 1 — Т.е. слова «лучше тебе» в 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, Мк 9:43−47.

Примечания:

 
Новый русский перевод
12 [42] — См. Мал 4:5-6.
13 [43] — См. Лк 1:13-17.
13 [44] — См. Мк 6:14-29; 3Цар 19:1-10.
29 [45] — Слова: и постом отсутствуют в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА.
44 [46] — Ст. 44 отсутствует в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА.
46 [47] — Ст. 46 отсутствует в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА.
48 [48]Ис 66:24.
49 [49] — См. Лев 2:13; Иез 43:24.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.