— Если вы не будете обрезаны по обряду, установленному Моисеем, вы не можете быть спасены.
— Братья, как вы знаете, прошло уже много времени с того дня, как Бог выбрал из всех нас меня возвещать слово Радостной Вести язычникам, чтобы и они уверовали.
— Братья, послушайте меня.
«Братья апостолы и старейшины братьям из язычников, находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии.
Приветствуем вас!
Будьте здоровы!»
— Давай посетим братьев во всех городах, где мы возвещали слово Господне, и посмотрим, как у них идут дела.
Стих 9
Вера в Бога очищает сердце, чистое сердце видит Бога. Но так как сама вера так иногда определяется людьми, обманывающими самих себя, как будто бы достаточно только верить, — некоторые верующие и живущие греховно обещают себе даже созерцание Бога и Царствие Небесное. Гневаясь на них и негодуя с какой-то духовной любовью, апостол Иаков говорит в своем послании: Ты веруешь, что Бог един (19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Иак 2:19). Ты рукоплещешь своей вере: ты думаешь, что многие нечестивые считают, что богов много, а ты радуешься, веря, что Бог один. Хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Иак 2:19). Неужели и они увидят Бога? Его увидят чистые сердцем. Кто же назовет чистыми сердцем нечистых духов? И тем не менее они веруют, и трепещут. Следует отличать нашу веру от веры бесов. Ведь наша вера очищает сердце; а их вера делает их виновными. Итак, давайте отличать нашу веру; недостаточно просто верить. Это не та вера, которая очищает сердце. Сказано: верою очистив сердца их. Но какой верой, если не той, о которой говорит апостол Павел: вера, действующая любовью (6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Гал 5:6). Эта вера отличается от веры бесов, отличается от веры людей негодных и погибших. Он говорит: вера. Какая вера? Которая действует любовью, надеется на то, что Бог обещает. Нет ничего точнее и совершеннее этого определения.
Проповеди 53.10−17. PL 38:368.
Стих 10
Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса спасемся, как и они, так как и они по благодати Господа Иисуса были спасены, а по закону Моисея было дано не исцеление, но познание греха, как учит апостол, говоря: законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки (20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. 21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, Рим 3:20−21). Значит, если она была явлена теперь, то значит, что существовала и тогда, но скрыто. Эту скрытность обозначала завеса храма, которая разорвалась во время смерти Христа (См. 51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; Мф 27:51), обозначая откровение. Значит, тогда эта благодать одного Посредника между Богом и людьми, человека Иисуса Христа, была в народе Божием, но находилась там скрыто, словно дождь на овечьей шерсти. И Бог не как необходимость, но как милость уделяет Своему наследию (См. 10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его. Пс 67:10). А теперь, словно осушив эту шерсть, то есть осудив иудейский народ, Он оказывается во всех народах, как на поверхности (См. 36 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, 37 то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. 38 Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. 39 И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. 40 Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса. Суд 6:36−40).
О благодати Христа и первородном грехе 2.29. CSEL 42:189.
Стих 11
Вы, враги этой благодати, не хотите, чтобы считалось, что той же благодатию Иисуса Христа были исцелены древние люди. Вы распределили времена, согласно Пелагию, в чьих книгах об этом можно прочесть, и говорите, что до закона люди были спасены природой, затем — законом, затем — Христом, как будто для людей двух вышеупомянутых времен, до закона и, разумеется, после закона, кровь Христа не была необходимой, уничтожая то, что было сказано: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 1Тим 2:5).
Против двух посланий пелагиан 1.39. CSEL 60:457.