Деяния 15 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Из Иудеи в Антиохию пришли люди, которые стали учить братьев:
— Если вы не будете обрезаны по обряду, установленному Моисеем, вы не можете быть спасены.
2 Это привело к разногласиям и горячему спору между ними с одной стороны и Павлом и Варнавой — с другой. Тогда Павлу и Варнаве поручили пойти вместе с несколькими другими верующими в Иерусалим и обсудить этот вопрос с апостолами и старейшинами.
3 Получив помощь от церкви, они пошли через Финикию и Самарию, рассказывая там об обращении язычников. Эта весть вызывала у всех верующих большую радость.
4 В Иерусалиме они были приняты членами церкви, апостолами и старейшинами и рассказали им обо всем, что Бог совершил через них.
5 Но верующие, принадлежавшие к группе фарисеев, говорили, что язычников следует обрезывать и требовать от них соблюдения Закона Моисея.
6 Апостолы и старейшины собрались, чтобы рассмотреть этот вопрос.
7 После долгих обсуждений Петр поднялся и сказал:
— Братья, как вы знаете, прошло уже много времени с того дня, как Бог выбрал из всех нас меня возвещать слово Радостной Вести язычникам, чтобы и они уверовали.
8 Бог знает сердца людей, и Он дал свидетельство того, что принимает и уверовавших язычников, даровав им Святого Духа так же, как и нам.
9 Он не делает никакой разницы между нами и ими, потому что Он через веру очистил и их сердца!
10 Так зачем же вы испытываете Бога, возлагая на шеи учеников ярмо, которое не в состоянии были нести ни наши отцы, ни мы?
11 Ведь мы верим в то, что получаем спасение по благодати Господа Иисуса так же, как и они.
12 Тогда все затихли и стали слушать рассказ Варнавы и Павла о знамениях и чудесах, которые Бог совершил через них среди язычников.
13 Когда они закончили, Иаков сказал:
— Братья, послушайте меня.
14 Симеон[97] рассказал нам о том, как Бог впервые решил составить из язычников народ для Себя.
15 Это полностью согласуется со словами пророков, где сказано:
16 «Затем Я возвращусь и восстановлю павшую скинию Давида. Я восстановлю её руины и воссоздам её,
17 чтобы остальные люди и все народы, которые были названы Моим именем, стали искать Господа. Так говорит Господь,
18 Который объявил об этом издревле»[98].
19 Поэтому я считаю, что мы не должны создавать трудностей для язычников, обращающихся к Богу.
20 Напротив, мы должны написать им письмо, предупредив лишь, чтобы они воздерживались от вещей, оскверненных идолами, от разврата, от мяса удушенных животных и от крови.[99] И чтобы не делали другим того, чего себе не желают[100].
21 Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом городе и читается в синагогах каждую субботу.
22 Апостолы и старейшины вместе со всей церковью решили выбрать несколько человек из своей среды и послать их с Павлом и Варнавой в Антиохию. Они выбрали Иуду, которого ещё называли Варсавой, и Силу. Эти двое были руководителями среди братьев.
23 С ними передали такое письмо:
«Братья апостолы и старейшины братьям из язычников, находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии.
Приветствуем вас!
24 До нас дошли слухи о том, что некоторые люди, пришедшие от нас, привели вас в замешательство своими словами и взволновали ваши умы, но мы ничего им не поручали.
25 Поэтому мы с общего согласия решили выбрать из нашей среды несколько человек и послать их к вам вместе с нашими дорогими Варнавой и Павлом,
26 которые рисковали своей жизнью ради имени нашего Господа Иисуса Христа.
27 Мы посылаем к вам также Иуду и Силу, чтобы они на словах подтвердили то, что мы пишем.
28 Святой Дух и мы решили не обременять вас ничем, кроме следующих требований:
29 воздерживайтесь от пищи, принесенной в жертву идолам, от крови, от мяса удушенных животных и от разврата. И не делайте другим того, чего себе не желаете[101]. Если вы будете соблюдать это, то поступите правильно.
Будьте здоровы!»
30 Посланные отправились и пришли в Антиохию. Там они собрали церковь и вручили письмо.
31 Люди читали его и радовались ободряющей вести.
32 Иуда и Сила, которые сами были пророками, своими словами ободряли и воодушевляли братьев.
33 Они провели там некоторое время, и братья с миром отпустили их к тем, кто их послал.
34 Сила, однако же, решил остаться, а Иуда вернулся в Иерусалим.[102]
35 Павел и Варнава остались в Антиохии, где они со многими другими братьями учили и возвещали слово Господа.
36 Спустя некоторое время Павел предложил Варнаве:
— Давай посетим братьев во всех городах, где мы возвещали слово Господне, и посмотрим, как у них идут дела.
37 Варнава хотел взять с собой Иоанна, которого ещё называли Марком,
38 но Павел не хотел брать с собой того, кто оставил их в Памфилии и не помог исполнить порученную им работу.
39 Разногласие по этому вопросу было столь острым, что они расстались. Варнава взял Марка и отплыл на Кипр,
40 а Павел выбрал Силу и, будучи вверен братьями благодати Господа, отправился в путь.
41 Павел проходил через Сирию и Киликию, утверждая церкви.

Толкования Августина

Стих 9

Вера в Бога очищает сердце, чистое сердце видит Бога. Но так как сама вера так иногда определяется людьми, обманывающими самих себя, как будто бы достаточно только верить, — некоторые верующие и живущие греховно обещают себе даже созерцание Бога и Царствие Небесное. Гневаясь на них и негодуя с какой-то духовной любовью, апостол Иаков говорит в своем послании: Ты веруешь, что Бог един (19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Иак 2:19). Ты рукоплещешь своей вере: ты думаешь, что многие нечестивые считают, что богов много, а ты радуешься, веря, что Бог один. Хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Иак 2:19). Неужели и они увидят Бога? Его увидят чистые сердцем. Кто же назовет чистыми сердцем нечистых духов? И тем не менее они веруют, и трепещут. Следует отличать нашу веру от веры бесов. Ведь наша вера очищает сердце; а их вера делает их виновными. Итак, давайте отличать нашу веру; недостаточно просто верить. Это не та вера, которая очищает сердце. Сказано: верою очистив сердца их. Но какой верой, если не той, о которой говорит апостол Павел: вера, действующая любовью (6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Гал 5:6). Эта вера отличается от веры бесов, отличается от веры людей негодных и погибших. Он говорит: вера. Какая вера? Которая действует любовью, надеется на то, что Бог обещает. Нет ничего точнее и совершеннее этого определения.

Проповеди 53.10−17. PL 38:368.

Стих 10

Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса спасемся, как и они, так как и они по благодати Господа Иисуса были спасены, а по закону Моисея было дано не исцеление, но познание греха, как учит апостол, говоря: законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки (20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. 21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, Рим 3:20−21). Значит, если она была явлена теперь, то значит, что существовала и тогда, но скрыто. Эту скрытность обозначала завеса храма, которая разорвалась во время смерти Христа (См. 51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; Мф 27:51), обозначая откровение. Значит, тогда эта благодать одного Посредника между Богом и людьми, человека Иисуса Христа, была в народе Божием, но находилась там скрыто, словно дождь на овечьей шерсти. И Бог не как необходимость, но как милость уделяет Своему наследию (См. 10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его. Пс 67:10). А теперь, словно осушив эту шерсть, то есть осудив иудейский народ, Он оказывается во всех народах, как на поверхности (См. 36 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, 37 то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. 38 Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. 39 И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. 40 Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса. Суд 6:36−40).

О благодати Христа и первородном грехе 2.29. CSEL 42:189.

Стих 11

Вы, враги этой благодати, не хотите, чтобы считалось, что той же благодатию Иисуса Христа были исцелены древние люди. Вы распределили времена, согласно Пелагию, в чьих книгах об этом можно прочесть, и говорите, что до закона люди были спасены природой, затем — законом, затем — Христом, как будто для людей двух вышеупомянутых времен, до закона и, разумеется, после закона, кровь Христа не была необходимой, уничтожая то, что было сказано: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 1Тим 2:5).

Против двух посланий пелагиан 1.39. CSEL 60:457.

Примечания:

 
Новый русский перевод
14 [97] — То есть Петр (см. Деян 15:7; Деян 10:5).
16 [98]Ам 9:11-12.
20 [99] — См. Быт 9:4; Исх 34:15-17; Лев 17:10−16; Лев 18:6-23.
20 [100] — Слова: « И чтобы не делали другим того, чего себе не желают» — отсутствуют в ранних рукописях.
29 [101] — Слова: « И не делайте другим того, чего себе не желаете» — отсутствуют в ранних рукописях.
34 [102] — В ранних рукописях ст. 34 отсутствует.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.