Второзаконие 13 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Если пророк или толкователь снов появится среди тебя и покажет знамение или чудо,
2 и если это знамение или чудо сбудется, и он скажет: «Последуем за другими богами, богами, которых ты не знал, и будем служить им»,
3 то ты не должен слушать слов того пророка или толкователя снов. Это Господь, ваш Бог, испытывает вас этим, чтобы узнать, любите ли вы Его от всего сердца и от всей души.
4 Вы должны следовать Господу, вашему Богу, и Его должны чтить. Храните Его повеления и слушайтесь Его; служите Ему и к Нему прилепляйтесь.
5 А тот пророк или толкователь снов должен быть предан смерти, потому что он призывал к отступничеству от Господа, вашего Бога, Который вывел вас из Египта и избавил тебя из земли рабства. Он пытался сбить тебя с пути, которым повелел тебе идти Господь, твой Бог. Очисти себя от этого зла.
6 Если твой родной брат,[43] или сын, или дочь, или любимая жена, или твой ближайший друг станут тайно искушать тебя, говоря: «Пойдем, чтобы служить другим богам» (богам, которых не знал ни ты, ни твои отцы,
7 богам народов, которые живут вокруг тебя, далеко или близко, от одного конца земли до другого), —
8 не уступай ему и не слушай его. Не жалей его. Не щади и не покрывай.
9 Ты непременно должен убить его. Ты первым должен кинуть в него камень, а потом и все остальные.
10 Забей его камнями до смерти, потому что он пытался увести тебя от Господа, твоего Бога, Который вывел тебя из Египта, из земли рабства.
11 Тогда весь Израиль услышит об этом и испугается, и никто не станет делать впредь такого зла среди вас.
12 Если ты услышишь об одном из городов, которые Господь, твой Бог, дает тебе для жизни,
13 что там появились негодяи, сбившие с пути его жителей, которые говорят: «Пойдем и будем служить другим богам» (богам, которых ты не знал),
14 то ты должен подробно расспросить, всё проверить и расследовать это. И если это правда, и ты сможешь доказать, что такая мерзость была сделана среди вас,
15 то ты непременно должен предать мечу всех живущих в том городе. Истреби его полностью[44]: и народ, и скот.
16 Все богатство этого города собери посередине площади и сожги город со всем добром без остатка, как всесожжение Господу, твоему Богу. Он навеки должен остаться грудой развалин и никогда не должен быть отстроен вновь.
17 Ни одной из тех проклятых[45] вещей не должно остаться у тебя в руках, чтобы Господь не обрушил на тебя Свой пылающий гнев. И тогда Он окажет тебе милость, пожалеет тебя и даст твоему народу умножиться числом, как Он клялся твоим отцам,
18 потому что ты слушаешься Господа, своего Бога, хранишь все Его повеления, которые я даю тебе сегодня, и поступаешь правильно в Его глазах.

Толкования Августина

Стих 3

Что написано: «искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей»; то здесь слова: «чтобы узнать», положены вместо: да даст вам увидать подобно тому, как иной день называем мы радостным, потому что он делает нас радостными, холод — ленивым, потому что он делает ленивыми; — и много есть подобных выражений, встречаемых и в простой речи, и в речи ученых, и в Писаниях Святых. Чего не разумея еретики отвращаются от Ветхого Завета, полагая, что словами: «искушает вас Господь, Бог ваш», приписывается Богу неведение; будто не знают, что в Евангелии написано о Господе: «говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Ин 6:6). Если Он знал сердце того, кого искушал, то что же хотел увидать, искушая его? Очевидно, что так сделано для того, чтобы сам себя познал тот, кто был искушаем, и осудил свое безнадежие, увидев как из рук Господа несколькими хлебами насытилось такое множество народа тогда, как он думал, что им нечего будет есть.

Есть... искушение, которое называется испытанием. О нем написано: «искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего». Это «чтобы узнать» тоже есть, что: да даст вам познать: ибо Сам Он знал то. Таким искушением, чтобы кто прельщен был и пал, Бог никого не искушает.

***

Что Бог знает, говорят также и тогда, когда Он делает знающим, как написано: Искушает Вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любители вы Его. Ибо сказано так не потому, что Бог не знает, но для того, чтобы они сами узнали, насколько усовершенствовались в любви к Богу. А это не познается людьми в полной мере иначе как через случающиеся искушения; и само слово искушает употреблено в том смысле, что «позволяет быть искушаемыми». Так и когда говорится, что Бог «не знает», это говорится или в том смысле, что Он не одобряет, то есть не признает этого в Своем наставлении и учении, как сказано: Не знаю вас (12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Мф 25:12); или же когда ради пользы Он делает людей не знающими то, что им знать не полезно. Поэтому относительно утверждения, что о дне том знает только один Отец (См. 36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; Мф 24:36), будет верно думать, что сказано это так, поскольку Он дает знать Сыну. А когда говорится, что Сын не знает, это означает, что Он не дает знать людям, то есть не открывает им того, что не полезно им знать.

О различных вопросах. Сl. 0289,60.3.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [43] — Букв.: брат твой, сын матери твоей.
15 [44] — См. Исх 22:20 и сноску к нему.
17 [45] — См. Исх 22:20 и сноску к нему.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.