К Римлянам 4 глава

Послание Римлянам
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Что мы можем сказать о нашем предке по плоти Аврааме? Что же он приобрел?
2 Если бы Авраам получил оправдание по делам, то ему было бы чем хвалиться, но только не перед Богом.
3 Ведь, что говорит Писание? «Авраам поверил Богу, и это было вменено ему в праведность».[17]
4 Плата работнику — это не дар, а положенное вознаграждение.
5 Тому же, кто не полагается на дела, но верит Богу, оправдывающему нечестивого, в праведность вменяется сама его вера.
6 Давид утверждает то же самое, говоря о благословении, получаемом человеком, которому Бог вменяет праведность независимо от его дел:
7 «Блаженны те, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты!
8 Блажен тот, кому Господь не вменит греха»[18].
9 Относится ли это благословение только к обрезанным или также и к необрезанным? Мы говорили о том, что Аврааму вера была вменена в праведность.
10 Когда она была вменена ему? До обрезания или после? Не после, а до обрезания!
11 Знак обрезания он получил уже потом, как подтверждение того, что был праведен по вере, когда ещё был необрезанным. Таким образом он стал отцом всех верующих, которые не обрезаны, чтобы и им тоже была вменена праведность.
12 Он также является отцом и всех обрезанных, что не только прошли обряд обрезания, но и идут путем веры, которую имел наш отец Авраам ещё до обрезания.
13 Ведь не через Закон Авраам и его потомки получили обещание, что им будет отдан в наследство мир[19], а потому, что они были праведны по вере.
14 Если бы наследниками Авраама были те, кто возлагает свои надежды на исполнение Закона, то вера была бы напрасной и само обещание было бы бездейственно.
15 Ведь нарушение Закона вызывает гнев, но где нет Закона, там нет и преступления Закона.
16 Итак, вера нужна для того, чтобы обещание было по благодати, и чтобы оно было действительно для всех потомков Авраама: не только для тех, кто возлагает свои надежды на исполнение Закона, но и для тех, у кого есть вера, подобная вере Авраама. Он отец всех нас,
17 как и написано: «Я сделал тебя отцом множества народов».[20] Он наш отец перед Богом, Которому он поверил, — перед Богом, оживляющим мертвых и говорящим о том, чего ещё нет, как будто оно уже есть.
18 Ведь когда не оставалось никакой надежды, Авраам все-таки поверил с надеждой, поэтому он и стал отцом многих народов, как и было сказано: «Таким будет твое потомство».[21]
19 Его вера не ослабела, хотя он понимал, что его тело почти омертвело, ведь ему было около ста лет, и Сарра была слишком стара, чтобы иметь детей.
20 Его вера в обещания Божьи не поколебалась, наоборот, он был тверд в вере и славил Бога.
21 Он твердо верил, что у Бога есть сила осуществить то, что Он обещал.
22 И потому это «было вменено ему в праведность».
23 Слова «вменено ему» относятся не только к одному Аврааму,
24 они относятся и к нам. Вменено будет и нам, потому что верим в Того, Кто воскресил из мертвых нашего Господа Иисуса,
25 Который из-за наших беззаконий был предан смерти и воскрес для нашего оправдания.

Толкования Августина

Стих 2

То есть поскольку Авраам без закона снискал славу не делами закона (будто бы он мог исполнить закон своими силами!) и поскольку закон еще не был дан, то слава эта не его, но — Бога. Ибо он оправдан был не заслугами, как бы от дел, но благодатью Бога через веру.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl.0280, 14.9.10.

Стих 4

Когда Павел говорит: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу, он имеет в виду то, как люди вознаграждают людей. Бог воздал благодатью, потому что Он дал ее грешникам так, чтобы через веру они могли жить праведно, то есть творить добро. Так что добро, которое мы творим, приняв благодать, принадлежит не нам, но Тому, Кто оправдал нас благодатью. Ибо если бы Бог желал воздать нам должное, Он бы нас наказал, чего и заслуживают грешники.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 15.9.17.

Стих 5

Бог оправдывает нечестивого, то есть нечестивого человека делает праведным, чтобы тот пребывал в благочестии и праведности... и не считал, что ему позволено грешить.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 16.10.1.

Стих 15

Когда Павел говорит: закон производит гнев, то указывает на наказание, что относится к той ступени, когда человек находится под законом.

Источник: Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 17.10.5.

***

Апостол сказал так потому, что гнев Божий усиливается по отношению к преступнику, который знает грех из закона, но все-таки грешит. Такой человек, конечно же, есть преступник закона.

Августин Иппонский, О благодати и свободной воле. Сl. 0352, 894.27.

Стих 17

Бог все, что Он не родил от Себя, создал Словом Своим, но не из существовавших вещей, а из несуществовавшего, то есть из ничего (1 В начале сотворил Бог небо и землю. Быт 1:1; 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Ин 1:3).

Апостол говорит о Нем: называющим несуществующее, как существующее.

Источник: Августин Иппонский, О природе добра. Сl. 0323, 26.867.21.

***

Пред Богом, Которому он поверил. Таким образом Павел показывает, что вера — внутри человека и что Бог видит именно ее, а не то, что человек выказывает, подобно обрезанию плоти.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 18.10.8.

Стих 20

Когда Павел говорит об Аврааме: воздав славу Богу, то это обращено против тех, кто искал своей славы делами закона перед людьми.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам . Сl. 0280, 19.10.11.

Стих 21

Бог Сам дает веру народам, так как Он в состоянии исполнить обещанное. Но если именно Бог производит нашу веру, чудесным образом промышляя в сердцах наших так, чтобы мы поверили, то неужели следует опасаться, что Он не исполнит всего? (Ср. 20 ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь", — в славу Божию, через нас. 2Кор 1:20)

Августин Иппонский, О предопределении святых. Сl. 0354, 963.33.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [17]Быт 15:6, так же в ст. 22.
7 [18]Пс 31:1-2.
13 [19] — См. Быт 12:3; Быт 15:5; Быт 18:18; Быт 22:17-18; Пс 2:8.
17 [20]Быт 17:5.
18 [21]Быт 15:5.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.