— Не оставь своих слуг! Скорее приходи к нам и спаси нас! Помоги нам, потому что все аморрейские цари с нагорий объединили свои силы против нас.
— Не бойся их. Я отдал их в твои руки. Никто из них не сможет противостоять тебе.
«Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Айялон».
(Так написано в «Книге Праведного»[22].)
Солнце стояло посреди неба и медлило садиться почти сутки.
— Привалите к входу пещеры большие камни и приставьте к ней стражу.
— Откройте пещеру и выведите ко мне тех пятерых царей.
— Подойдите и поставьте ваши ноги на шеи этих царей.
Они подошли и поставили ноги на их шеи.
— Не бойтесь и не теряйте присутствия духа! Будьте тверды и мужественны! Господь поступит так со всеми врагами, с которыми вы будете воевать.
Стих 12
Путь никто не говорит мне, что движение небесных тел есть время. Ибо время замерло по молитве известного мужа для того, чтобы он мог одержать победу в битве; солнце стояло, но время шло. Ибо битва заняла именно тот определенный отрезок времени, какой был необходим для ее протекания и окончания.
Иппонский, Исповедь. Сl. 0251, 11.23.39. ***
В божественных книгах мы читаем, что само солнце остановилось [и луна стояла] до победного окончания сражения, когда об этом попросил у Господа начавший битву святой муж Иисус Навин, и чудесным образом оно отошло назад в ознаменование того, что царю Езекии прибавляется пятнадцать лет жизни (4 И было слово Господне к Исаии, и сказано: 5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, 6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей. 7 И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. 8 Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. Ис 38:4−8); и всё это происходило в связи с обетованием Господа. Но и эти чудеса, которые свершились по снисхождению Господа к достоинству святых, наши противники, признающие их действительность, приписывают магии. Отсюда происходят и вышеупомянутые мною слова Вергилия: «Прудит воду в ручьях и звезды назад обращает».
Мы в священных книгах читаем и о том, что и река остановилась выше и стекала ниже по течению, когда народ Божий под началом вышеупомянутого святого Иисуса Навина входил в землю обетованную (18 И когда священники, несшие ковчег завета Господня, вышли из Иордана, то, лишь только стопы ног их ступили на сушу, вода Иордана устремилась по своему месту и пошла, как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих. Нав 4:18); и о том, что свершилось то же при переходе реки с Илией пророком и позднее с его учеником Елисеем мы читаем в книгах Священного Писания (14 и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. 4Цар 2:14). Также о том, что великое светило обратилось назад в царствие Езекии мы уже упомянули. И да не обманывают себя напрасно неверующие [пустой уверенностью], что не могло по воле Божией совершиться нечто отличающееся от того, что они уже познали о природе вещей из своего человеческого опыта. Как бы то ни было, уже всё известное каждому в природе вещей представляет собой ничуть не менее удивительные чудеса и знамения, которые изумляли ли бы всех созерцателей, если бы люди не имели обыкновение удивляться как чудесам явлениям исключительно редким.
Источник: О граде Божием. Сl. 0313, SL48.21.8.49.