Иисус Навин 8 глава

Книга Иисуса Навина
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Господь сказал Иисусу: «Не бойся и не теряй присутствия духа. Возьми с собой всё свое войско, иди и напади на Гай; ведь Я отдал в твои руки царя Гая, его народ, его город и его землю.
2 Сделай с Гаем и его царем то же, что ты сделал с Иерихоном и его царем, разве что добычу и скот вы можете взять себе. Сделай засаду позади города».
3 Иисус со всем войском пошел на Гай. Он отобрал тридцать тысяч лучших воинов и отослал их ночью,
4 приказав:
— Слушайте внимательно. Вы должны устроить засаду позади города. Не отходите от него слишком далеко. Все будьте наготове.
5 Я и все, кто со мной, подойдем к городу, и когда они выйдут против нас, как и раньше, мы побежим от них.
6 Они будут преследовать нас, пока мы не отвлечем их от города. Они скажут: «Они бегут от нас, как и раньше». Поэтому, когда мы побежим от них,
7 выйдите из засады и завладейте городом. Господь, ваш Бог, отдаст его в ваши руки.
8 Когда вы захватите город, подожгите его. Исполните всё, что повелел Господь. Это мой приказ вам!
9 Иисус отослал их, и они, отправившись на место засады, засели между Вефилем и Гаем, к западу от Гая, а Иисус провел ту ночь с народом.
10 Наутро Иисус встал рано, осмотрел народ и вместе со старейшинами Израиля пошел впереди народа к Гаю.
11 Все воины, которые были с ним, приблизились к городу и остановились перед ним. Они разбили лагерь к северу от Гая, а от города их отделяла долина.
12 (Иисус взял около пяти тысяч человек и посадил их в засаду между Вефилем и Гаем, к западу от города.
13 Его войско расположилось так, что основной лагерь был к северу от города, а засада — к западу.) Той ночью Иисус вошел в долину.
14 Когда царь Гая увидел это, он и все люди города поспешили рано утром выйти в Иорданскую долину, чтобы сразиться с Израилем. Но он не знал, что против него позади города была поставлена засада.
15 Иисус и весь Израиль обратились перед жителями Гая в притворное бегство по направлению к пустыне.
16 А те позвали весь народ, который был в городе, в погоню и, преследуя Иисуса, отдалились от города.
17 Ни в Гае, ни в Вефиле не осталось ни одного воина, который не погнался бы вслед за Израилем. Они пустились в погоню за Израилем, не заперев городских ворот.
18 Тогда Господь сказал Иисусу: «Протяни к Гаю копье, что у тебя в руке, Я отдам город в твои руки».
Иисус протянул свое копье к Гаю.
19 Как только он сделал это, люди в засаде немедленно поднялись со своего места и ринулись вперед. Они вошли в город, взяли его и тотчас же подожгли.
20 Воины Гая оглянулись и увидели, как дым от города поднимается к небу, но не могли никуда бежать, потому что израильтяне, которые бежали к пустыне, обратились на своих преследователей.
21 Когда Иисус и весь Израиль увидели, что засада захватила город и из него поднимается дым, они повернули назад и атаковали людей Гая.
22 Люди из засады также вышли против них из города, так что они оказались зажатыми в середине между израильтянами с обеих сторон. Израиль разил их, не оставляя из них ни уцелевших, ни убежавших.
23 Но царя Гая они взяли живым и привели его к Иисусу.
24 Когда Израиль закончил убивать всех жителей Гая в полях и в пустыне, куда они их загнали, и когда каждый из них был предан мечу, все израильтяне вернулись в Гай и перебили тех, кто оставался в нём.
25 В тот день пало двенадцать тысяч мужчин и женщин — всё население Гая.
26 Иисус не опускал протянутой руки с копьем, пока полностью не истребил[17] всех жителей Гая.
27 Израиль взял себе скот и добычу из этого города, как повелел Иисусу Господь.
28 Иисус сжег Гай[18] и навеки сделал его грудой развалин, опустошенным местом и до сегодняшнего дня.
29 Он повесил царя Гая на дереве и оставил его висеть там до вечера. На закате Иисус приказал, и тело царя сняли с дерева и бросили перед городскими воротами. Люди набросали над ним большую груду камней, которая возвышается там и до сих пор.
30 Иисус построил на горе Гевал жертвенник Господу, Богу Израиля,
31 как велел израильтянам слуга Господа Моисей. Он построил его в соответствии с написанным в книге Закона Моисея — жертвенник из нетесаных камней, которые не обрабатывали никаким железным орудием. На нём они принесли Господу жертвы всесожжения и жертвы примирения.
32 Там, в присутствии израильтян, Иисус переписал на камни Закон, написанный Моисеем.
33 Весь Израиль — и чужеземцы, и уроженцы страны, со своими старейшинами, вождями и судьями, — стоял по обе стороны от ковчега завета Господа напротив священников-левитов, несших его. Одна половина народа стояла напротив горы Гаризим, а другая половина — напротив горы Гевал, как велел прежде слуга Господа Моисей, когда он дал наставления, как благословлять народ Израиля.
34 Потом Иисус прочитал все слова Закона — благословения и проклятия — точно так, как записаны они в книге Закона.
35 Из всего, что велел Моисей, не было ни одного слова, которое Иисус не прочитал бы всему собранию Израиля, включая женщин, детей и чужеземцев, которые жили среди них.

Толкования Августина

Стих 1

Из того, что Господь приказал Иисусу Навину сделать засаду позади города (4 и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы; Нав 8:4) — то есть спрятать воинов в засаде против врага, — мы можем понять что такая военная хитрость не без должного основания используется праведниками, ведущими справедливую войну. Так, праведный муж, если он желает начать войну, должен думать главным образом о том, справедлива ли война, которую он собирается начать, или же нет. Ибо не каждому по праву полагается начинать военные действия. Когда же справедливая война им уже начата, то не имеет никакого значения для законности войны, достигнута ли победа в открытом бою или хитростью.

Справедливые войны обычно определяются как те, которые ведутся в качестве акта возмездия за причиненный ущерб в том случае, если противная сторона, то есть какой-то народ или государство, пренебрегает должным наказанием своим гражданам за несправедливо причиненный другой стороне ущерб, либо пренебрегает своим долгом возместить нанесенный неправомерными действиями убыток другой стороне.

Однако же, несомненно, к справедливым относится и тот род войны, которая ведется самим Господом Богом, ибо при Нем нет места злу, беззаконию и несправедливости, и Он ведает, что причинит каждому из человеков. В войне последнего рода о предводителе войска или также о самом народе скорее следует судить не как о зачинщике войны, а лишь как об исполнителе [высшей воли]. Иисус Навин послал тридцать тысяч человек храбрых завладеть городом Гай... Теперь нам следует рассмотреть, должно ли всякую попытку обмана считать за ложь, и если это так, то может ли ложь быть праведной, когда достойный обмана был обманут. Но даже если этот вид лжи не найден праведным, нам всё же следует отнести то, что обнаружил данный случай с засадой, к истине, но уже в некотором ином приближении.

Источник: Вопросы на Семикнижие. Пятикнижие Моисея с добавлением Книг Иисуса Навина и Судей; Сl. 0270, 6.10.252.

Примечания:

 
Новый русский перевод
26 [17] — См. Исх 22:20 и сноску к нему.
28 [18]Гай означает: развалины.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.