1 Тимофею 5 глава

Первое послание Тимофею
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Не делай грубых замечаний старцу[16], с уважением убеждай его так, как ты убеждал бы своего отца. С молодыми людьми говори как с братьями.
2 С пожилыми женщинами — как с матерями, а с молодыми — как с сестрами, со всякою чистотою.
3 Заботься о тех вдовах, которым действительно некому помочь.[17]
4 Если же у вдовы есть дети или внуки, то им следует показать свою веру на деле, заботясь о своей семье и своих родителях. Это приятно Богу.
5 Истинная же вдова, то есть та, что осталась одинокой, надеется на Бога и день и ночь обращается к Нему с просьбами и молитвами.
6 Но если вдова живет ради своего удовольствия, то её можно считать заживо умершей.
7 Требуй исполнения всего вышесказанного, чтобы не было никаких нареканий.
8 Если же кто не заботится о своих родственниках, и прежде всего о своей семье, тот отрекся от веры и хуже неверующего.
9 Не вноси в список[18] вдову, если ей не исполнилось шестидесяти лет, и если у неё было больше одного мужа[19].
10 Должно быть известно, что она совершала хорошие дела: воспитала детей, проявляла гостеприимство, мыла ноги святым, помогала тем, кому трудно, и посвящала себя различным добрым делам.
11 Молодых вдов в такой список не включай, потому что, когда их чувственные желания становятся сильнее их преданности Христу, они хотят опять выйти замуж.
12 Так они навлекают на себя осуждение за то, что нарушают свой первоначальный обет[20].
13 Кроме того, поскольку они приучаются бездельничать, у них появляется привычка бессмысленно проводить время, ходить из дома в дом, сплетничать, вмешиваться в чужие дела и говорить то, чего не следует.
14 Поэтому я советую молодым вдовам лучше выходить замуж, рожать детей, вести домашнее хозяйство и не давать врагу повода к злословию,
15 потому что некоторые из них уже отвернулись и пошли за сатаной.
16 Если же у кого-либо из верующих женщин есть родственницы-вдовы, они должны помогать им, чтобы те не были дополнительным бременем для церкви. А церковь должна заботиться о тех вдовах, которые действительно нуждаются в помощи.
17 Старейшины[21], хорошо ведущие работу, заслуживают уважения и оплаты за их труд,[22] особенно те, кто усердно проповедует или учит.
18 Потому что в Писании говорится: «Не закрывай рта молотящему волу»[23] и: «Работник заслуживает вознаграждения».[24]
19 Обвинение против старейшины принимай только при наличии двух или трех свидетелей[25].
20 Согрешающих обличай перед всеми открыто, чтобы и другие боялись.
21 Я убедительно прошу тебя перед Богом, перед Христом Иисусом и перед избранными ангелами: прими эти указания и следуй им непредвзято, не оказывая предпочтения никому.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно[26], чтобы не участвовать в грехах других людей. Храни себя чистым.
23 Советую тебе пить не одну только воду, но из-за желудка и твоих частых недомоганий пей немного вина.
24 Грехи некоторых людей очевидны ещё до суда, тогда как грехи других откроются позже.
25 То же самое касается и добрых дел: одни добрые дела видны сразу, а другие будут обнаружены позже.

Толкования Августина

Стих 5

Господь, когда увещевает нас всегда молиться и не унывать (1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, Лк 18:1), упоминает вдову, которая судью, пусть неправедного, и нечестивого, и презирающего как Бога, так и людей, принудила выслушать свое дело, непрестанно ему докучая (См. 2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. Лк 18:2−5). Таким образом, отсюда достаточно легко можно понять, насколько вдовы, по сравнению с прочими, должны посвящать себя молитвам (См. 5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 1Тим 5:5), поскольку о вдовах идет речь в приведенном убедительном примере, предложенном всем для стяжания молитвенного рвения. Однако в деле такого рода что во вдовах является исключительным, если не свойственная им опустошенность и покинутость? Вот почему, если всякая душа ощущает себя настолько опустошенной и покинутой в веке сем, насколько она удалена от Господа (Ср. 6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — 2Кор 5:6), свое, в некотором смысле, вдовство она, конечно, препоручает Богу, своему Защитнику, в непрестанном и усерднейшем прошении.

Августин Иппонский, Послания 130. Cl. 0262, 130.44.15.74.20−75.8.

Стих 6

Апостол осуждает такого рода смерть, говоря о вдове, что сластолюбивая заживо умерла. Поэтому душа, которая была нечестива, но стала благочестивой, как говорят, воскресла из мертвых и благодаря оправданию верой вновь живет. О теле же говорится (по словам апостола в одном месте Писания), что оно не только умрет из-за предстоящего отделения души от тела, но также и то, что оно уже умерло из-за великой немощи плоти и крови: Тело мертво для греха, но дух жив для праведности (10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Рим 8:10).

Августин Иппонский, О Троице 4.3. Cl. 0329, SL 50.4.3.35−39.

Стих 8

Поскольку Наставник Бог учит двум главным заповедям, то есть любви к Богу и любви к ближнему (Ср. 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф 22:37−40; 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Мк 12:29−31; 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Лк 10:27) в двух же этих заповедях человек находит три предмета для любви своей: Бога, себя самого и ближнего, и тот, кто любит Бога, не заблуждается в любви к самому себе, — то само собою следует, что он заботится, чтобы и ближний любил Бога, — ближний, которого повелевается ему любить, как самого себя. И такого же рода забота его о жене, детях, о домашних, обо всех людях. И такого же рода заботы о себе самом желает он от других, если встречает в таких заботах нужду.

Таким путем он будет в примирении, насколько это от него зависит, со всяким человеком, то есть в упорядоченном согласии. Порядок же этот заключается, во-первых, в том, чтобы никому не вредить, а во-вторых, в том, чтобы приносить пользу, кому возможно. Итак, прежде всего ему предстоят заботы о своих домашних: они ближе и доступнее других его советам и попечениям в силу порядка природы, в силу порядка самого общения человеческого.

Августин Иппонский, О граде Божием 19.14. Cl. 0313, SL 48.19.14.31−42.

Стих 11

И когда в другом месте [апостол] говорит: Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом, — он с апостольской мудростью и авторитетом обращает внимание на то благо, которое присуще браку, но не вменяет в обязанность рождение детей, по крайней мере, тем, которые выбирают благо воздержания, словно в качестве законной уступки. Наконец, становится ясным, почему он так сказал, когда он добавляет: и не подавали противнику никакого повода к злоречию: ибо некоторые уже совратились вслед сатаны (14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. 1Тим 5:14−15). Из этих его слов мы поняли, что тем, кому он желал вступить в брак, лучше бы было воздерживаться, но вступить в брак лучше, чем идти вслед сатаны, то есть сделав этот превосходный выбор чистоты девства или вдовства, пасть и погибнуть, оглядываясь на предшествовавшее.

Августин Иппонский, О добре вдовства 8.11. Cl. 0301, 8.11.316.15−20.

Стих 14

Брак является благом с точки зрения всех тех вещей, которые являются неотъемлемой его частью. Таковых же суть три: упорядочение рождения детей, соблюдение целомудрия, таинство брака. По поводу упорядочения рождения детей в Писании сказано: я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом; по поводу соблюдения целомудрия: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 1Кор 7:4); по поводу таинства брака: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Мф 19:6).

Августин Иппонский, О благодати Христа и первородном грехе 2.34.39. Cl. 0349, 2.34.39.197.14−16.

Стих 20

Что же, если часто происходит так, что, когда кого-то наказываешь, он погибает, а когда оставляешь без наказания, погибает другой? Я признаюсь, что ежедневно совершаю подобного рода прегрешения.

Источник: Августин Иппонский, Послания 95. Cl. 0262, 95.34.2.3.508.17−19.

***

Кто такой наемник? Кто видит приходящего волка и бежит (12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. Ин 10:12). Кто ищет своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Флп 2:21). Кто согрешающего не осмеливается обличать открыто. Вот, например, кто-то совершил грех, и грех тяжкий; его нужно осудить, его нужно отлучить; но, будучи отлучен, он станет врагом, начнет строить козни, начнет вредить, чем сможет. И вот тот, кто ищет своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, чтобы не потерять того, к чему он стремится — блага человеческого дружелюбия, и не подвергаться тяготам человеческой враждебности, молчит, не выступает с обвинениями. Вот волк хватает овцу за горло — диавол побуждает верного к прелюбодеянию — а ты молчишь, не осуждаешь. О, наемник! Ты увидел волка приходящего и убежал.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 46.8. Cl. 0278, 46.8.1−8.

Стих 23

Многие не едят мясного, хотя и не придерживаются суеверного мнения, что оно нечисто. И так те же, что воздерживаются, когда здоровы, без всякой боязни употребляют его в пищу, будучи больны, если того требуют соображения здоровья. Многие не пьют вина и, тем не менее, не считают, что оно их осквернило бы: ибо они и для некоторых ослабленных, и вообще для всех, кто без него не может поддерживать телесное здоровье, человеколюбивейшим и кротчайшим образом делают его дозволенным.

Августин Иппонский, О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев 1.33. Cl. 0261, 1.1341.17−20.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [16] — Греч. пресбю́терос.
3 [17] — Букв.: которые действительно вдовы.
9 [18] — Это либо был список тех вдов, которых церковь брала на содержание, либо тех, кого избирали на какое-то определенное служение. Во втором случае вдовы моложе шестидесяти лет также могли получать помощь общины.
9 [19] — Это можно понимать двояко: 1) была замужем лишь однажды; 2) была верна своему мужу.
12 [20] — По всей вероятности, вдовы, желавшие служить в церкви и которых церковь брала на попечение, давали обет не выходить более замуж. Тогда здесь подразумевается нарушение этого обета.
17 [21] — Греч. пресбю́терос. Также в ст. 19.
17 [22] — Букв.: заслуживают двойной чести.
18 [23]Втор 25:4.
18 [24]Лк 10:7.
19 [25] — См. Втор 17:6; Втор 19:15; Мф 18:16.
22 [26] — В знач.: «Хорошо подумай, прежде чем посвятить кого-либо на служение в руководстве церкви».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.