2 Тимофею 2 глава

Второе послание Тимофею
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Сын мой, будь силен в благодати, которую имеем во Христе Иисусе.
2 То, о чем ты слышал от меня при множестве свидетелей, доверь верным людям, которые, в свою очередь, способны научить других.
3 Прими свою долю страданий как добрый воин Христа Иисуса.
4 Никакой солдат не связывает себя житейскими делами, для него главное угодить своему командиру;
5 и никакой атлет не получит награды, если будет нарушать правила соревнований.
6 Земледелец, который трудится в поле, должен первым получить долю собранного урожая.
7 Подумай о том, что я говорю, и Господь поможет тебе понять всё это.
8 Помни Иисуса Христа, Который был потомком[4] Давида и был воскрешен из мертвых согласно возвещаемой мной Радостной Вести,
9 за которую я страдаю и за которую меня, как преступника, заковали в цепи. Но слово Божье заковать в цепи невозможно!
10 Поэтому я терплю всё ради избранных Богом, чтобы и им получить спасение, которое во Христе Иисусе, вместе с вечной славой.
11 Верны слова:
Если мы умерли с Ним, то с Ним и жить будем.
12 Если терпим с Ним, то с Ним будем и царствовать. Если мы откажемся от Него, то и Он откажется от нас.
13 Если мы неверны, Он остается верным, потому что Он не может изменить Самому Себе.
14 Напоминай им об этом. Предупреждай их перед Богом, чтобы они не занимались обсуждением бессмысленных вопросов. Это не приносит пользы, а лишь вредит тем, кто слушает.
15 Старайся представить себя Богу человеком испытанным, работником, которому нечего стыдиться, который правильно передает слово истины.
16 Избегай безбожных и пустых разговоров, потому что те, кто этим занимается, отдаляются всё дальше и дальше от Бога.
17 Учение таких людей будет распространяться как гангрена. Среди них уже оказались Гименей и Филит.
18 Они далеко отошли от истины, говоря, что воскресение мертвых уже было, и подрывают тем самым в некоторых людях веру.
19 Но твердое основание, заложенное Богом, непоколебимо. На нём стоит печать с надписью: «Господь знает Своих»[5] и: «Каждый, кто провозглашает имя Господа, должен отвратиться от зла».
20 Ты знаешь, что в каждом большом доме есть посуда не только из золота и серебра, но также из дерева и глины. Одна посуда имеет почетное назначение, а другая — низкое.
21 Если человек очистит себя от этого, то он будет употреблен, как посуда почетного назначения, освященная, достойная того, чтобы ей пользовался Сам Хозяин, пригодная на любое доброе дело.
22 Избегай всяких порочных желаний, свойственных юности. Стремись к праведности, вере, любви и миру вместе с теми, кто от чистого сердца обращается к Господу.
23 Не вмешивайся ни в какие глупые и невежественные споры, ты знаешь, что они приводят только к раздорам.
24 А слуга Господа не должен ссориться. Наоборот, он должен относиться по-доброму ко всем, должен уметь учить и терпеливо сносить зло.
25 Он должен с кротостью наставлять противящихся, в надежде на то, что Бог даст им покаяние, и тогда они узнают истину,
26 одумаются и освободятся из ловушки дьявола, который пленил их и заставляет исполнять свою волю.

Толкования Августина

Стих 11

Если мы с чувством искреннейшего благочестия должны оставаться смиренными сердцем во все время странствия сего, когда мы живем среди искушений, насколько больше должны мы быть таковыми в те дни, когда мы не просто проводим время нашего смирения, проживая его, но также и обозначаем его, совершая службы1 ? Быть смиренными нас научило смирение Христово, потому что, умирая, Он уступил нечестивым. Возвышенными нас делает высота Христова, потому что Он предшествовал благочестивым в воскресении. ...Одно мы с должным благоговением отмечаем сейчас, так как приближается время Его страданий, а другое — после Пасхи, так как происходит Его воскресение.

Проповеди 206 Cl. 0284, 206.PL38.1041.18

Примечания

  • 1 — Имеется в виду время Великого поста — Прим.ред.

Стих 13

Бог всемогущ, и поскольку Он всемогущ, Он не может умереть, не может обмануться, не может солгать и, как говорит апостол, Себя отречься не может. Столь многого не может — и всемогущ? А потому и всемогущ, что не может этого. Ибо, если бы Он мог умереть, Он не был бы всемогущим; если бы Он мог солгать, обмануться, обмануть, поступать несправедливо, Он не был бы всемогущим, потому что, если бы это в Нем было, Он не был бы достоин быть всемогущим. Абсолютно всемогущий, наш Отец не может совершать прегрешения.

Источник: О символе веры к катехуменам 1 Сl. 0309, 1.18.

Стих 14

Благоразумно проводимая им добрая жизнь нисколько не мешает доброму проповеднику и учителю заслуживать добрую славу. Напротив, боясь Бога и промышляя о людях, он по мере сил своих всегда заботится о добром не только пред Богом, но и пред людьми (21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми. 2Кор 8:21). И в своих поучениях ему всегда лучшим покажется угождать делами, нежели словами. Одно то и сочтет он в выражении лучше и красивее, что выражается истиннее и вернее; и не станет думать, что учитель должен быть рабом слов, но что, напротив, слова должны рабствовать учителю.

Об учении христианском 4.28, Cl.0263,4.28.3

Стих 18

Итак, все те, кто создал секту какой-либо, пусть даже ложной, религии, желая, чтобы им верили, не могли отрицать этого духовного1 воскресения. Все по поводу этого были согласны, но многие отрицали воскресение плоти и говорили, что уже было воскресение в вере. ...Говорили, что уже было воскресение, но произошло оно таким образом, что уповать на другое воскресение не приходится; и опровергали людей, которые чаяли воскресения плоти, словно бы воскресение, которое было обещано, уже исполнилось в душе благодаря вере.

Трактат на Евангелие от Иоанна 19.14, Cl.0278,19.14.23.

Примечания

  • 1 — Лат. mentium (букв. "умного"). Речь идет о духовном возрождении всякого верующего. — Прим. ред.

Стих 19

Обилие злых представляет собой огромный материал для очищения с целью выявления добрых. Ибо среди множества злых, хотя добрые среди них присутствуют скрыто, смешавшись с ними, познал Господь Своих1. Под рукой такого Художника крупица золота в груде мусора пропасть не может. Сколь велика груда мусора, сколь ничтожна крупица золота! Но не бойся: Художник столь велик, что может очистить, но не может затерять.

Проповеди 15 Сl. 0284, 15.SL 41.112.

Примечания

  • 1 — Ср. 5 и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; Чис 16:5, 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Ин 10:14

Стих 20

Таким образом, Киприан, осуждая тех, кто отторгает себя от единства якобы во избежание общения со злыми1 , указывает, что большой дом, упоминаемый апостолом, в котором есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, следует понимать не иначе как Церковь, в которой есть добрые и злые, пока в конце концов она не очистится, словно провеянное гумно.

О крещении 4.12.18 Cl.0332,4.12.18.243.19

Примечания

  • 1 — См. выше фрагмент Киприана Карфагенского,направленный против Новациана.— Прим.ред.

Иное толкование

В христианском сообществе, насколько это касается причащения таинствам и приобщения к ним, они [верные и святые] превышают число (6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число. Пс 39:6)2. Итак, одно дело — число, а другое — превышающие число. Число — те, о которых апостол говорит: познал Господь Своих (19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий

имя Господа". 2Тим 2:19). Однако есть и превышающие число, поскольку в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Так вот, число — это сосуды в почетном употреблении; превышающие число — это сосуды в низком употреблении.

Проповеди 75 .Сl. 0284, 15.SL 41.19

Примечания

  • 2 — Ср.: Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число (6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число. Пс 39:6) — Прим.ред.

Этот закон любви оглашен устами Самого Господа Христа: ведь это Его притчи и о плевелах, которые до времени жатвы во всем мире нужно оставлять на одном поле с пшеницей3 , и о худых рыбах, которых нужно оставлять в одном неводе вместе с остальными до того, как вытащат его на берег4.

Послания 108 Сl. 0262,108.34.2.3.622.16.

Примечания

  • 3 — См. 24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Мф 13:24−30
  • 4 — См. 47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Мф 13:47−48

Стих 25

При самом обличении или обуздывании чужих грехов следует остерегаться, чтобы тот, кто вразумляет другого, не превозносился; и надо поразмыслить словах апостола: Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. 1Кор 10:12). Пусть укоры звучат внешне ужасающе, кроткая же любовь пусть сохраняется внутри.

...Итак, не соглашайтесь с творящими зло, им потакая; не оставляйте в небрежении, их не уличая; не будьте горды, уличая с насмешкой.

Проповеди 88, Сl.0284,88.RB 94.94.507

Иное толкование

Само покаяние, совершаемое по обычаю церкви, в большинстве случаев по слабости опускается, потому что стыд есть страх не угодить людям — когда мнение людей нравится больше, чем правда, перед которой каждый смиряет себя во время покаяния. Поэтому не только когда совершается покаяние, но и для того, чтобы оно совершалось, необходимо милосердие Божие. Иначе апостол не говорил бы о некоторых: не даст ли им Бог покаяния.

Энхиридион 22, Сl.0295,22.21

Прощение кающимся дается по милосердию Божию и по благодати Божией, а не по их заслугам, поскольку даже само покаяние апостол называет даром Божиим, когда говорит о некоторых: не даст ли им Бог покаяния.

Послания 186 Сl. 0262, 186.57.9.73.13.

Примечания:

 
Новый русский перевод
8 [4] — Букв.: от семени.
19 [5]Чис 16:5; Наум 1:7.
 
 
« 1 глава 2Тим2 Тимофею 2 глава NRTНовый русский AICАвгустин 3 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.