Новый русский перевод
1 Поэтому мы должны со всем вниманием отнестись к тому, что мы услышали, не то нас снесет течением.
2 Ведь если весть, переданная через ангелов, имела силу, и каждое нарушение и непослушание влекли за собой справедливое наказание
[13],
3 то как же нам избежать наказания сейчас, если мы пренебрегаем великим спасением, которое было провозглашено Самим Господом? И нам это подтвердили те, кто лично слышал от Него эту весть,
4 которую Сам Бог удостоверил знамениями, чудесами, различными проявлениями Его силы и дарами Святого Духа, распределяемыми по Его усмотрению.
5 Будущую вселенную, о которой мы говорим, Он подчинил не ангелам.
6 Но где-то некто засвидетельствовал:
«Кто такой человек, что Ты переживаешь о нём? Кто такой сын человеческий
[14], что Ты заботишься о нём?
7 Ты немногим умалил его перед ангелами
[15]; Ты увенчал его славой и честью,
8 Ты всё подчинил под ноги его».
[16] [17] Бог всё покорил человеку, не оставив ничего непокоренным ему. Но сейчас мы пока не видим, что человеку
[18] всё подчинено.
9 Однако мы видим, что Иисус, Который действительно был поставлен немного ниже ангелов
[19], сейчас увенчан славой и честью, потому что претерпел смерть; по благодати Божьей к нам Он вкусил смерть за каждого человека.
10 Надлежало, чтобы Бог, приводящий всё множество Своих сынов в славу, для Которого и благодаря Которому всё существует, проведя через страдания, сделал Зачинателя их спасения совершенным.
11 Ведь и Тот, Кто освящает, и те, кто освящается Им, — все дети одного Отца, и поэтому Иисус не стыдится называть их братьями.
12 Он говорит:
«Я возвещу Твое имя братьям Моим и посреди собрания Тебя восхвалю».
[20]
13 И ещё:
«Я буду полагаться на Него»,
[21] а также:
«Вот Я и дети, которых дал Мне Бог».
[22]
14 А так как дети имеют плоть и кровь, то и Он Сам получил физическое тело, чтобы Своей смертью лишить силы того, кому принадлежит власть над смертью, то есть дьявола,
15 и освободить тех, кто всю свою жизнь находился в рабстве у страха перед смертью.
16 Ведь не ангелам Он помогает, а потомкам
[23] Авраама!
[24]
17 Для этого Христу надо было во всем стать таким, как Его братья, чтобы быть милосердным и верным в служении Богу первосвященником для умилостивления за грехи народа.
18 Он Сам страдал, перенося искушения, и может теперь помочь тем, кто встречает искушения.
Толкования Августина
Стих 7
Он — Посредник не потому, что — Слово: ибо бессмертное и блаженное Слово бесконечно удалено от злополучных смертных, а потому что человек. Этим самым Он показал, что для достижения не только блаженного, но и делающего блаженным блага мы не должны искать иных посредников, которые бы могли облегчить нам путь к нему; ибо блаженный и подающий блаженство Бог, сделавшись причастным к нашему человеческому роду, указал нам кратчайший путь для приобщения к Его Божеству. Освобождая нас от смертности и злополучия,
Он приводит нас не к бессмертным и блаженным ангелам, чтобы через общение с ними и мы были блаженны и бессмертны, но к Самой Троице, через общение с Которой блаженны и сами ангелы. Таким образом, соблаговолив принять образ раба (7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Флп 2:7), умаленный по сравнению с ангелами (6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; Пс 8:6: 7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, Евр 2:7), Он в образе Божием пребыл выше ангелов и стал путем жизни в преисподней, будучи жизнью для Небес.
Источник: Августин Иппонский, О граде Божьем 9.15 С1. 0313, 8Ь47, 9.15.50.
Стих 11
Поскольку единый — не имеет братьев; и оттого, что первородный, Он удостоил называть братьями всех, кто после и через Его первородство заново рождаются, усыновленные по благодати Божией, как к тому призывает учение апостольское.
Источник: Августин Иппонский, О вере и символе веры 4.6 Сl. 0293,4.6.10.3.