Новый русский перевод
1 Первый
завет имел предписания относительно поклонения Богу и святилище на земле
[62].
2 Была поставлена скиния, и в её первом
помещении находились светильник и стол со
священными хлебами
[63]; это помещение называлось «Святое»
[64].
3 Второе помещение называлось «Святое Святых» и было отделено от первого завесой
[65],
4 к нему принадлежали золотой жертвенник для возжигания благовоний
[66] и покрытый со всех сторон золотом ковчег завета
[67]. В ковчеге находились золотой сосуд с манной
[68], расцветший жезл Аарона и каменные плитки завета.
5 Над ковчегом находились изваяния херувимов
[69] —
символ славы, они простирали свои крылья над крышкой, называемой «местом умилостивления».
[70] [71] Но сейчас мы не будем говорить об этом подробно.
6 С тех пор как всё было устроено таким образом, священники регулярно входят в первое помещение скинии для того, чтобы совершать свое служение.
7 Но во второе имеет право входить только первосвященник, и только один раз в год, с кровью, которую он приносит и за себя, и за грехи, совершаемые народом по незнанию.
8 Тем самым Святой Дух показывает, что пока действительна прежняя скиния, путь в Святое Святых ещё не открыт.
9 В этом заключен пример и для настоящего времени: дары и жертвы не в состоянии очистить
[72] совесть поклоняющегося Богу.
10 Эти предписания имеют отношение только к пище и питью и к различным ритуальным омовениям
[73]. Всё это носит лишь внешний характер и имеет силу только до времени установления нового порядка.
11 Но когда Христос пришёл как первосвященник явившихся благ
[74], Он вошел в более великую и совершенную скинию, построенную не руками людей, то есть не принадлежащую к этому миру.
12 Он вошел туда не с кровью козлов и телят; нет, Он вошел в Святое Святых раз и навсегда со Своей собственной кровью, приобретя для людей вечное искупление.
13 Ведь если кропление кровью козлов и быков, а также пепел сожженной молодой коровы освящает оскверненных, делая их
ритуально чистыми
[75],
14 то тем более кровь Христа, Который в силе вечного Духа принес Самого Себя как беспорочную жертву Богу, очистит нашу совесть, запятнанную делами
[76], ведущими к смерти. Она дает нам возможность служить живому Богу.
15 И поэтому Христос стал посредником нового завета, чтобы призванные получили обещанное вечное наследие. Это стало возможным благодаря тому, что Его смерть искупила их от преступлений, совершенных ещё в условиях первого завета.
16 Завещание
[77] вступает в силу только тогда, когда подтверждается смерть завещателя.
17 Но если завещатель ещё жив, то завещание не имеет никакой силы. Завещание вступает в силу только по смерти завещателя.
18 Вот почему первый завет был утвержден не без крови.
19 Ведь когда Моисей провозгласил всему народу все заповеди Закона, он взял кровь телят и козлов, смешал с водою, обмакнул в ней алую шерсть и ветку иссопа
[78] и окропил саму книгу и весь народ
[79].
20 Он сказал: «Это кровь завета, условия которого Бог требует от вас выполнять».
[80]
21 Он также окропил кровью скинию и все предметы, используемые в богослужении
[81].
22 Закон требует, чтобы почти всё очищалось кровью, и без пролития крови нет прощения.
23 Всё земное, сделанное по образцу небесного, должно было очищаться таким образом, но небесное требует очищения лучшими жертвами, чем эти.
24 Поэтому Христос вошел не в земное святилище, сделанное человеческими руками и являющееся всего лишь отражением настоящего; нет, Он вошел в сами небеса, чтобы предстать перед Богом за нас.
25 Он вошел в небеса не для того, чтобы опять и опять приносить Себя в жертву, как первосвященник входит каждый год в Святое Святых с чужой кровью.
26 Следуй Христос этому правилу, Он должен был бы страдать многократно, начиная от сотворения мира. Но Он явился один раз в это последнее время, отдав в жертву Самого Себя для того, чтобы раз и навсегда покончить с грехом.
27 Как каждому человеку определено однажды умереть и потом предстать перед судом,
28 так и Христос один раз был принесен в жертву, чтобы искупить грехи многих людей
[82], и Он придет во второй раз, но уже не для того,
чтобы взять на Себя грех, а чтобы спасти тех, кто ожидает Его.