От Луки 1 глава

Евангелие от Луки
Новый русский перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Поскольку уже многие принялись составлять описание произошедших среди нас событий[1]
 
Так как уже многие взялись за составление повествования о совершившихся среди нас событиях,

на основе сведений, переданных нам людьми, которые с самого начала были очевидцами и служителями Слова,
 
как передали нам те, кому от начала довелось быть очевидцами и служителями слова,

то и я решил, тщательно исследовав всё от начала, описать тебе, достопочтеннейший Феофил, всё по порядку,
 
решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходнейший Феофил,

чтобы ты мог убедиться в достоверности того, чему был научен.
 
чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был наставлен.

Во время правления Ирода[2], царя Иудеи, был священник по имени Захария, из смены Авии[3]. Его жена тоже была потомком Аарона, её звали Елизавета.
 
Был в дни Ирода, царя Иудейского, некий священник по имени Захария, из чреды Авиевой, и жена у него из дочерей Аароновых, имя ее Елисавета.

Оба они были праведны перед Богом, живя непорочно и строго соблюдая все заповеди и установления Господа.
 
Были же праведны они оба пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним безукоризненно.

Но у них не было детей, потому что Елизавета была бесплодна. Они оба были уже в преклонном возрасте.
 
И были они бездетны, ибо Елисавета была неплодна, и оба достигли преклонного возраста.

Однажды, когда была очередь служить смене, к которой принадлежал Захария, он нес службу перед Богом.
 
Было же: когда священнодействовал он в порядке чреды своей пред Богом, по обычаю священного служения,

В соответствии с установленным для священников порядком ему выпало по жребию войти в храм Господа и возжигать благовония[4].
 
выпал ему жребий воскурить фимиам, войдя в храм Господень;

Во время возжигания благовоний множество народа молилось снаружи.
 
а все множество народа молилось вне во время каждения,

Захарии же явился ангел Господа. Он стоял справа от жертвенника, где возжигались благовония.
 
Явился же ему ангел Господень, став по правую сторону жертвенника кадильного.

Увидев его, Захария был чрезвычайно поражен и испуган.
 
И смущен был Захария этим видением, и страх напал на него.

Ангел сказал ему: — Не бойся, Захария, твоя молитва услышана. Твоя жена Елизавета родит тебе сына, и ты назовёшь его Иоанном.
 
Сказал же ему ангел: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн.

Твое сердце наполнится счастьем и ликованием, и многие будут радоваться его рождению,
 
И будет радость тебе и ликование, и многие о рождении его возрадуются;

потому что он будет великим перед Господом. Он никогда не будет пить вина и других хмельных напитков. Ещё до своего рождения он будет исполнен Святым Духом.
 
ибо он будет велик пред Господом, и вина и хмельного не будет пить, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей,

Многих израильтян он обратит к Господу, их Богу.
 
и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их.

Он будет предшествовать Ему в духе и силе Илии, чтобы обратить сердца отцов к детям, а непокорных — к мудрости праведных, приготовляя народ к приходу Господа[5].
 
он будет идти перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокорным образ мыслей праведных, представить Господу народ приготовленный.

Захария спросил ангела: — Как мне узнать, что это сбудется? Ведь я уже стар, и жена моя в преклонных годах.
 
И сказал Захария ангелу: по какому знаку узнаю я это? Я ведь стар, и жена моя достигла преклонного возраста.

Ангел ответил: — Я — Гавриил, стоящий перед Богом, и я послан, чтобы сообщить тебе эту радостную весть.
 
И ответил ему ангел: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить тебе и благовествовать тебе это.

Но сейчас за то, что ты не поверил моим словам, которые обязательно исполнятся в своё время, ты лишишься дара речи и не будешь говорить до того дня, пока это не сбудется.
 
И вот, ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, когда сбудется это, за то, что ты не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время.

Между тем люди ждали Захарию и удивлялись, почему он так долго не выходит из храма.
 
И ожидал народ Захарию и удивлялся промедлению его в храме.

Захария, выйдя, не мог говорить и вынужден был общаться с ними жестами. Все поняли, что в храме ему было видение.
 
А выйдя, он не мог с ними говорить, и поняли они, что он имел видение в храме; и сам он делал им знаки и оставался нем.

Срок служения Захарии закончился, и он возвратился домой.
 
И было: когда окончились дни служения его, ушел он в дом свой.

Вскоре его жена Елизавета забеременела и пять месяцев не выходила из дома[6].
 
После же этих дней зачала Елисавета, жена его, и пять месяцев скрывала себя от всех, говоря:

Она говорила: — Вот что сделал для меня Господь, по милости Своей сняв с меня позор перед людьми!
 
так мне сотворил Господь в дни, когда Ему угодно было снять с меня поношение среди людей.

На шестом месяце беременности Елизаветы, Бог послал ангела Гавриила в галилейский город Назарет,
 
В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, по имени Назарет,

к деве по имени Мария[7], которая была обручена с Иосифом, потомком Давида.
 
к деве, обрученной мужу по имени Иосиф, из дома Давидова; и имя девы — Мариам.

Ангел пришёл к ней и сказал: — Приветствую тебя, получившая милость! С тобой Господь!
 
И войдя к Ней, ангел сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!

Марию эти слова очень удивили, и она размышляла, что бы значило такое приветствие.
 
Она же была смущена этой речью и размышляла: что же это за приветствие?

Ангел продолжал: — Не бойся, Мария, потому что Бог проявил к тебе благодать!
 
И сказал Ей ангел: не бойся, Мариам, ибо Ты обрела благодать у Бога.

Ты забеременеешь и родишь Сына, и назовешь Его Иисусом[8].
 
И вот. Ты зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему: Иисус.

Он станет великим, и Его будут называть Сыном Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Его предка Давида,
 
Он будет велик, и Сыном Всевышнего будет назван, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его,

и Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Его Царству не будет конца.
 
и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

— Как это может быть? — спросила Мария. — Ведь я ещё не была с мужчиной.
 
Сказала же Мариам ангелу: как же будет это, раз Я мужа не знаю?

Ангел ответил: — Святой Дух сойдет на тебя, и тебя осенит сила Всевышнего. Поэтому Ребёнок, Который родится у тебя, будет свят — Он будет зваться Сыном Бога.
 
И ответил Ей ангел: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и рождаемое Святое названо будет Сыном Божиим.

Вот и твоя родственница Елизавета тоже родит сына в её преклонные годы. О ней говорили, что она бесплодна, но она уже на шестом месяце беременности.
 
И вот Елисавета, родственница Твоя, и та зачала сына в старости своей, и этот месяц уже шестой для нее, которую называют неплодной,

Для Бога нет ничего невозможного.
 
ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

— Я служанка Господа, — ответила Мария, — пусть всё произойдёт со мной так, как ты сказал. И ангел оставил её.
 
Сказала же Мариам: вот — раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее ангел.

Вскоре после этого Мария собралась и поспешила в город, расположенный в нагорьях Иудеи.
 
В эти дни Мариам, отправившись в путь, пошла с поспешностью в горную страну, в город Иудин,

Она вошла в дом Захарии и поприветствовала Елизавету.
 
и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету.

Как только Елизавета услышала приветствие Марии, ребенок внутри у неё встрепенулся; Елизавету наполнил Святой Дух,
 
И было: когда услышала Елисавета приветствие Марии, вострепетал младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Духа Святого,

и она громким голосом воскликнула: — Благословенна ты среди женщин, и благословен Ребенок, Которого ты носишь!
 
и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!

Чем я заслужила такую милость, что ко мне пришла мать моего Господа?
 
И откуда это мне, что Мать Господа моего пришла ко мне?

Как только я услышала твое приветствие, ребенок во мне так и встрепенулся от радости.
 
Ибо когда прозвучал голос приветствия Твоего в ушах моих, вострепетал в ликовании младенец во чреве моем,

Блаженна поверившая в исполнение того, что сказал Господь!
 
и блаженна Поверившая, что совершится сказанное Ей от Господа.

Мария ответила: «Душа моя славит Господа,
 
И сказала Мариам: Величает душа Моя Господа,

и дух мой радуется о Боге, Спасителе моем,
 
и возликовал дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

потому что Он увидел смирение Своей служанки[9]. Отныне все поколения будут называть меня благословенной,
 
что призрел Он на малость рабы Своей; ибо отныне будут называть Меня блаженной все роды;

потому что Всемогущий совершил для меня такое великое дело! Его имя свято![10]
 
что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его,

Из поколения в поколение Он проявляет милость к боящимся Его![11]
 
и милость Его в роды и роды боящимся Его;

Его рукой совершены великие дела: Он рассеял гордых в надмении сердца их,
 
соделал Он сильное рукою Своею, рассеял гордых в помышлениях сердца их;

сверг правителей с их престолов и возвысил смиренных!
 
низложил властителей с престолов и возвысил смиренных;

Он насытил благами голодных, а богатых отослал ни с чем.
 
алчущих преисполнил благ; и богатых отослал ни с чем;

Он помог Своему слуге Израилю, помня о милости,
 
поддержал Израиля, отрока Своего, в память о милости —

которую обещал нашим предкам — Аврааму и его семени вовеки».
 
как Он сказал отцам нашим, — милости к Аврааму и семени его вовек.

Мария погостила у Елизаветы около трех месяцев и затем возвратилась домой.
 
Пробыла же Мариам с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой.

Елизавете подошло время родить, и родила она сына.
 
Елисавете же настало время родить, и она родила сына,

Её соседи и родственники услышали о том, что Господь явил ей великую милость, и радовались вместе с ней.
 
и услышали соседи и родственники ее, что умножил Господь милость Свою к ней, и радовались с нею.

На восьмой день[12] они пришли, чтобы совершить над ребенком обряд обрезания, и хотели назвать его в честь отца Захарией.
 
И было: в день восьмой пришли обрезать дитя, и хотели назвать его, по имени отца его, Захарией.

Но мать ребенка возразила: — Нет! Его будут звать Иоанном.
 
И мать его ответила: нет, но будет он назван Иоанном.

Ей стали говорить: — Но ведь среди ваших родственников нет никого с таким именем!
 
И сказали ей: никого нет из родни твоей, кто назывался бы этим именем;

Они стали жестами спрашивать отца, как бы он хотел назвать сына.
 
и начали знаками задавать отцу его вопрос, как хотел бы он, чтобы называли его.

Захария попросил табличку для письма и, к удивлению всех, написал: «Его имя Иоанн».
 
И попросив дощечку, он написал так: Иоанн — имя ему. И удивились все.

В тот же миг к нему вернулась речь, и он начал говорить, прославляя Бога.
 
И тотчас открылись уста его и язык, и он говорил, благословляя Бога.

Всех соседей объял страх, и весть о случившемся разнеслась по всем нагорьям Иудеи.
 
И был страх у всех живущих вокруг них, и по всей горной стране Иудейской шла молва о всём этом.

Все, кто слышал об этом, с удивлением спрашивали: «Кем же станет этот ребенок?» — потому что рука Господа была с ним.
 
И все слышавшие положили это на сердце свое и говорили: что же будет дитя это? Ибо рука Господня была с ним.

Святой Дух наполнил Захарию, отца Иоанна, и он начал пророчествовать:
 
И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, говоря:

«Благословен Господь, Бог Израиля[13], Который посетил Свой народ и искупил его!
 
Благословен Господь Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему,

Он воздвиг нам рог спасения[14] из дома Своего слуги Давида,
 
и воздвиг нам рог спасения в доме Давида, отрока Своего, —

как Он издавна и обещал через Своих святых пророков,
 
как Он сказал устами святых древних пророков Своих, —

что Он спасет нас от врагов и от рук тех, кто ненавидит нас.
 
спасение от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас:

Так Он проявил милость к нашим предкам, помня Свой святой завет,
 
сотворить милость отцам нашим и вспомнить завет Свой святой,

клятву, которой Он поклялся нашему предку Аврааму:
 
клятву, которою Он клялся Аврааму, отцу нашему,

избавить нас от рук наших врагов, чтобы мы могли без страха служить Ему,
 
чтобы безбоязненно, избавившись от руки врагов,

живя перед Ним в святости и праведности во все дни нашей жизни!
 
служили мы Ему в святости и праведности, все дни наши пред Ним.

И ты, дитя, будешь назван пророком Всевышнего, потому что будешь идти перед Господом, чтобы приготовить Ему пути[15],
 
И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред Ним, чтобы приготовить пути Ему,

возвестить Его народу спасение через прощение грехов,
 
дать народу Его познать спасение в отпущении грехов их,

по глубочайшему милосердию нашего Бога, Который пошлет нам Утреннюю Зарю свыше,
 
по глубине милосердия Бога нашего, которым с высоты посетит нас Восходящее Светило,

чтобы дать свет живущим во тьме и тени смертной[16] и направить наши стопы на путь мира!»
 
воссиять сидящим во тьме и тени смерти, направить ноги наши на путь мира.

Ребенок рос и укреплялся в духе[17]. Он жил в пустыне до того времени, когда открыто явился Израилю.
 
Дитя же возрастало и укреплялось духом. И был он в пустынях до дня явления его пред Израилем.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [1] — Или: описание событий, представляющих для нас истину.
5 [2] — Ирод Великий, был царем Иудеи в 40-4 гг. до н. э. Кроме Иудеи, в его владения входили также Самария и Галилея.
5 [3] — Служение в Иерусалимском храме было разделено между 24 сменами священников, потомков Аарона (см. 1Пар 24:1-19).
9 [4] — См. Исх 30:6-8.
17 [5] — См. Мал 4:5-6.
24 [6] — Букв.: скрывала себя.
27 [7] — Греч. Мариа́м — так в оригинале по всей книге, за исключением ст. 41.
31 [8] — Имя Иисус на языке иудеев звучит как Йешу́а и означает: Господь [ЙГВГ, Яхве] спасает.
48 [9] — См. 1Цар 1:11; 1Цар 2:1.
49 [10] — См. Пс 110:9.
50 [11] — См. Пс 102:17.
59 [12] — По Закону Божьему обрезание производилось на восьмой день (см. Быт 17:12).
68 [13] — См. Пс 40:14; Пс 71:18; Пс 105:48.
69 [14]Рог спасения. В знач.: «могучий Спаситель»; (см. Пс 17:3). Рог был символом могущества, власти и силы (см. напр., 1Цар 2:10; Иер 48:25; Мих 4:13).
76 [15] — См. Ис 40:3; Мал 3:1.
79 [16] — См. Ис 9:2.
80 [17] — Или: в Духе.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.