От Луки 14 глава

Евангелие от Луки
Новый русский перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Однажды в субботу, когда Иисус пришёл на обед к одному из самых начальствующих фарисеев, те внимательно следили за Ним.
 
И было: когда Он пришел в субботу в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, они наблюдали за Ним.

Напротив Иисуса сидел человек, больной водянкой.
 
И вот, перед Ним человек, больной водянкой,

Иисус спросил учителей Закона и фарисеев: — Разрешено исцелять в субботу или нет?
 
И обратился Иисус к законникам и фарисеям, говоря: дозволяется ли уврачевать в субботу, или нет?

Они молчали. Тогда Иисус, коснувшись человека, исцелил его и отпустил.
 
Они промолчали. И прикоснувшись, Он исцелил его и отпустил.

Затем Он сказал им: — Если у кого-то из вас сын[100] или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его немедленно, даже если это будет в субботу?
 
А им Он сказал: разве кто из вас, у кого сын или вол упадет в колодец, не тотчас вытащит его в день субботний?

Им нечего было ответить на это.
 
И не смогли возразить на это.

Иисус заметил, как гости выбирали почетные места за столом, и рассказал им притчу:
 
И говорил Он приглашенным притчу, замечая, как они выбирали себе первые места:

— Если тебя приглашают на свадебный пир, не садись на почетное место, ведь может случиться так, что среди приглашенных окажется кто-то знатнее тебя,
 
когда позовет тебя кто-нибудь на брачный пир, не садись на первое место; как бы не оказалось среди приглашенных им кого-нибудь почетнее тебя,

и тогда хозяин, пригласивший и тебя, и его, подойдет к тебе и скажет: «Уступи место этому человеку». И тебе придется со стыдом занять самое последнее место.
 
и не пришел бы позвавший тебя и его и не сказал тебе: «дай ему место», и тогда ты займешь со стыдом последнее место.

Итак, когда тебя пригласили, пойди и сядь[101] на самое последнее место, чтобы хозяин подошел к тебе и сказал: «Друг, перейди на лучшее место». Тогда тебе будет оказан почет перед всеми гостями.
 
Но когда тебя позовут, пойди, и сядь на последнее место, чтобы, когда придет пригласивший тебя, он сказал тебе: «друг, передвинься повыше»: тогда будет тебе честь перед всеми возлежащими с тобою,

Так что каждый возвышающий себя будет унижен, и принижающий себя будет возвышен.
 
потому что всякий возносящий себя смирён будет, и смиряющий себя вознесён будет.

Затем Он сказал хозяину: — Устраивая званый обед или ужин, не приглашай своих друзей, братьев, родственников или богатых соседей, чтобы они не пригласили тебя в ответ и тем не отплатили тебе.
 
Говорил же и пригласившему Его: когда ты устраиваешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых; как бы и они в ответ тебя не позвали, и не получил бы ты воздаяния.

Устраивая пир, приглашай на него бедных, калек, хромых, слепых.
 
Но когда делаешь угощение, зови нищих, увечных, хромых, слепых;

Вот тогда ты будешь блажен, потому что они не смогут отблагодарить тебя, и ты получишь награду в воскресение праведных.
 
и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздается тебе в воскресение праведных.

Один из обедавших услышал это и сказал Иисусу: — Блажен тот, кто будет пировать в Царстве Божьем.
 
Услышав это, некто из возлежащих сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царстве Божием.

Иисус ответил ему: — Один человек приготовил большой пир и пригласил много гостей.
 
Он же сказал ему: сделал человек большой ужин и позвал многих.

Подошло время пира, и он послал своего слугу сказать приглашенным: «Приходите, уже всё готово».
 
И послал раба своего в час ужина сказать приглашенным: «приходите, уже готово».

Но один за другим приглашенные начали извиняться. Первый сказал: «Я купил землю и мне надо пойти и посмотреть её. Извини меня, пожалуйста».
 
И начали все как один извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня».

Другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их, извини меня, пожалуйста».
 
И другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня».

Третий сказал: «Я женился и поэтому не могу прийти».
 
И третий сказал: «я женился, и потому не могу придти».

Слуга вернулся и рассказал всё хозяину. Тогда хозяин дома рассердился и приказал слуге: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда бедных, калек, слепых и хромых».
 
И придя, раб сообщил это господину своему. Тогда, разгневавшись, сказал хозяин дома рабу своему: «выйди поскорее на улицы и переулки города и введи сюда нищих, и увечных, и слепых, и хромых».

«Господин, — сказал слуга, — то, что ты повелел, выполнено, но ещё есть место».
 
И сказал раб: «господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место».

Тогда хозяин сказал слуге: «Пройди по дорогам и вдоль изгородей и уговори всех, кого встретишь, прийти на пир, чтобы дом мой был полон гостей.
 
И сказал господин рабу: «выйди на дороги и к изгородям, заставь людей войти, чтобы наполнился мой дом.

Говорю вам, что из прежних приглашенных никто не попробует моего обеда».
 
Ибо говорю вам, что никто из мужей тех приглашенных не вкусит моего ужина».

С Иисусом шло множество людей, и Он, повернувшись к ним, сказал:
 
С Ним шло много народа, и обернувшись, Он сказал им:

— Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей[102], тот не может быть Моим учеником.
 
если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а также и души своей, не может быть Моим учеником.

Тот, кто не несет свой крест и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.
 
Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником.

Предположим, кто-то из вас хочет строить башню. Разве он не сядет вначале и не подсчитает все расходы, чтобы знать, хватит ли ему денег для завершения строительства?
 
Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек: может ли он довести до конца?

Ведь если он заложит фундамент и будет не в состоянии закончить постройку, то все видящие это будут над ним смеяться:
 
Чтобы, когда он положит основание и не будет в силах завершить, все видящие не начали бы смеяться над ним,

«Начал строить, а закончить не может».
 
говоря: «этот человек начал строить и не был в силах завершить».

Или, предположим, царь собирается на войну против другого царя. Разве он не сядет вначале и не подумает, в силах ли он с войском в десять тысяч человек отразить того, кто идет на него с войском в двадцать тысяч?
 
Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

Если нет, то пока противник ещё далеко, он пошлет посольство просить о мире.
 
Если же — нет, то пока тот еще далеко, он отправляет посольство и спрашивает об условиях мира.

Итак, тот из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
 
Так и всякий из вас, если не откажется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

Соль — хорошая вещь, но если соль потеряет свой вкус, то что может опять сделать её соленой?
 
Поэтому: соль хороша: но если и соль станет пресной, чем вернуть ей силу?

Ни в землю она уже не годится, ни в навозную кучу, её остается лишь выбросить вон. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!
 
Ни в землю, ни в навоз она не годится. Ее бросают вон. Имеющий уши слышать да слышит.

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [100] — В некоторых рукописях: осел.
10 [101] — Букв.: пойди и возляг.
26 [102] — Ср. Мф 10:37.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.