Деяния 7 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Затем первосвященник спросил Стефана: — Это так?
 
И сказал первосвященник: так ли это?

Стефан ответил: — Братья и отцы! Выслушайте меня. Бог славы явился нашему праотцу Аврааму, когда тот жил ещё в Месопотамии — до того, как он поселился в Харране.
 
И тот сказал: Мужи братья и отцы! Послушайте! Бог славы явился отцу нашему Аврааму, когда он был еще в Месопотамии, прежде поселения его в Харране, и сказал ему:

«Оставь свою страну и своих родственников, — сказал Он ему, — и иди в землю, которую Я тебе укажу».[40]
 
«выйди из земли твоей и из родни твоей и иди в землю, которую Я тебе укажу».

Авраам покинул страну халдеев и поселился в Харране. Оттуда, после смерти его отца, Бог переселил Авраама в страну, в которой вы сейчас живете[41].
 
Тогда, выйдя из земли Халдейской, поселился он в Харране. И оттуда, по смерти отца его, Бог переселил его в эту землю, на которой вы теперь живете.

Он не дал ему здесь никакого наследия, не дал земли даже на ширину ступни[42]. Но Бог обещал дать эту землю во владение ему и его потомкам, хотя в то время у Авраама не было ребенка.
 
И не дал ему наследия в ней ни на стопу ноги, но обещал дать ее во владение ему и семени его после него, обещал, когда не было у него детей.

Бог говорил ему: «Твои потомки будут странниками в чужой земле, они будут обращены в рабство и будут терпеть зло четыреста лет.
 
И Бог сказал так: «будет семя его пришельцем на земле чужой, и поработят его и будут творить ему зло четыреста лет.

Но Я накажу народ, поработивший их, — сказал Бог, — и тогда они выйдут оттуда и будут служить Мне на этом месте»[43].
 
И народ, которому они будут рабами, судить буду Я» — Бог сказал, — «и после этого они выйдут и будут служить Мне на этом месте».

Затем Он дал Аврааму завет обрезания[44]. Авраам стал отцом Исаака и обрезал его на восьмой день после рождения, Исаак же стал отцом Иакова, а Иаков — двенадцати патриархов[45].
 
И дал ему завет обрезания. И так родил он Исаака и обрезал его в день восьмой; и Исаак — Иакова, и Иаков — двенадцать патриархов.

Патриархи из зависти к Иосифу продали его в Египет. Но Бог был с ним
 
И патриархи, позавидовав Иосифу, продали его в Египет. И был Бог с ним,

и избавил его от всех бед. Он дал Иосифу мудрость и помог ему заслужить расположение фараона, царя Египта. Тот сделал Иосифа правителем всего Египта и всего своего дома.
 
и избавил его от всех скорбей и дал ему милость и мудрость в глазах фараона, царя Египетского. И поставил его начальником над Египтом и над всем домом его.

Затем во всем Египте и в Ханаане начался голод и великое бедствие, и наши праотцы не могли найти пищи.
 
И пришел голод на весь Египет и Ханаан, и скорбь великая; и не находили пищи отцы наши.

Иаков услышал о том, что в Египте есть зерно, и послал туда наших праотцев в первый раз.
 
Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал отцов наших в первый раз.

Когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся своим братьям, и фараон узнал о родственниках Иосифа.
 
И во второй раз узнан был Иосиф братьями своими, и стал известен фараону род Иосифа.

После этого Иосиф послал за своим отцом Иаковом и за всеми своими родственниками, которых насчитывалось 75 человек.
 
Иосиф же послал и вызвал Иакова, отца своего, и всю родню: семьдесят пять душ.

Иаков пришёл в Египет, где умерли и он, и наши праотцы.
 
И сошел Иаков в Египет и скончался сам и отцы наши;

Тела их были перенесены в Шехем и положены в гробницу, которую Авраам купил за серебро у сыновей Хамора в Шехеме[46].
 
и были они перенесены в Сихем и положены в гробнице, которую купил Авраам ценой серебра у сынов Емморовых в Сихеме.

По мере того как приближалось время исполнения обещаний, данных Богом Аврааму, возрастала численность нашего народа в Египте.
 
Когда же стало приближаться время исполниться обещанию, которое Богу угодно было дать Аврааму, возрос народ и умножился в Египте.

Так продолжалось, пока в Египте не пришёл к власти другой царь, который не знал про Иосифа.
 
Так было, пока не восстал иной царь над Египтом, который не знал Иосифа.

Он притеснял наших предков, действуя с коварством против нашего народа: он заставлял их выбрасывать новорожденных младенцев, чтобы те умирали.
 
Он, прибегнув к хитрости против рода нашего, в злобе на отцов, заставлял их бросать младенцев своих, чтобы те не оставались в живых.

В это время родился Моисей, прекрасный перед Богом. Три месяца его вскармливали в отцовском доме,
 
В это время родился Моисей и был прекрасен пред Богом. Его кормили три месяца в доме отца.

а когда вынуждены были расстаться с ним, его подобрала дочь фараона и воспитала, как своего собственного сына.
 
А когда был он брошен, взяла его к себе дочь фараона и воспитала его как своего сына.

Моисей был научен всей египетской мудрости; он был силен и в слове, и в деле[47].
 
И научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах своих.

Когда ему было сорок лет, он решил навестить своих братьев-израильтян.
 
Когда же исполнялось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых.

Увидев, что одного из них обижает египтянин, он вступился и отомстил, убив обидчика.
 
И увидев, что кого-то обижают, он заступился и отомстил за страдавшего, поразив Египтянина.

Моисей думал, его братья поймут, что Бог через него дает им избавление, но они не поняли.
 
Он думал, что братья понимают, что Бог рукой его дает спасение им; но они не поняли.

На следующий день Моисей увидел, как двое израильтян дерутся. Он попытался помирить их. «Вы же братья, — говорил он, — зачем вы обижаете друг друга?»
 
На следующий день он появился между ними, когда они дрались, и склонял их к миру словами: «мужи, вы — братья; почему вы обижаете друг друга?»

Тогда обидчик оттолкнул Моисея и сказал: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами?
 
Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьей над нами?

Или ты хочешь убить и меня, как вчера убил египтянина?»
 
Не хочешь ли ты убить меня так же, как убил вчера Египтянина?»

Услышав такие слова, Моисей бежал и поселился в мадианской земле как чужеземец. Там у него родились два сына[48].
 
И бежал Моисей из-за этого слова и стал пришельцем в земле Мадиамской, где он родил двух сыновей,

Через сорок лет Моисею явился Ангел в пламени горящего тернового куста в пустыне горы Синай.
 
И по исполнении сорока лет, явился ему в пустыне горы Синая Ангел в пламени горящей купины.

Моисей был поражен, когда это увидел. Он подошел ближе, чтобы лучше рассмотреть, и услышал голос Господа:
 
Моисей же, увидев, дивился видению. А когда он подходил, чтобы всмотреться, раздался голос Господа:

«Я — Бог твоих отцов, Бог Авраама, Исаака и Иакова».[49] Моисей дрожал от страха и не решался поднять глаз.
 
«Я — Бог отцов твоих, Бог Авраама, и Исаака, и Иакова». Объятый трепетом, Моисей не посмел всматриваться,

Господь сказал ему: «Сними свою обувь, потому что место, на котором ты стоишь, — святая земля[50].
 
И сказал ему Господь: «сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая.

Я увидел угнетение Моего народа в Египте и услышал их стоны. Я сошел, чтобы освободить их. А теперь иди, Я посылаю тебя в Египет».[51]
 
Увидел Я, увидел притеснение народа Моего, который в Египте, и стенание его услышал и нисшел освободить их. И теперь иди, Я пошлю тебя в Египет».

Того самого Моисея, которого они отвергли и о котором говорили: «Кто поставил тебя начальником и судьей?»[52] — Бог посылал теперь как вождя и избавителя через Ангела, Который явился ему в терновом кусте.
 
Этого Моисея, которого они отвергли, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьей?» — его-то послал Бог и начальником и избавителем, рукою Ангела, явившегося ему в купине.

Моисей вывел их из Египта, совершая чудеса и знамения в Египте, у Красного моря и в пустыне на протяжении сорока лет.
 
Это он вывел их, творя чудеса и знамения в земле Египетской и в Чермном море и в пустыне сорок лет.

Этот же самый Моисей сказал израильтянам: «Из ваших же братьев Бог поставит вам Пророка подобного мне».[53]
 
Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: «Пророка вам воздвигнет Бог из братьев ваших, как меня».

Он, Моисей, — тот самый человек, который был с народом Израиля, собранным в пустыне; он был там с Ангелом, Который говорил с ним на горе Синай, и с нашими отцами. Он принял живые слова, чтобы передать их нам.
 
Это тот, кто в собрании в пустыне был с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими; тот, который принял слова живые, чтобы дать вам,

Наши отцы, однако, отказались повиноваться ему, но отвергли его и захотели вернуться в Египет.
 
которому не захотели покориться отцы ваши, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту,

Они сказали Аарону: «Сделай нам богов, которые пойдут перед нами, потому что мы не знаем, что приключилось с этим Моисеем, выведшим нас из Египта».[54]
 
сказав Аарону: «сделай нам богов, которые пойдут впереди нас, ибо Моисей этот, который вывел нас из земли Египетской, — не знаем, что случилось с ним».

В те дни они сделали золотого тельца, принесли этому идолу жертву и радовались делу своих рук.
 
И сделали они тельца в дни те, и принесли жертву идолу, и радовались делу рук своих.

Бог же отвернулся от них и оставил их поклоняться небесному воинству, как об этом написано в книге пророков: «Приносили ли вы Мне заклания и жертвы в течение сорока лет в пустыне, дом Израиля?
 
И отвратился Бог и предал их служить воинству небесному, как написано в книге Пророков: «Заклания и жертвы принесли ли вы Мне за сорок лет в пустыне, дом Израилев?

Вы взяли с собой шатер Молоха[55], звезду вашего бога Рефана и изображения, которые вы сделали для поклонения. Поэтому Я пошлю вас в плен дальше Вавилона»[56].
 
И взяли вы с собою скинию Молоха и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им, и Я переселю вас дальше Вавилона».

У наших отцов в пустыне была скиния свидетельства, сделанная согласно указаниям, которые Бог дал Моисею, и по образцу, который увидел Моисей.
 
Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать её по образу, который тот увидел.

Получив эту скинию, наши отцы, под предводительством Иисуса Навина, внесли её во владения народов, которых Бог изгнал перед ними. И так было до времен царствования Давида,
 
Её, получив по преемству, и внесли отцы наши с Иисусом во владения народов, которых изгнал Бог от лица отцов наших. Так было до дней Давида,

который обрел благодать перед Богом и просил у Него позволения найти жилище для Бога Иакова[57].
 
который обрел благодать пред Богом и молился о том, чтобы найти жилище Богу Иакова.

Однако дом Ему построил Соломон.
 
Соломон же воздвиг Ему дом.

Но Всевышний не живет в домах, построенных людьми. Пророк говорит об этом:
 
Но не живет Всевышний в рукотворенном, как говорит пророк:

«Небеса — престол Мой, и земля — подножие для ног Моих! Какой вы можете построить Мне дом? — говорит Господь. — Где может быть место отдыха для Меня?
 
«Небо — Мне престол, а земля — подножие ног Моих. Какой дом вы построите Мне, говорит Господь, или какое место покоя Моего?

Разве не Моей рукой всё это сотворено?»[58]
 
Не Моя ли рука сотворила это всё?»

Вы — упрямый народ с необрезанными сердцами и ушами![59] Вы всегда противитесь Святому Духу, как и ваши отцы!
 
Жестоковыйные и необрезанные сердцем и ушами, вы всегда Духу Святому противитесь, как отцы ваши, так и вы.

Кого из пророков ваши отцы не преследовали? Они убили тех, кто предсказывал пришествие Праведного, предателями и убийцами Которого стали теперь вы!
 
Кого из пророков не гнали отцы ваши? И убили они предвозвестивших пришествие Праведного, Которого предателями и убийцами вы теперь сделались,

Приняв Закон, переданный вам через ангелов, вы не соблюли его.
 
вы, которые получили Закон в наставлениях ангельских и не сохранили.

Услышав это, они пришли в ярость и начали скрежетать зубами от злости на Стефана.
 
Слыша это, они кипели бешенством в сердцах своих и скрежетали на него зубами.

Стефан же, исполненный Святого Духа, поднял глаза к небу и увидел славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога[60].
 
А он, полный Духа Святого, устремил взор к небу и увидел славу Божию и Иисуса, стоящего по правую сторону Бога,

— Смотрите, — сказал он, — я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога!
 
и сказал: вот я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого стоящего по правую сторону Бога.

Тогда они все вместе, заткнув уши, с громким криком бросились на него.
 
Они же, закричав громким голосом, зажали уши свои и устремились единодушно на него;

Они выволокли Стефана за пределы города и стали бросать в него камни. Свидетели обвинения оставили свои плащи у ног молодого человека по имени Савл.
 
и, выгнав его за пределы города, побивали камнями. И свидетели сложили одежды свои у ног юноши, называемого Савлом.

Когда они бросали в Стефана камни, тот молился: «Господь Иисус, прими дух мой!»
 
И побивали камнями Стефана, а он взывал и говорил: Господи Иисусе, прими дух мой.

Потом он пал на колени и громко воскликнул: — Господи, не наказывай их за этот грех! — С этими словами он умер.
 
И склонив колени, воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им этого греха! И сказав это, почил.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [40]Быт 12:1. Возможно, это повеление Бог дал Авраму еще в Уре Халдейском, а позже повторил его уже в Харране.
4 [41] — См. Быт 11:31−32; Быт 12:4-5.
5 [42] — См. Втор 2:5.
6 [43]Быт 15:13-14; см. также Исх 3:12. Эти слова Бога исполнились, когда Моисей вывел свой народ из Египта (Исх 14; Деян 7:17-36).
8 [44] — См. Быт 17:9-14.
8 [45] — Или: Исаак же обрезал Иакова, а Иаков — двенадцать патриархов.
9 [46] — История жизни Иосифа записана в Быт 37; 39-50.
18 [47] — См. Исх 1:1 — 2:10.
23 [48] — См. Исх 2:11−25; Исх 18:2-4.
32 [49]Исх 3:6.
33 [50] — Это согласуется с древним обычаем, до сих пор распространенным во многих странах Востока, где перед молитвой к Создателю принято разуваться.
30 [51] — См. Исх 3:1-10.
35 [52] — См. Исх 2:14.
37 [53]Втор 18:15.
40 [54]Исх 32:1, 23.
43 [55]Молох. Аммонитский бог, в жертвы которому приносились дети. См. Лев 18:21; Лев 20:2-5.
42 [56]Ам 5:25-27.
46 [57] — В некот. древн. рукописях: для дома Иакова.
49 [58]Ис 66:1-2.
51 [59] — Метафора, обозначающая людей непокорных Богу.
55 [60] — См. Пс 109:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.