Иакова 2 глава

Послание Иакова
Новый русский перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Братья мои, имейте веру в Иисуса Христа, нашего славного Господа, не оказывая предпочтения одним людям перед другими.
 
Братья мои, не держитесь веры в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, — с лицеприятием.

Допустим, что на ваше собрание[6] придет человек в богатой одежде и с золотым перстнем, и вслед за ним войдет другой, бедный и в грязной одежде.
 
Ибо, если войдет в ваше собрание человек с золотым перстнем, в блестящей одежде, войдет же и бедный в грязной одежде,

Если вы взглянете на человека в богатой одежде и скажете ему: «Проходи, пожалуйста, садись здесь», а бедному скажете: «Постой там» или же: «Садись здесь, у моих ног»,
 
вы же посмотрите на носящего одежду блестящую и скажете: ты сядь здесь, пожалуйста, а бедному скажете: ты стань там или сядь у подножья моего, —

то не проявляете ли вы несправедливость, становясь судьями с дурными мыслями?
 
то не впали ли вы в противоречие с самими собой и не оказались ли судьями с мыслями дурными?

Послушайте, любимые мои братья, разве не избрал Бог тех, кто беден в этом мире, чтобы они были богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал всем, кто любит Его?
 
Послушайте, братья мои возлюбленные: не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его?

А вы презираете бедного. Разве не богатые угнетают вас и таскают вас по судам?
 
Вы же обесчестили бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

Разве не они оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
 
Не они ли хулят доброе имя, наречённое над вами?

Если вы действительно соблюдаете царский закон, как написано: «Люби ближнего твоего, как самого себя»[7], то поступаете правильно.
 
Если, однако, вы исполняете закон царский по Писанию: возлюби ближнего твоего, как самого себя, вы хорошо делаете.

Но если вы оказываете предпочтение одним людям перед другими, то грешите, и Закон обличает вас как преступников.
 
Если же лицеприятствуете, грех делаете, обличаемые Законом как преступники,

Кто соблюдает весь Закон, но согрешит в чем-то одном, тот виновен во всем.
 
Ибо кто весь Закон соблюдет, но согрешит в одном, тот во всём повинен,

Тот, кто сказал: «Не нарушай супружескую верность»,[8] сказал и: «Не убивай».[9] Если ты не изменяешь в браке, но убиваешь, ты становишься нарушителем Закона.
 
Ибо Сказавший: не прелюбодействуй, сказал также: не убей. Если же ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, — ты преступник Закона.

Говорите и поступайте как те, кому предстоит быть судимыми по Закону, несущему свободу.
 
Так говорите и так делайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Для тех, кто не проявляет милости, суд тоже будет без милости. Милость превыше суда!
 
Ибо суд без милости не оказавшему милости. Милость торжествует над судом.

Братья мои, какая польза, если человек говорит, что имеет веру, но дел не имеет? Может ли такая вера спасти его?
 
Какая польза, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, дел же не имеет? Может ли такая вера спасти его?

Если брат или сестра без одежды и без пищи,
 
Если брат или сестра наги и лишены дневного пропитания,

то какая польза будет в том, что кто-то из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и ешьте», не дав им того, в чем они нуждаются?
 
и скажет им кто из вас: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не дадите им необходимого для тела, — какая польза?

Так же и вера, если не имеет дел, сама по себе мертва.
 
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Может, кто-то скажет: «У тебя есть вера, а у меня есть дела — покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах».
 
Но скажет кто: ты веру имеешь, а я дела имею, — покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе веру из дел моих.

Ты веришь, что Бог — един[10], и это хорошо. Но и демоны верят и трепещут от страха.
 
Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут.

Желаешь ли ты знать, неразумный человек, что вера без дел бесполезна[11]?
 
Но хочешь ли узнать, о пустой человек, что вера без дел не действительна?

Не в результате ли дел наш праотец Авраам был оправдан, когда положил своего сына Исаака на жертвенник?
 
Авраам, отец наш, не делами ли был оправдан, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник?

Ты видишь, что его вера и его дела были неразрывно связаны, и именно в делах его вера и получила совершенство.
 
Ты видишь, что вера действовала вместе с делами его, и делами вера доведена была до совершенства,

Так исполнились слова Писания: «Авраам поверил Богу, и это было вменено ему в праведность»,[12] и Авраам был назван другом Божьим[13].
 
и исполнилось Писание, говорящее: поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность, и он был назван другом Божиим.

Вы сами видите, что человек получает оправдание по делам, а не только по вере.
 
Видите, что делами оправдывается человек, а не верою только.

И разве не по делам была оправдана блудница Раав, когда приютила лазутчиков и послала их другим путем?[14]
 
Подобным же образом и Раав блудница не делами ли была оправдана, приняв вестников и отправив их иным путем?

Так что, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.
 
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [6] — Букв.: синагога. Здесь, вероятно, собрание верующих в Иисуса иудеев.
8 [7]Лев 19:18; см. также Мф 22:39; Мк 12:31; Гал 5:14.
11 [8]Исх 20:14; Втор 5:18.
11 [9]Исх 20:13; Втор 5:17.
19 [10] — См. Втор 6:4.
20 [11] — В некот. ранних рукописях: мертва.
23 [12]Быт 15:6.
23 [13] — См. 2Пар 20:7; Ис 41:8.
25 [14] — См. Нав 2:1−24; Нав 6:22-25.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.