К Римлянам 11 глава

Послание Римлянам
Новый русский перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Поэтому я хочу спросить: разве Бог отверг Свой народ? Конечно же нет! Я и сам израильтянин, потомок Авраама[68] из рода Вениамина.
 
Итак я говорю: неужели Бог отверг народ Свой? Отнюдь нет. Ибо и я Израильтянин от семени Авраамова, колена Вениаминова.

Бог не отверг Свой народ[69], который Он избрал от начала. Вы ведь знаете из Писания о том, как Илия обвинял израильтян перед Богом:
 
Не отверг Бог народа Своего, который Он предузнал. Или вы не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он обвиняет Израиля пред Богом:

«Господи, они убили Твоих пророков и разрушили Твои жертвенники. Остался лишь я один, и они пытаются убить и меня».[70]
 
Господи, пророков Твоих они убили, жертвенники Твои разрушили, и я остался один и ищут душу мою.

Но что Бог ему ответил? «Я сохранил Себе семь тысяч человек, которые не преклонили своих колен перед Баалом!»[71]
 
Но что говорит ему Божий ответ? Я соблюл Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом.

Так и сейчас есть остаток, избранный по Божьей благодати,
 
Так же точно в нынешнее время есть, по избранию благодати, остаток.

а если по благодати, то значит не по делам, ведь в противном случае благодать уже не была бы благодатью.
 
Если же благодатию, то уже не по делам, потому что иначе благодать уже перестает быть благодатью.

Так, что же? То, к чему Израиль так стремился, он не получил, только избранные получили, а все остальные ожесточились.
 
Что же? Чего ищет Израиль, того он не достиг. Избранные же достигли, а прочие были ожесточены,

Как написано: «Бог сделал их дух нечувствительным, Он закрыл им глаза, чтобы они не видели, и уши, чтобы они не слышали, вплоть до сегодняшнего дня».[72]
 
как написано: Дал им Бог дух нечувствия, глаза, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать до сегодняшнего дня.

Давид говорит: «Пусть будет стол их петлей и западней для них, камнем преткновения и возмездием.
 
И Давид говорит: Да будет трапеза их западней и сетью и петлей и воздаянием для них.

Пусть их глаза померкнут, чтобы они не видели, и пусть их спины согнутся навсегда».[73]
 
Да будут помрачены глаза их, чтобы не видеть, и хребет их навсегда согни.

Итак, я спрашиваю: может быть, они споткнулись, чтобы упасть навсегда? Конечно же нет! Но их падение принесло спасение язычникам, которое должно возбудить ревность[74] и в самих израильтянах.
 
Итак я говорю: до того ли они преткнулись, что и упали? Отнюдь нет. Но в их преткновении — спасение язычникам, чтобы вызвать ревность в них.

Если их падение принесло богатство миру и если их потери принесли богатство язычникам, то насколько же больше богатства принесет их полное обращение!
 
Если же преткновение их — богатство мира, и поражение их — богатство язычников, — то насколько более полнота их.

Говорю вам, язычники. Как апостол язычников, я высоко ценю мое служение
 
Вам говорю, язычникам: как апостол язычников, служение мое я прославляю:

и надеюсь, что смогу как-то возбудить ревность моего народа, чтобы спасти хоть некоторых из них.
 
не возбужу ли я ревность в братьях моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

Ведь если их отвержение принесло миру примирение, то чем будет их принятие, как не воскресением из мертвых?[75]
 
Ибо, если отвержение их — примирение мира, что будет принятие их, как не жизнь из мёртвых.

Если часть теста посвящается Богу, то и всё тесто посвящено Ему, и если корень посвящен Богу, то и ветви посвящены Ему.
 
Если же начаток свят, то и тесто: и если корень свят, то и ветви.

Если же отдельные ветви были отломлены, а ты, дикая олива, была привита на их место и питаешься от соков корня оливкового дерева,
 
Если же некоторые из ветвей были отломлены, и ты, будучи дикой маслиной, был привит между ветвями и стал общником тучного корня маслины, —

то не хвались тем, что ты лучше их. Если ты превозносишься, то подумай о том, что не ты держишь корень, а корень — тебя.
 
то не превозносись перед ветвями; если же превозносишься, — знай, не ты корень носишь, но корень тебя.

Может быть, ты скажешь: «Ветви были отломлены, чтобы привить меня».
 
Ты скажешь: отломлены были ветви для того, чтобы я был привит.

Да, но они были отломлены из-за своего неверия, а ты держишься благодаря вере. Поэтому не гордись, но бойся.
 
Хорошо. Они были отломлены по неверию, а ты держишься верою. Не думай высоко о себе, но бойся.

Ведь если Бог не пожалел природных ветвей, то Он не пожалеет и тебя.
 
Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то и тебя не пощадит.

Подумай о доброте и о строгости Божьей: строгости к тем, кто отпал, и доброте к тебе, при условии, что ты продолжаешь жить в Его доброте, иначе ты тоже будешь отсечен.
 
Итак, учти благость и строгость Бога: к павшим строгость, но к тебе благость Бога, если будешь пребывать в Его благости, потому что иначе и ты будешь отсечен.

Если они не будут оставаться в неверии, то снова будут привиты, потому что Бог в силах привить их опять.
 
Но и те, если не пребудут в неверии, будут привиты: ибо силен Господь снова привить их.

Если ты был срезан с дикого по природе оливкового дерева и вопреки своей природе был привит к окультуренному дереву, то тем более природные ветви привьются к своему собственному дереву!
 
Ибо, если ты был отсечен от дикой по природе маслины и, вопреки природе, привит к благородной маслине, тем более эти природные будут привиты к своей маслине.

Братья, чтобы вы не считали себя умнее, чем вы есть, я не хочу оставить вас в неведении о тайне: часть Израиля будет ожесточена до тех пор, пока полностью не придет к Богу полное число язычников.
 
Ибо я не хочу, братья, чтобы вы оставались в неведении об этой тайне (полагаясь на свой собственный ум), — что ожесточение постигло часть Израиля до тех пор, пока не войдет полнота язычников,

И таким образом, весь Израиль будет спасен, как написано: «С Сиона придет Избавитель. Он удалит нечестие от Иакова.
 
и так весь Израиль будет спасён, как написано:

И это Мой завет[76] с ними, когда сниму с них их грехи»[77].
 
Придет от Сиона Избавитель, отвратит нечестие от Иакова. И это им от Меня завет, когда Я удалю грехи их.

Что касается Радостной Вести, то они стали врагами ради вас, чтобы вы были спасены, но что касается избрания, то они любимы Богом ради отцов.
 
По смыслу Евангелия, они враги ради вас; но по смыслу избрания, они возлюбленные ради отцов;

Божьи дары и Его призвание неизменны.
 
ибо непреложны дары и призвание у Бога.

Вы раньше были непокорны Богу, а сейчас из-за их непокорности Бог помиловал вас.
 
Ибо, как вы некогда не послушались Бога, теперь же помилованы по их непослушанию, —

Так и они стали сейчас непокорны, чтобы и им тоже быть помилованными благодаря милости Божьей, проявленной к вам.
 
так и они теперь не послушались для того, чтобы быть и им помилованными той милостью, которая оказана вам.

Бог провел все без исключения народы через непокорность, чтобы всех их помиловать.
 
Ибо Бог заключил всех в непослушание, дабы всех помиловать.

О глубина богатства, мудрости и знания Бога! Как непостижимы Его решения и неисследимы пути Его!
 
О глубина богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его!

«Кто постиг разум Господа или был Ему советником?»[78]
 
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?

«Кто Ему что-либо дал, что Он остался тому должен?»[79]
 
Или кто дал Ему заранее с тем, чтобы было ему возмещено?

Ведь всё происходит от Него и через Него, и для Него всё существует. Хвала Ему вовеки! Аминь.
 
Потому что всё — от Него и чрез Него и для Него. Ему слава вовеки, аминь.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [68] — См. 2Пар 20:7; Пс 104:6.
2 [69] — См. 1Цар 12:22; Пс 93:14.
3 [70]3Цар 19:10, 14.
4 [71]3Цар 19:18.
8 [72]Втор 29:4; Ис 29:10.
9 [73]Пс 68:23-24.
11 [74] — См. Втор 32:21.
15 [75]Воскресение из мертвых. Несколько толкований этого места: 1) обращение Израиля приведет к всеобщему духовному пробуждению; 2) надо понимать фигурально, обращение Израиля лишь сравнивается с возвращением мертвых к жизни; 3) обращение Израиля в буквальном смысле связывается здесь с воскресением мертвых в конце времен.
27 [76] — Или: « И это будет Моим заветом…»
26 [77]Ис 59:20-21; Ис 27:9; ср. Иер 31:33-34.
34 [78]Ис 40:13.
35 [79]Иов 41:3.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.