К Римлянам 2 глава

Послание Римлянам
Новый русский перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Поэтому нет тебе извинения, судящий другого, кто бы ты ни был. Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же.
 
Поэтому нет у тебя извинения, о человек судящий, кто бы ты ни был, ибо, судя другого, ты себя осуждаешь; ибо делаешь то же самое ты, судящий.

Мы знаем, что тех, кто так поступает, ждет Божий суд, и суд этот согласен с истиной.
 
А мы знаем, что суд Божий на делающих таковое согласен с истиной,

Так неужели же ты надеешься избежать Божьего суда, осуждая других за то, что делаешь сам?
 
И ты на то рассчитываешь, о человек, который судишь делающих таковое и сам то же творишь, что ты избежишь суда Божия?

Или ты пренебрегаешь великой добротой Божьей, Его снисходительностью и долготерпением, не понимая, что Божья доброта ведет тебя к покаянию?
 
Или ты пренебрегаешь богатством благости Его и незлобием и долготерпением, не зная, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

Своим упрямством и нераскаявшимся сердцем ты сам накапливаешь гнев, который обрушится на тебя в день Божьего гнева, когда свершится Его праведный суд.
 
Но по ожесточению твоему и нераскаянному сердцу ты накапливаешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия.

Бог воздаст каждому по его делам[4].
 
Он воздаст каждому по делам его:

Тем, кто, постоянно творя добро, ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь.
 
жизнь вечную — ищущим, с постоянством в делании добра, славы и чести и нетления;

Но кто ищет своего, кто отвергает истину и следует злу, того ждут гнев и ярость.
 
самовольным же и непослушным истине, но покоряющимся неправде — гнев и ярость.

Каждого, делающего зло, ожидают горе и беда, во-первых, иудея, потом и грека.
 
Скорбь и теснота на душу каждого человека, делающего злое: как Иудея, первого, так и Еллина.

А каждого, делающего добро, ждут слава, честь и мир, во-первых, иудея, а потом и язычника,
 
Слава же и честь и мир — каждому делающему доброе: как Иудею, первому, так и Еллину.

потому что Бог не отдает предпочтения никому.
 
Ибо нет лицеприятия у Бога.

Кто грешит, не имея Закона, тот вне Закона и погибнет, а кто грешит, зная Закон, тот по Закону и будет судим.
 
Ибо те, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены.

Бог признает праведными не тех, кто слушает Закон, а тех, кто его исполняет.
 
Ибо не слушатели Закона праведны у Бога, но исполнители Закона оправданы будут —

(Да, у язычников нет Закона, но когда они интуитивно делают то, чего требует Закон, они этим показывают, что и без Закона знают, что нужно делать, а что нет.
 
ибо, когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, они, не имея Закона, сами себе закон:

Они показывают тем самым, что требования Закона записаны у них в сердце[5], и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие их, то обвиняющие.)
 
они показывают, что дело Закона написано в сердцах их: о том же свидетельствуют их совесть и мысли, друг друга обвиняя, а то и защищая, —

Это сделается явным в тот день, когда Бог, через Иисуса Христа, будет судить тайные дела и мысли людей в согласии с Радостной Вестью, которую я возвещаю.
 
в тот день, когда будет судить Бог сокровенное людей по Евангелию моему чрез Иисуса Христа.

Вот ты называешь себя иудеем, полагаешься на Закон и хвалишься тем, что близок к Богу;
 
Если же ты именуешься Иудеем и полагаешься на Закон, и хвалишься Богом,

ты знаешь Его волю и можешь определить согласно Закону, что хорошо, а что нет.
 
и знаешь волю Его и различаешь превосходнейшее, научаясь из Закона,

Ты считаешь, что ты поводырь слепым и свет для тех, кто заблудился во тьме,
 
и уверен, что ты путеводитель слепых, свет для ходящих во тьме,

что ты наставник глупцов и учитель невежд, потому что обладаешь Законом — воплощением знания и истины.
 
наставник неразумных, учитель младенцев, имеющий выражение знания и истины в Законе, —

Тогда почему же ты, уча других, не научишь в первую очередь самого себя? Ты проповедуешь против воровства[6], а сам крадешь;
 
вот ты, который учишь другого, себя самого не учишь: проповедуешь не красть — и крадешь;

ты порицаешь супружескую неверность[7], а сам изменяешь супруге; ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь языческие храмы;
 
говоришь не прелюбодействовать — и прелюбодействуешь; гнушаешься идолов — и грабишь их храмы!

ты гордишься Законом, а бесчестишь Бога, нарушая Закон.
 
Ты, который хвалишься Законом, преступлением Закона бесчестишь Бога!

Написано: «Из-за вас бесчестится имя Божье среди язычников».[8]
 
Ибо имя Божие из-за вас в поношении между язычниками, как написано.

В обрезании есть польза тогда, когда ты соблюдаешь Закон, но если ты Закон нарушаешь, то в твоем обрезании нет смысла.
 
Ибо и обрезание приносит пользу, если ты исполняешь Закон: если же ты — преступник Закона, обрезание твое стало необрезанием.

Ведь если язычники соблюдают Закон, то разве они не будут считаться обрезанными?
 
Поэтому, если необрезанный исполняет предписания Закона, необрезание его не вменится ли в обрезание?

И тот, кто лишен телесного обрезания, но исполняет Закон, осудит тебя, обрезанного и имеющего писаный Закон, но не исполняющего его.
 
И необрезанный по естеству, исполняющий Закон, осудит тебя, преступника Закона при Писании и обрезании.

Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее обрезание — не то, которое на теле.
 
Ибо Иудей не тот, кто по виду Иудей, и обрезание не то, что видимо на плоти;

Нет, настоящим иудеем является человек, который внутренне таков, и обрезание — это обрезание сердца по Духу, а не по букве Закона. Такому человеку похвала не от людей, а от Бога.
 
но тот Иудей, кто в сокровенности Иудей, и обрезание сердца — в духе, не по букве. И похвала его — не от людей, но от Бога.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [4]Пс 61:13; Прит 24:12.
15 [5] — См. Иер 31:32-33.
21 [6] — См. Исх 20:15; Втор 5:19.
22 [7] — См. Исх 20:14; Втор 5:18.
24 [8]Ис 52:5; Иез 36:20-23.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.