1 Коринфянам 14 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Следуйте путем любви, стремитесь иметь духовные дары, особенно дар пророчества.
 
Стремитесь к любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, ведь его никто не понимает, он духом[62] говорит тайны.
 
Ибо, кто говорит языками, не людям говорит, но Богу; ибо никто не понимает: он духом говорит тайны,

А тот, кто пророчествует, говорит людям для их назидания, ободрения и утешения.
 
Тот же, кто пророчествует, людям говорит в назидание и увещание и утешение.

Говорящий на незнакомом языке говорит в назидание себе, а пророчествующий говорит для назидания церкви.
 
Тот, кто говорит языками, себя назидает; тот, кто пророчествует, назидает церковь.

Я бы хотел, чтобы каждый из вас говорил на языках, но лучше, чтобы вы пророчествовали. Кто пророчествует, тот больше того, кто говорит на языках, разве что он будет и истолковывать свою речь, чтобы и церковь получала назидание.
 
Я хочу, чтобы все вы говорили языками, но еще больше, чтобы вы пророчествовали: ибо тот, кто пророчествует, больше того, кто говорит языками, если только он не дает толкования, чтобы церковь получила назидание.

Братья, если я приду к вам и стану говорить на незнакомых языках, то какую пользу я принесу вам, если в моих словах не будет ни откровения, ни знания, ни пророчества, ни наставления?
 
И теперь, братья, если я приду к вам, говоря языками, какую я принесу вам пользу, если не будет в моих словах или откровения, или познания, или пророчества, или наставления?

Возьмите, к примеру, даже безжизненные музыкальные инструменты: свирель или арфу. Как вы узнаете мелодию, если на них будут играть, не придавая значения тому, какие ноты звучат?
 
Но если бездушные предметы, издающие звук, будь то свирель или гусли, не дадут раздельных звуков, как распознают то, что играется на свирели или гуслях?

Если труба не протрубит разборчиво определенный сигнал, то кто станет готовиться к сражению?
 
Ведь если труба издаст неясный звук, кто будет готовиться к бою?

Также и у вас. Если вы не произносите языком членораздельные слова, то как человеку понять, о чем вы говорите? Вы будете бросать слова на ветер.
 
Так и вы, если не издадите языком отчетливого слова, как распознают то, что говорится? Вы будете говорить на ветер.

В мире так много разных языков, но все они понятны тем, кто ими владеет.
 
Кто знает, сколько разных наречий в мире, и каждое из них выражает себя звуками?

Если я не понимаю значения того, что мне говорят, то я чужеземец для говорящего, и говорящий — чужеземец для меня.
 
Итак, если я не знаю значения наречия, я для говорящего буду варваром, и говорящий будет варваром для меня.

Также и вы. Вы хотите иметь духовные дары? Так стремитесь же иметь их в изобилии, но для назидания церкви.
 
Так и вы, поскольку вы ревнуете о духах, для назидания церкви ищите их изобилия.

Поэтому, кто говорит на незнакомом языке, пусть молится о даре истолкования.
 
Поэтому говорящий языками пусть молится о толковании.

Когда я молюсь на незнакомом языке, то мой дух молится, но ум не принимает в этом участия.
 
Ибо если я молюсь языками, то дух мой молится, но ум мой без плода.

Так что же мне делать? Я буду молиться духом, но буду молиться и умом, я буду петь духом, но буду петь и умом.
 
Что же? Буду молиться духом, но буду молиться и умом; буду петь духом, но буду петь и умом,

Если ты благодаришь Бога духом, то как может несведущий человек сказать «аминь»? Ведь он не поймет, что ты говоришь!
 
потому что, если ты будешь благословлять в духе, то занимающий место непосвящённого, как скажет аминь на твое благодарение, раз он не знает, что ты говоришь?

Ты можешь хорошо благодарить Бога, но другому человеку это пользы не принесет.
 
Ибо ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

Я благодарен Богу, что говорю на языках больше всех вас.
 
Благодарю Бога: я больше всех вас говорю языками;

Но в церкви я лучше скажу пять понятных слов, которые послужат для наставления другим, чем десять тысяч слов на незнакомом языке.
 
но в церкви хочу пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели множество слов языками.

Братья, не будьте детьми по уму. В отношении ко злу будьте младенцами, а по уму будьте взрослыми.
 
Братья, не будьте детьми по разуму: на злое будьте младенцами, но по разуму будьте совершенными.

В Законе написано: «Через людей, говорящих на чужих языках, через уста чужеземцев Я буду говорить этому народу, но они и тогда не послушают Меня, говорит Господь».[63]
 
В Законе написано: иноязычными и устами иных буду говорить народу этому, но и так не послушают Меня, говорит Господь.

Таким образом, языки представляют собой знамение не для верующих, а для неверующих. Пророчество же — для верующих, а не для неверующих[64].
 
Таким образом языки служат знамением не для верующих, но для неверующих, пророчество же не для неверующих, но для верующих.

Поэтому, если вся церковь соберется, и все будут говорить на языках, и зайдут люди несведущие или неверующие, то не скажут ли они, что вы беснуетесь?
 
Поэтому, если вся церковь сойдется вместе, и все будут говорить языками, и войдут непосвящённые или неверующие, не скажут ли они, что вы безумствуете?

Но если зайдет неверующий или несведущий в то время, когда все пророчествуют, то он всеми будет обличаться в грехе и всеми будет судиться.
 
Если же все пророчествуют и войдет кто неверующий или непосвящённый, то он обличается всеми, судится всеми;

Все тайные помыслы его сердца станут явными, и он, павши ниц, поклонится Богу и воскликнет: «Среди вас действительно присутствует Бог!»
 
сокровенное сердца его обнаруживается, и так, павши ниц, он поклонится Богу и провозгласит: действительно. Бог — между вами.

Что же, братья? Когда вы собираетесь вместе и у каждого из вас есть или псалом, или есть наставление, или откровение, или слово на языках, или толкование сказанного на языке, то пусть всё это будет для назидания церкви.
 
Что же, братья? Когда вы сходитесь, у каждого есть псалом, есть наставление, есть откровение, есть язык, есть толкование: всё да будет к назиданию.

Если кто-либо говорит на языке, то пусть говорят двое или самое большее трое, и притом по очереди, а один пусть истолковывает.
 
Говорит ли кто языками, — каждый раз двое или, самое большое, трое, и по очереди, и один пусть толкует.

Если же толкователя среди вас нет, тогда в церкви молчи, а говори лишь себе и Богу.
 
Если же нет толкователя, молчи в церкви и говори себе и Богу.

И пророки пусть говорят двое или трое, а другие пусть рассуждают об услышанном.
 
А пророки пусть говорят двое или трое, и другие пусть судят.

Если же кому-либо другому из присутствующих будет откровение, то пусть первый говорящий замолчит.
 
Если же, пока он сидит, другому будет откровение, первый пусть молчит.

Вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы все могли получить наставление и ободрение.
 
Ибо вы можете все один за другим пророчествовать, чтобы все поучались и все получали утешение.

Пророки могут контролировать свой дух,
 
И духи пророков пророкам послушны;

потому что Бог — Бог не беспорядка, а мира, как и во всех собраниях святых.
 
ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира. Как во всех церквах у святых,

Женщины во время служений пусть молчат. Говорить им не позволяется[65], но пусть они будут в подчинении, как того требует и Закон[66].
 
жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и Закон говорит.

Если они хотят что-либо узнать, то могут спросить об этом дома у своих мужей, потому что в церкви женщине говорить неприлично.
 
Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома своих мужей; ибо стыдно жене говорить в церкви.

Вы думаете, что слово Божье вышло впервые именно от вас или достигло лишь вас?
 
Или от вас слово Божие вышло? Или до вас одних оно достигло?

Кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать, что всё, что я пишу вам, есть установление Самого Господа.
 
Если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть познаёт то, что я пишу вам: что это — Господня заповедь.

Если же кто не признает этого, того и вы не признавайте.
 
Если же кто не знает, его не знает Бог.

Итак, братья, стремитесь к тому, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и на языках.
 
Итак, братья мои, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, и не препятствуйте говорить языками.

Но всё должно совершаться пристойно и соответствовать порядку.
 
Но пусть всё происходит благообразно и в порядке.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [62] — Или: Духом. Здесь имеется в виду либо дух человека, либо Дух Божий.
21 [63] — См. Ис 28:11-12.
22 [64] — Говорение на языках не должно служить знаком духовности верующих. Скорее, языки — это знамение для неверующих, потому что (по мнению большинства толкователей) делают явной их отдаленность от Бога и обреченность на суд. А пророчество, наоборот, — для всего собрания верующих, потому что через него Бог очевидно работает в их среде (см. ст. 24-25).
34 [65] — Здесь говорится не о том, что женщины должны соблюдать полное молчание (ср. 1Кор 11:5, 13), но, возможно, что они не должны мешать ходу служения, задавая вопросы (см. ст. 35), либо имеется в виду то, что они не должны учить мужчин (см. 1Тим 2:11-12).
34 [66] — Не совсем ясно на какое конкретное место в Законе ссылается Павел, но, вероятно, имеется в виду то, что Бог изначально сотворил женщину помощницей мужчине (см. Быт 2:7, 21-22). Кроме того, последствия грехопадения лишь упрочили это положение (см. Быт 3:16). Ср. 1Тим 2:11-14.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.