Деяния 22 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Комментарии Давида Стерна

Новый русский перевод

1 Павел сказал:
— Братья и отцы, разрешите мне высказаться в свою защиту.
2 Когда они услышали, что он говорит по-еврейски, то вовсе утихли.
И он сказал:
3 — Я иудей, уроженец Тарса в Киликии, но воспитывался я в этом городе у Гамалиила и был в точности научен Закону наших отцов. Я ревнитель дела Божьего, как и каждый из вас сегодня.
4 Я преследовал и мучил до смерти последователей Пути Иисуса, арестовывал мужчин и женщин и отправлял их в темницы.
5 Свидетели тому — первосвященник и весь Совет старейшин. Я даже получил от них письма к братьям в Дамаске и отправился туда, чтобы арестовать тех, кто там был, и привести их в Иерусалим для наказания.
6 По пути, когда я уже подходил к Дамаску, около полудня меня вдруг озарил ослепительный свет с неба.
7 Я упал на землю и услышал голос, который говорил мне: «Савл! Савл! Зачем ты преследуешь Меня?»
8 Я спросил: «Кто Ты, Господи?»
Он ответил: «Я Иисус из Назарета, Которого ты преследуешь».
9 Мои спутники видели свет, но того, что говорил мне голос, они не поняли.
10 Я спросил: «Господи, что мне делать?»
Господь сказал: «Встань и иди в Дамаск. Там тебе скажут всё, что тебе предстоит сделать».
11 Мои спутники за руку привели меня в Дамаск, так как я был ослеплен сиянием этого света.
12 Там ко мне пришёл человек по имени Анания, тщательно соблюдающий Закон и уважаемый всеми местными иудеями.
13 Он подошел ко мне и, встав рядом, сказал: «Брат Савл, прозри!» И в тот же момент я прозрел и увидел этого человека.
14 Он сказал: «Бог наших отцов избрал тебя, чтобы ты узнал Его волю, увидел Праведного и услышал голос из Его уст.
15 Ты будешь для всех людей свидетелем того, что ты видел и слышал.
16 Не медли! Вставай, прими крещение и смой свои грехи, призвав Его имя».
17 Потом я возвратился в Иерусалим, и когда я молился в храме, мне было видение.
18 Я увидел Господа, Который говорил мне: «Скорее выйди из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства обо Мне».
19 Я ответил: «Господи, эти люди знают, что я ходил из синагоги в синагогу, чтобы арестовывать и избивать тех, кто верит в Тебя.
20 Когда проливалась кровь Твоего свидетеля Стефана, я стоял там и одобрял это, я сторожил одежды его убийц».
21 Тогда Господь сказал мне: «Иди, Я посылаю тебя далеко к язычникам».
22 До этих слов толпа слушала Павла, но тут они стали кричать:
— Стереть его с лица земли! Он недостоин жизни!
23 Они кричали, размахивали своими плащами и бросали пыль в воздух.
24 Командир римского полка приказал увести Павла в казарму. Он велел избить его и допросить, чтобы узнать, почему народ так негодует на него.
25 Но когда Павла привязали, чтобы бить, он сказал стоявшему рядом сотнику:
— Разве позволено бить римского гражданина, да к тому же и без суда?
26 Когда сотник это услышал, он пошел и доложил командиру полка.
— Что ты делаешь? Этот человек римский гражданин, — сказал он.
27 Командир вышел к Павлу и спросил:
— Ты римский гражданин?
— Да, — ответил тот.
28 Тогда командир сказал:
— Мне пришлось заплатить немало денег за мое гражданство.
— А я родился римским гражданином, — ответил Павел.
29 Те, кто должен был его допрашивать, сразу же отступили от него. Командир тоже встревожился, когда узнал, что он заковал в цепи римского гражданина.
30 На следующий день командир, желая точно узнать, в чем же иудеи обвиняют Павла, освободил его от оков и приказал, чтобы собрались первосвященники и весь Высший Совет. Затем он ввел Павла и поставил перед ними.

Комментарии Давида Стерна

1 "Братья и отцы! Выслушайте мои оправдания перед вами!"

Братья и отцы. Стефан, бывший враг Шауля, обратился этими же словами к враждебно настроенной публике (7:2 и ком.); см. также 23:1 и ком. В ситуации Шауля и в его речи можно заметить некоторые другие сходные моменты с ситуацией Стефана, что создает определенного рода предчувствие (см. 7:58).

2 Услышав, что он говорит с ними по-еврейски, они успокоились, и он продолжил:

По-еврейски. См. ком. к 23:40.

3 "Я еврей, родом из Тарса, что в Киликии, воспитывался же в этом городе и учился у ног Гамлиэля всем тонкостям Торы наших предков. Я был ревнителем Бога, как и все вы теперь.

Родом из Тарса. Шауль родился эллинистическим евреем; заявляя об этом, он теснее отождествляет себя со своими Асийскими обвинителями.

Воспитывался же в этом городе. Он также подчеркивает, что имеет непосредственное отношение к жителям Иерусалима, которые, вероятно, составляли в толпе большинство.

И учился у ног Гамлиэля. О самом Гамлиэле см. ком. к 5:34. Еврейская традиция умалчивает об ученичестве Шауля у самого выдающегося раввина и учёного своего времени. По сути, ни Талмуд, ни ранние мидраши ничего не говорят о нем, и этот факт требует объяснения. В статье «Павел и Закон: стать всем для всех» мессианский еврейский учёный Г. Л. Эллисон пишет об Элише бен-Авуе, который был одним из великих раввинов начала второго века. Его слова цитируются в Мишне (Авот 4:20), но позже он стал отступником:

"Он был отлучен, и почти всегда его называли Ахер (Другой, Чужой). Никогда не возникало опасности в том, что традиция вновь и вновь напоминала о нём, так как она же рассказывала и о том, как он намеренно осквернил Субботу. Иными словами, его лжеучение не имело плода и почиталось безвредным, не столько благодаря отлучению, сколько благодаря его печально известному нарушению закона. В случае с Павлом память о нём должна быть предана забвению, так как нет ни одной истории о нём, которая нейтрализовала бы его учение." (В книге «Апостольская история и Евангелие» под. ред. У. Гаска и Р. Мартина, 1970, с. 199)

Это произошло, потому что Шауль, в отличие от Элиши бен-Авуи, исполнял закон всю свою жизнь, как это доказывает далее статья Эллисона и как это показал я в комментариях 13:9, 16:3 и 21:21. Зная об этом и учитывая то, что «самая дурная слава — это отсутствие всякой славы», раввины просто умолчали о Шауле.

Этот принцип используется и по сей день. Зачастую немессианская еврейская община предпочитает открыто игнорировать мессианский иудаизм, особенно те его формы, которые серьёзно относятся к Торе, делая вид, что его не существует, в надежде на то, что он исчезнет сам по себе — чего он, конечно же, делать не будет.

Учился... всем тонкостям Торы... был ревнителем Бога, как и все вы теперь. Шауль заканчивает свой послужной список напоминанием о том, что он тоже знает Тору и когда-то находился в таком же положении, как и слушающие его, будучи настолько же ревностным (ср. 1:13−14 и ком.). Говорят, что глупый учится на своих ошибках, а мудрый учится на ошибках других. Шауль надеется, что среди этой толпы ревнителей найдутся мудрые люди, который усвоят урок о том, куда ведёт этот путь.

4 Я преследовал до смерти последователей этого Пути, арестовывая как мужчин, так и женщин, и заточая их в тюрьму. 5 Коген гагадоль и весь Сангедрин могут подтвердить это. Получив от них письма к их собратьям в Дамесеке, я отправился в путь, чтобы задержать их в этом городе и привести в Йерушалаим для наказания. 6 Когда я находился в пути и приближался к Дамесеку, было около полудня. Внезапно меня осветил ослепительный свет с небес. 7 Я упал на землю и услышал голос, говорящий мне: 'Шауль! Шауль! Почему ты всё время преследуешь меня?' 8 Я ответил: Господин, кто ты?' 'Я Йешуа из Нацерета, — сказал он мне, — ты же преследуешь меня!' 9 Мои спутники видели свет, но не слышали голоса говорившего со мной. 10 Я спросил: 'Что мне делать, Господь?' И Господь сказал мне: 'Встань и иди в Дамесек, там тебе расскажут обо всём, что тебе поручено исполнить'. 11 Я был ослеплён ярким светом, так что спутникам моим пришлось вести меня в Дамесек за руку. 12 Человек по имени Хананья, исполняющий все предписания Торы, бывший в большом почёте у всей местной еврейской общины,

Хананья, исполняющий все предписания Торы, бывший в большом почёте у всей местной еврейской общины, или: «...который (характер которого) был засвидетельствован всеми евреями, жившими там». Иными словами, любой мог подтвердить, что он жил согласно истине Торы. В Деят. 9:10−17 нам не говорится об этом, но для данной аудитории этот факт имеет большое значение. (В другой раз Шауль призывает в свидетели множество очевидцев, способных подтвердить его слова, когда говорит с теми, кто сомневается в подлинности воскресения Йешуа; см. 1 Кор. 15:5−8 и ком.)

13 пришёл ко мне, встал рядом и сказал: 'Брат Шауль, прозри!' И в тот же миг я прозрел и увидел его. 14 Он сказал: 'Бог наших отцов предопределил, чтобы ты узнал Его волю, увидел Цадика и услышал его голос;

Цадика, или «Праведника»; см. 7:52 и ком. Стефан также употребляет это термин, говоря о Мессии Йешуа. В Книге Исайи 53:11 Бог говорит: «Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих».

15 так как ты станешь свидетелем Ему перед всеми людьми, говоря о том, что ты слышал и видел. 16 Теперь, чего же ты ждёшь? Встань, прими погружение и омой свои грехи, призывая Его имя'.

Прими погружение, греч. баптизай, «крестись»; возвратный глагол указывает на то, что подлежащее является субъектом действия. Если бы слово стояло в пассивном залоге, правильнее было бы перевести «будь омыт». В еврейской традиции человек самостоятельно погружается в микву при обращении в иудаизм и в ритуалах очищения, в отличие от принятой в современном христианстве традиции крещения, когда погружение проводится кем-то другим.

Стихи 5−16. Здесь во второй раз описывается то, как уверовал Шауль, и это описание отличается в некоторых деталях от 9:3−19 и 26:13−18. См. ком. к 26:13−18, где объясняются разночтения.

17 После моего возвращения в Йерушалаим, случилось так, что во время молитвы в Храме, будучи в полубессознательном состоянии

В полубессознательном состоянии, греч. экстасис, «нахождение вне себя». Состояние было необычным, чего нельзя сказать о нормальном для еврея посещении Храма и о молитве в нём. Этот факт упоминается Шаулем вскользь, он не делает на нём ударения. Это ещё убедительнее свидетельствует о том, что Шауль продолжал исполнять еврейские обычаи после того как поверил в Йешуа (см. ком. к 13:9. 21:21−24 и ком.).

18 я увидел Йешуа. Он сказал мне: 'Поторопись! Немедленно уходи из Йерушалаима, так как здесь не примут того, что ты хочешь сказать обо мне'. 19 Я сказал: 'Господь, им хорошо известно, что из каждой синагоги я бросал в тюрьму и бил плетью верящих в тебя; 20 и что когда проливалась кровь твоего свидетеля Стефана, я тоже находился там, полностью одобряя происходящее; и даже присматривал за одеждой убивавших его!' 21 Но он сказал: 'Отправляйся! Так как я пошлю тебя далеко — к гоим!"

Так как я пошлю тебя далеко — к гоим. Мессианская община Иерусалима отослала Шауля обратно в его родной город Тарс (9:30), где в течение тринадцати лет он имел возможность проповедовать Евангелие язычникам. После этого, имея за плечами определённый опыт, он отправился в путешествия, проповедуя Весть неевреям по всему восточному Средиземноморью.

Стихи 18−21. Господь говорит Шаулю покинуть Иерусалим, потому что еврейское население этого города не откликнется на его свидетельство. Шауль тотчас предъявил свой послужной список в поддержку того, что евреи Иерусалима должны принять его слова, поскольку они знают о том, как рьяно он преследовал верующих в прошлом (ст. 4−5). Но Йешуа повторяет своё повеление: «Отправляйся!» (ст. 21).

Посылая Шауля провозглашать Евангелие язычникам, Йешуа уберегает его от многих лет бесплодных усилий. Дело в том, что это Адонай обращает к вере и в определённое время, а не желание Шауля здесь и сейчас посвятить всего себя проповеди еврейским братьям (Рим. 10:1). Земная мудрость Шауля не привела бы его к исполнению особенного поручения, которое приготовил для него Йешуа. Господь лучше нас знает, как мы можем служить ему наилучшим образом. Шауль был послушен Йешуа, и книга Деяний далее показывает, что проповедь Шауля имела немалый успех и среди евреев.

22 Они слушали его до этого момента, а затем стали громко кричать: 'Избавьте землю от этого человека! Он недостоин жить!"

Сопротивление Шаулю возникло по той причине, что Бог даровал язычникам равное положение с евреями, делая их частью Своего народа; см. Еф. 2:11−16 и ком. В Деят. 21:27−30 подтверждается, что главная проблема была именно в этом.

23 Они вопили, размахивали одеждой и бросали в воздух пыль;

Размахивание одеждой было видимым проявлением гнева слушающих. Вероятно, движимые тем же чувством, они бросали в воздух пыль только потому, что под рукой не оказалось камней (ср. 7:58, Йн. 8:59). Основываясь на многолетнем опыте проживания на Ближнем Востоке, я предполагаю, что пыль бросали в воздух не в разные стороны и не потому, что такой была традиция. Ее бросали в Шауля, и притом с силой.

24 тогда командующий приказал отвести его в казарму и велел расспросить его и высечь плетью, чтобы выяснить, почему они так на него кричали.

Офицер, всё ещё убежденный в том, что Шауль — опасный преступник, не поняв его речи, произнесённой на еврейском языке (ст. 2), решил выбить из него правду при помощи кнута.

25 Однако, когда его растянули ремнями, чтобы высечь, Шауль обратился к стоявшему рядом капитану: "Разве это законно — бить римского гражданина, которого даже не судили?"

Как и в Филиппах (16:36−40 и ком), Шауль воспользовался своими законными правами не для того, чтобы просто спасти себя, но чтобы защитить честь Евангелия. Избиение плетью и заковывание в цепи (ст. 29) нарушали права гражданина Рима. Поскольку Шаулю не были предъявлены обвинения, а офицер не был информирован о причинах наказания, избиение плетью до суда было превышением полномочий, за что офицеру пришлось бы нести ответственность. Задавая вопрос о законности избиения, Шауль уберегал от неприятностей не только себя, но и офицера.

26 Услышав это, капитан пошёл и доложил командующему: "Вы понимаете, что делаете? Этот человек — римский гражданин!" 27 Командующий подошёл к Шаулю и спросил у него: "Скажи, ты действительно римский гражданин?" "Да", — ответил тот.

Несомненно, ответ Шауля «Да» был правдивым; всякого, кто ложно заявлял о римском гражданстве, ожидала скорая смерть.

28 Командующий сказал: "Я отдал немалые деньги, чтобы получить гражданство". "А я родился в нём", — ответил Шауль. 29 Тут же люди, собиравшиеся допрашивать его, отошли в сторону. Командующий же, осознав, что он сковал цепью римского гражданина, также испугался. 30 На следующий день, желая знать, в чём конкретно иудеяне обвиняют его, он освободил его и приказал собрать руководящих коганим и весь Сангедрин. Затем он вывел Шауля и поставил его перед ними.

Единственным основанием для задержания Шауля, которое мог найти офицер, было обвинение других лиц, в данном случае Сангедрина.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.