2 Паралипоменон 8 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 По истечении двадцати лет, в которые Соломон строил Господень дом и свой дворец,
2 Соломон отстроил города, которые дал ему Хирам, и поселил в них израильтян.
3 Затем Соломон пошел к Хамат-Цове и захватил его.
4 Ещё он построил Тадмор в пустыне и все города для хранения запасов, которые он основал в Хамате.
5 Он отстроил Верхний Бет-Хорон и Нижний Бет-Хорон, сделав их городами-крепостями со стенами и воротами на засовах.
6 Он также отстроил Баалаф, все другие города для хранения запасов и все города для своих колесниц и коней[39]. Соломон построил всё, что ему хотелось построить в Иерусалиме, на Ливане и во всех землях, которыми он правил.
7 Весь народ, оставшийся от хеттов, аморреев, ферезеев, хиввеев и иевусеев (все они не были израильтянами),
8 то есть их потомков, оставшихся в стране, которых израильтяне не искоренили, Соломон использовал подневольными рабочими, как это есть и до сегодняшнего дня.
9 Но израильтян Соломон не обращал в рабов, выполняющих его работы; они были его воинами, военачальниками и начальниками его колесниц и колесничих.
10 Ещё они были у него главными распорядителями — двести пятьдесят надсмотрщиков над людьми.
11 Соломон переселил дочь фараона из Города Давида во дворец, который он построил для неё, так как он сказал: «Моя жена не должна жить во дворце Давида, царя Израиля, потому что святы места, куда вносили ковчег Господа».
12 На жертвеннике Господа, который он построил напротив притвора храма, Соломон возносил Господу всесожжения
13 по установлениям каждого дня о приношениях, данным Моисеем по субботам, в праздник Новолуния и в три ежегодных праздника — в праздник Пресных хлебов, в праздник Недель и в праздник Шалашей.
14 По приказу своего отца Давида он назначил отделения священников для несения службы и левитов, чтобы они возносили хвалу и помогали священникам выполнять то, что требовалось по установлениям каждого дня. Ещё он поставил привратников по отделениям у каждых ворот, потому что так повелел Божий человек Давид.
15 Повеления царя священникам и левитам о чем бы то ни было, включая указания о хранении сокровищ, были исполнены в точности.
16 Вся работа Соломона со дня закладки основания Господнего дома до дня его завершения была выполнена. Итак, дом Господа был завершен.
17 Тогда Соломон отправился в Эцион-Гевер и в Элат на морском побережье, что в земле Эдома.
18 Хирам прислал ему корабли, которые вели его слуги, знавшие море. Вместе с людьми Соломона они отплыли в Офир и привезли оттуда 450 талантов[40] золота, которое и доставили царю Соломону.

Толкование Далласской семинарии

Д. Успехи Соломона (главы 8−9)

1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЕГО УСПЕХИ (8:1−11)

2Пар 8:1−2. Двадцать лет (со дня вступления на престол) ушло у Соломона на полное завершение двух главных его строительных «проектов»: храма и царского дворца. Таким образом, к 951 году до Р. Х. он построил их, а также перестроил (реконструировал) города, которые дал ему Хирам, царь Тирский. Из 3Цар 9:10−14 известно, что какие-то города, числом 20, первоначально были отданы Соломоном Хираму, но тому они не понравились. Возможно, летописец имел в виду, что Хирам возвратил эти города Израилю, после чего Соломон перестроил их по своему вкусу.

2Пар 8:3−6. В какой-то момент Соломон стал овладевать чужими землями, и начал он с Емаф-Сувы, сирийского города, находившегося более чем в 450 км на север от Иерусалима. Затем он обустроил и укрепил город Фадмор (позднее названный Пальмирой), оазис в пустыне, торговый центр при главном пути, ведшем из Месопотамии (находился примерно в 240 км северо-западнее Дамаска). Основал он и новые поселения в окрестностях Емафа, которые сделал городами для запасов.

На территории Израиля Соломон обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, превратив их в крепости. Всячески укрепил он Ваалаф и другие города для запасов… и города, где сосредоточена была военная сила Израиля.

Известно, что Вефорон находился километрах в 16 на северо-запад от Иерусалима, на границе между Иудой и северными племенами (Нав 18:13). Ваалаф был расположен на территории Дана (Нав 19:44). В числе других, не названных здесь городов, могли быть Гацор, Мегиддо и Газер (3Цар 9:15).

2Пар 8:7−10. В строительных работах царь использовал рабский труд языческого населения, остававшегося на территории Израиля. Язычники были у Соломона оброчными работниками.

Хеттеи происходили из центральной Анатолии (современная Турция); аморреями называли древнейших обитателей горных районов Ханаана; ферезеи — одно из ханаанских племен; то же и евеи, преимущественно обитавшие в средней части Палестины; иевусеи (ханаанское племя) были первоначальными обитателями Иерусалима и его окрестностей. При завоевании Ханаана Израиль не сумел полностью уничтожить или подчинить себе все эти народы (Суд 3:1−6).

Израильтяне от упомянутой выше тяжелой трудовой повинности были освобождены, они несли воинскую службу, на строительных же работах были заняты как надзиратели, начальники («приставники»). Расхождение цифр: здесь двести пятьдесят… главных приставников, а в параллельном тексте (3Цар 9:23) — пятьсот пятьдесят; это, возможно, объясняется тем, что в число, приводимое в 3-й Царств, были включены и главные руководители работ из хананеев, а тут имеются в виду главные только из израильтян.

Обращает на себя внимание то, что в 2Пар 2:18 сказано, что число «надзирателей, побуждавших народ к работе», составляло 3600. Если сложить эту цифру с числом «главных» в стихе 10, то получим 3850; это соответствует 3300 (3Цар 5:16), плюс 550 (3Цар 9:23).

2Пар 8:11. Свою жену-египтянку, дочь фараонову… Соломон переселил из старого дворца, построенного еще Давидом на горе Сион (о «городе Давидовом» в 2Пар 5:2; 3Цар 3:1; 1 Пар. 11:5), в новый дворец, возведенный специально для нее. Причина этого, которую приводит летописец, состояла в том, что Соломон не хотел «осквернения женщиной» (которая к тому же была язычницей) дворца Давида, находившегося вблизи храма, с хранившимся в нем ковчегом Господним.

Брак с египетской царевной (как и когда он был заключен, летописец не указывает) был так называемым династическим браком, ставившим израильского царя, по крайней мере, в равное положение с фараоном Египта.

2. НЕУКЛОННОЕ СЛЕДОВАНИЕ СОЛОМОНА РЕЛИГИОЗНЫМ УСТАНОВЛЕНИЯМ (8:12−16)

2Пар 8:12−16. Духовное рвение Соломона, выразившееся в многочисленных жертвоприношениях при освящении храма (7:5), было в глазах летописца свидетельством верности царя его религиозным обязанностям. Характерно, что в этой книге не упоминается об основании Соломоном языческих капищ, как и о поклонении его «иным богам», о чем довольно подробно рассказано в 3Цар 11:1−13. Несомненно, летописец об этом знал, но в своем повествовании он стремился привлечь внимание к неуклонному исполнению Соломоном требований и постановлений Моисеева закона о жертвоприношениях (8:12−13).

Подчеркивает он и то, что Соломон строго соблюдал установленные еще Давидом чередования священников и левитов (по родам их) при исполнении ими всего объема работ, связанных с их храмовым служением (стихи 14−15). Снова говорит автор о том, что Соломон начал и полностью завершил построение дома Господня.

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕУСПЕВАНИЕ В ДНИ СОЛОМОНА (8:17 — 9:31)

2Пар 8:17−18. Экономическим процветанием Израиля Соломон в значительной мере обязан был тому, что, с помощью финикийцев, преуспел в мореходстве. Ецион-Гавер и… Елаф, откуда отправлялись в плавание «союзнические» корабли, были портами на берегу узкого восточного залива Красного моря (который сегодня известен как Акабский, или Эйлатский, залив).

Моряки Соломона и Хирама отправлялись в такие отдаленные пункты, как земля Офир (толкование на 1Пар 29:4); по-видимому, указанное здесь количество золота — четыреста пятьдесят талантов, или около 17 тонн, они привезли в один из рейсов (В 3Цар 9:28 говорится о 420 талантах, или примерно о 16 тоннах; одна из двух цифр — ошибочна. Переписчик мог перепутать две схожие в написании еврейские буквы, означавшие 450 и 420.)

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [39] — Или: колесничих всадников.
18 [40] — Около 15 т.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.