Ездра 3 глава

Первая книга Ездры
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Когда наступил седьмой месяц и израильтяне уже поселились в своих городах, народ, как один человек, собрался в Иерусалиме.
2 Иисус, сын Иоседека, вместе со своими собратьями-священниками, Зоровавелем, сыном Шеалтиила, и его собратьями начал строить жертвенник Бога Израиля, чтобы приносить на нём всесожжения, как предписано в Законе Божьего человека Моисея.
3 Несмотря на то что[11] они боялись народов, которые были вокруг них, они построили жертвенник на прежнем основании и приносили на нём всесожжения Господу — и утренние, и вечерние жертвы.
4 Затем они отпраздновали, как предписано, праздник Шалашей[12] [13] с указанным количеством всесожжений, установленных для каждого дня.
5 После этого они принесли постоянные всесожжения, жертвы на Новолуние[14], и жертвы на все праздники, посвященные Господу, и добровольные пожертвования от каждого, кто добровольно жертвовал Господу.
6 В первый день седьмого месяца они начали приносить Господу всесожжения, хотя основание Господнего храма ещё не было заложено.
7 Они начали давать деньги каменщикам и плотникам и еду, питье и масло жителям Сидона и Тира, чтобы те привозили морем кедровые бревна с Ливана в Яффу с разрешения Кира, царя Персии.
8 Во второй месяц второго года[15] после того, как они пришли к Божьему дому в Иерусалиме, Зоровавель, сын Шеалтиила, Иисус, сын Иоседека, и все остальные их соплеменники (священники, левиты и все, кто вернулся в Иерусалим из плена) приступили к работе, назначив левитов от двадцати лет и старше следить за строительством дома Господа.
9 Иисус со своими сыновьями и братьями, и Кадмиил со своими сыновьями (потомками Годавии[16]), и сыновья Хенадада со своими сыновьями и братьями — все левиты — вместе начали следить за строительством Божьего дома.
10 Когда строители заложили основание дома Господа, священники в своих облачениях и с трубами и левиты (сыновья Асафа) с тарелками заняли свои места, чтобы восславить Господа по наставлениям Давида, царя Израиля.
11 Они пели попеременно, возвеличивая и благодаря Господа:
«Он благ; милость Его к Израилю — навеки!»
А весь народ отвечал громким криком хвалы Господу, потому что основание дома Господа было заложено.
12 Но многие из старых священников, левитов и глав семейств, видевших прежний дом, громко плакали, глядя, как закладывается основание этого дома, а многие кричали от радости.
13 Крики радости нельзя было отличить от плача — так шумел народ. И шум был слышен далеко.

Толкование Далласской семинарии

Г. Воссстановление храма (главы 3−6)

I. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖЕРТВЕННИКА И ЗАКЛАДКА ФУНДАМЕНТА ХРАМА (ГЛ. 3)

Езд 3:1−2. Первым и главным делом возвратившихся было восстановление жертвенника всесожжения (он был установлен прямо на восток от того места, где предстояло заложить фундамент храма). Это было необходимо для возобновления системы жертвоприношений, которая обусловливала особое положение евреев как народа, отделенного для Бога, и которой Бог пользовался как средством очищения Своего народа от его грехов.

Седьмый месяц года (Тишри) соответствовал сентябрю-октябрю (таблицу «Календарь в Израиле» в комментариях на 12-ую главу книги Исход). С древних времен этот месяц имел для израильтян большое религиозное значение, будучи месяцем трех религиозных праздников: Праздника труб в первый день его (Лев 23:23−25), Дня очищения на 10-й его день (Лев 23:26−32), и Праздника кущей с 15-го по 21-ый его дни (Лев 23:33−36, 39−43; Чис 29:12−39; сравните Езд 3:4).

Слова тогда собрался народ как одни человек означают, что все возвратившиеся согласились с необходимостью приступить к сооружению жертвенника Богу Израилеву. Совершалось оно под руководством Иисуса (религиозного вождя и потомка Ааронова) и Зоровавеля («начальника гражданского», потомка Давидова) и при участии собратьев того и другого, т. е. потомков как Аарона, так и Давида. Они строили жертвенник, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея. В этом возвращении к завету, который Бог заключил с Моисеем, у вчерашних изгнанников была настоятельная необходимость — ведь именно потому, что «отцы» их перестали держаться этого завета, уведен был народ в рабство. Теперь, возвратившись в родную землю, потомки отступников полны были желания исправить ошибку «отцов» и более не повторять ее.

Езд 3:3−6. Страх перед чуждыми им племенами, окружавшими их (т. е. перед иноплеменниками, которые за столетия до того были поселены в Палестине ассирийцами, на месте уведенных ими в изгнание израильтян) побуждал строителей работать как можно интенсивнее.

И поставили они жертвенник… и стали возносить на нем всесожжения Господу (Лев 1; 6:8−13), начиная с первого… дня седьмого месяца (Езд 3:6). Это происходило в 536 г. до Р. Х. — полвека спустя после разрушения храма; за прошедшие 50 лет это были первые жертвоприношения Иегове. После них жертвы приносились, согласно предписаниям, во все праздники, в частности, в праздник Кущей, и всесожжение постоянное, т. е. изо дня в день (Лев 8:12−13).

Езд 3:7−9. Лишь на второй год по своем возвращении заложили иудеи основание храма. Во вторый год… во вторый месяц, т. е. в мае-июне 536 года (ровно через 70 лет после первой депортации иудеев в Вавилон в 605 году до Р. Х.). Между сооружением жертвенника и закладкой фундамента храма прошло 7 месяцев. Почему? Очевидно, потому, что необходимо было провести значительные подготовительные работы.

Строительный материал (кедровый лес) поступал из Ливана (его доставляли по прибрежным водам до Яфы, а оттуда — по суше в Иерусалим (сравните 3Цар 5:9; карту «Персидская империя» — там, где толкование на 1:1). Ливан славился как своими кедровыми лесами, так и искусными обработчиками дерева. За 430 лет до описываемых событий, при строительстве первого храма, царь Соломон тоже получал из Ливана строительный лес, включая деревья кедровые и кипарисовые, и оттуда же приезжали к нему мастера по дереву (3Цар 5:1−10, 18; 2Пар 2:1−16). Интересно, что и Соломон приступил к строительству во втором месяце (т. е. в мае-июне; 3Цар 6:1); тогда же, в месяце Зиф, началась закладка храма при Зоровавеле.

Тир и Сидон были, как известно, финикийскими городами, но Финикия располагалась между Средиземным морем и возвышенностями Ливана. Теперь вся эта территория входила в состав Персидской империи, а потому и на доставку леса в Иерусалим требовалось разрешение Кира (сравните Езд 6:3−4). Как и во времена Соломона, рабочим выдавали не только деньги (серебро), но и пищу, и питье и масло.

Ответственными за строительство Зоровавель назначил левитов. Напомним, что за столетия до этого левиты же заняты были на возведении скинии; они были ответственны и за перенос ее и за все так или иначе с ней связанное (Исх 38:21; Чис 1:50−51; 3:21−37). Ездра говорит о трех группах «начальников» на строительстве храма; это были три левитские семьи (Езд 3:9): семья Иисуса, семья Кадмиила, названная потомками Иегуды, или Иуды (сравните Езд 2:40), и семья Хенадада.

Езд 3:10−11. Здесь ничего не говорится о том, как закладывался фундамент будущего храма, ни о размерах его, ни о времени, затраченном на закладку. Внимание автора было полностью сосредоточено на значении факта закладки для вновь возникшей иудейской общины, члены которой беззаветно трудились, бросая вызов своим нелегким обстоятельствам. Да, они исполняли повеление царя Кира, но, что более важно, они следовали повелению своего Бога, с Которым их связывали узы завета.

И все, что делали они после того, как основание храму Господню было положено, строго соответствовало традициям, соблюдавшимся теми отцами их, которые хранили верность Моисееву завету. Так священники и левиты, совершая служение посвящения (стихи 10−11), во всем действовали по уставу Давида. Порядок служения был таким же, как и при внесении (Давидом) ковчега в Иерусалим. Тогда священники трубили в трубы, а Асаф играл на кимвалах (1Пар 16:5−6). И теперь священники трубили в трубы, а сыновья (потомки) Асафа играли на кимвалах.

Тот же порядок соблюдался и при внесении ковчега в храм, построенный Соломоном (2Пар 5:12−13); в те дни Асаф и другие играли на кимвалах, псалтирях и цитрах, а священники трубили в трубы. Торжественный гимн, который исполняли по случаю закладки фундамента священники и левиты, — «славьте Господа», «ибо благ, ибо вовек милость Его к Израилю» — почти идентичен гимну хвалы, записанному в 2Пар 5:13 (сравните Пс 135:1−2).

Слова этой песни восхваления Господа имели для иудеев особое значение, так как в них содержались признание и подтверждение (религиозными вождями народа) того факта, что Иегова вновь простирает над народом покров Своей любви. Словом милость здесь передано евр. хесед, которым обозначали Божью любовь и милость, навсегда обещанные Израилю по завету.

Езд 3:12−13. Народ в массе своей радовался, впрочем, восклицания радости смешивались в тот день с воплями плача народного, потому что многие представители старшего поколения — из священников и левитов и глав семей и кланов, которые видели прежний храм, не могли сдержать плача, сознавая, что новому храму не достичь великолепия того, который воздвиг в свое время Соломон. И шестнадцать лет спустя (в 520 г. до Р. Х.) те же эмоции охватят строителей храма (Агг 2:1−9). Итак, звуки радостных восклицаний и горестного плача сливались в одно, и далеко были слышны они.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [11] — Или: « Так как…»
4 [12] — Иудейский праздник в память о попечении Бога во время скитаний в пустыне (см. Лев 23:33-43; Чис 29:12-39; Втор 16:13-17).
4 [13] — См. Лев 23:33-43; Чис 29:12-39; Втор 16:13-17.
5 [14] — Праздник появления каждой новой луны, означавшей (в системе времяисчисления, построенной на лунном календаре) начало нового месяца.
8 [15] — В середине весны 536 г. до н. э.
9 [16] — Букв.: Иуды. Иуда — вариант имени Годавия (см. 2:40; Неем 7:43).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.