Неемия 11 глава

Книга Неемии
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Вожди народа поселились в Иерусалиме, а остальной народ бросал жребий, чтобы выбрать одного из десяти для того, чтобы жить в Иерусалиме, святом городе, тогда как прочие девять оставались в своих городах.
2 Народ хвалил всех, кто добровольно соглашался жить в Иерусалиме.
3 Вот вожди провинции, которые поселились в Иерусалиме (некоторые израильтяне, священники, левиты, храмовые слуги и потомки слуг Соломона жили в городах Иудеи, каждый — в своем владении в различных городах,
4 а остальной народ из Иуды и Вениамина жил в Иерусалиме).
Из потомков Иуды:
Атая, сын Уззии, сына Захарии, сына Амарии, сына Шефатии, сына Малелеила, потомка Пареца;
5 и Маасея, сын Баруха, сына Колхозея, сына Хазаии, сына Адаи, сына Иоиарива, сына Захарии, потомка Шилы.
6 Потомков Пареца, живших в Иерусалиме, было 468 храбрых воинов.
7 Из потомков Вениамина:
Саллу, сын Мешуллама, сына Иоеда, сына Педаи, сына Колаи, сына Маасеи, сына Итиэла, сына Иешаии,
8 и за ним Габбай и Саллай — 928 человек.
9 Иоиль, сын Зихрия, был над ними начальником, а Иуда, сын Гассенуи, был вторым над городом.
10 Из священников:
Иедаия, сын Иоиарива, Иахин,
11 распорядитель в доме Божьем Серая, сын Хелкии, сына Мешуллама, сына Цадока, сына Мераиофа, сына Ахитува,
12 и их собратья, исполняющие работы при доме — 822 человека;
Адая, сын Иерохама, сына Фелалии, сына Амция, сына Захарии, сына Пашхура, сына Малхии,
13 и его собратья, которые были главами семейств — 242 человека;
Амашсай, сын Азариила, сын Ахзая, сын Мешиллемофа, сына Иммера,
14 и его[43] собратья — храбрые воины — 128 человек.
Начальником над ними был Завдиил, сын Гагедолима.
15 Из левитов:
Шемая, сын Хашшува, сына Азрикама, сына Хашавии, сына Бунния;
16 Шавтай и Иозавад, двое из глав левитов, которым был вверен надзор за внешней работой при Божьем доме;
17 Маттания, сын Михи, сына Завдия, сына Асафа, главный начинатель благодарения при молитве;
Бакбукия, второй среди его собратьев,
и Авда, сын Шаммуа, сына Галала, сына Идутуна.
18 Всего левитов в святом городе было 284 человека.
19 Из привратников:
Аккув, Талмон и их собратья, которые несли дозор при воротах, — 172 человека.
20 Остальные израильтяне со священниками и левитами находились во всех городах Иудеи, каждый в своем наделе.
21 Храмовые слуги жили на холме Офел, и начальниками над ними были Циха и Гишфа.
22 Начальником левитов в Иерусалиме был Уззий, сын Бани, сына Хашавии, сына Маттании, сына Михи. Уззий был одним из потомков Асафа, певцов, ответственных за служение в Божьем доме.
23 Было особое царское повеление о них, которое определяло их ежедневное содержание.
24 Петахия, сын Мешезавела, один из потомков сына Иуды Зераха, был царским представителем во всех делах, касающихся народа.
25 А что касается селений с их полями, то некоторые из народа Иудеи жили в Кирьят-Арбе и в её окрестных селениях, в Дивоне и в его селениях, в Иекавцеиле и в его селениях,
26 в Иешуе, в Моладе, в Бет-Пелете,
27 в Хацар-Шуале, в Вирсавии и в её селениях,
28 в Циклаге, в Мехоне и в её селениях,
29 в Эн-Риммоне, в Цоре, в Ярмуте,
30 Заноахе, Адулламе и в их селениях, в Лахише и на его полях, в Азеке и в её селениях. Они обитали от Вирсавии до долины Гинном.
31 Потомки вениамитян из Гевы жили в Михмасе, Гаи, Вефиле и в его селениях,
32 в Анатоте, Нове и Анании,
33 в Хацоре, Раме и Гиттаиме,
34 в Хадиде, Цевоиме и Неваллате,
35 в Лоде и Оно и в Ге-Харашиме («долине ремесленников»).
36 Некоторые из групп левитов Иудеи поселились в землях Вениамина.

Толкование Далласской семинарии

1. ОБИТАТЕЛИ ИЕРУСАЛИМА (11:1−24)

Неем 11:1−4а. Наряду с «начальниками народа», в Иерусалиме, названном здесь «святым городом» (сравните стих 18; Ис 52:1; Дан 9:24; Откр 11:2), должен был поселиться один из десяти израильтян, на которого падет жребий (Притч 16:33). Вероятно, прежде чем приступить к бросанию жребия, вызваны были (и нашлись) добровольцы; может быть, они избавляли других от невыгодного тем переселения и потому были благословлены народом (стих 2).

Вот главы страны (стих 3) означает «главы персидской провинции Иудея». Следующую фразу правильнее было бы начать не с «а», а с «и»: и в городах Иудеи жили. Список открывается с сыновей Иуды и… Вениамина, которые поселились в Иерусалиме.

Неем 11:4б−19. Потомки «начальников» различных родов и кланов, которые поселились в Иерусалиме, составляли четыреста шестьдесят восемь человек, принадлежавших к колену Иудину (стих 4б−6) и девятьсот двадцать восемь, принадлежавших к колену Вениаминову (стихи 7−9); кроме того, было 1192 священника (стихи 10−14), 284 левита (стихи 15−18) и 172 привратника (стих 19) — всего 3044 человека. Согласно 1Пар 9:3 потомки Ефрема и Манассии тоже жили в Иерусалиме.

Из числа занимавших разные начальственные посты в провинции Иудея («начальники страны» в 11:3), которые осели в Иерусалиме, были (из сыновей Иуды): Афаия — потомок Фареса, и Маасея — потомок Шелы (Шилония); стихи 4−5. Фарес и Шела были, как известно, сыновьями Иуды (Быт 38:2−5, 26−29). Но потомков третьего его сына, Зары (Быт 38:30), упоминаемых в 1Пар 9:6, Неемия в 11:4−6 не указывает (предполагают, что ко времени Неемии их никого не осталось в живых). Может быть, этим объясняется, что список переселенцев (из потомков Иуды) в 1-й Паралипоменон длиннее чем в книге Неемии (сравните 690 человек в 1Пар 9:6 с 468 в Неем 11:6).

Из потомков Вениамина Неемия указывает лишь на одну линию (стих 7), тогда как летописец называет переселенцев, происходивших от Вениамина по четырем линиям. Можно (с известным сомнением) допустить, что только этим объяснялось небольшое расхождение в числе вениамитян у Неемии и летописца (928 у первого и 956 (1Пар 9:9) — у второго). Вообще расхождения в цифрах здесь и в 1Пар 9 не всегда поддаются объяснению.

Священники происходили от шести глав семейных кланов; вот они (Неем 11:10−14): Иедаия; сын Иоиарива; Иахии; Сераия… Адаия и Амашсай. В 1Пар 9:10−13 названы те же лица, но порой они названы не одними и теми же именами, или в именах их имеются разнописания. Так, Сераия — то же, что Азария, а Амашсай — то же, что Маасай; сын Иоиарива — это Иоиариф. Трудно объяснить, почему общее число священников у Неемии 1192, а у летописца — 1760 (1Пар 9:13); может быть, ко дням Неемии оно просто сократилось.

При сравнении списков глав левитских семей в книге Неемии (11:15−18) и в 1Пар 9:14−16 находим разнописания, добавления и пропуски. Так, Бакбукия может быть тем же лицом что, Вакбакар, а Авда — тем же, что Овадия (сравните Неем 12:25). Летописец перечисляет Хереша, Галала и Берехию, которых нет у Неемии; Неемия, с другой стороны, называет Шавфаю и Иозавада (стих 16; они возглавляли левитские кланы, ответственные за «внешние дела» дома Божия (судя по 1Пар 26:29, люди этих кланов исполняли, среди прочего, работу писцов и судей), однако, в 1Пар 9 эти имена не приводятся).

Говоря о привратниках, Неемия называет глав двух их кланов, тогда как в 1Пар 9:17 приведены четыре. Возможно, поэтому число привратников у Неемии (11:19) сто семьдесят два, а в 1Пар 9:22 их 212.

Неем 11:20−24. Прочие Израильтяне… жили по всем городам Иудеи (стих 20), за исключением нефинеев (помощников священников), живших в Офеле (сравните 3:26), на южном выступе Храмовой горы в Иерусалиме. Уззий начальствовал над левитами (стих 22), и был он из сыновей Асафовых, из «певческого клана». Дается пояснение (стих 23), что храмовые певцы находились под особым покровительством царя (вероятно, имелся в виду Артаксеркс).

Петахия (стих 24; сравните 9:5) был чем-то вроде царского комиссара в Иерусалиме, в обязанности которого входило как докладывать царю о положении в провинции Иудея, так и доводить пожелания и распоряжения царя до сведения иудеев (здесь называемых общим названием — израильтянами). Не известно, пересекались ли и как служебные обязанности Петахии и областеначалъника (губернатора).

2. О СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЯХ ИЗ КОЛЕН ИУДИНА И ВЕНИАМИНОВА (11:25−36)

Неем 11:25−30. При Неемии многие иудеи, возвратившиеся из изгнания, осели в 17 городах и «зависивших» от них селах. Занятая ими территория простиралась от долины Енномовой, находившейся тотчас на юг от Иерусалима, и до Вирсавии, которая находилась километрах в 40 от столицы, южнее ее.

Кириаф-Арба — то же, что Хеврон (более старое название; Нав 14:15). Почти все местности, перечисленные в стихе 25:29, упоминаются как города Иудины уже в Нав 15.

Неем 11:31−35. На север от поселений Иуды осели в 15 поселениях вениамитяне. (Многие из их «городов» можно видеть на карте «Самария и Иудея в постссыльную» пору — в комментариях на Езд 2.) Долина Харашим, или долина Ремесленников, вероятно, находилась близ Лода и Оно.

Неем 11:36. Сказано, что левиты жили среди как Иуды, так и Вениамина.

Примечания:

 
Новый русский перевод
14 [43] — Так в большинстве рукописей одного из древн. переводов; в евр. тексте: их.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.