Есфирь 1 глава

Книга Есфирь
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Это произошло во времена Ксеркса[1] [2] — того самого Ксеркса, который правил ста двадцатью семью провинциями, простирающимися от Индии до самого Куша[3].
2 В те времена престол царя Ксеркса находился в крепости города Сузы.
3 На третий год царствования он устроил пир для всех своих сановников и знати. Там были военачальники[4] Персии и Мидии, знатные люди и наместники провинций.
4 Целых сто восемьдесят дней показывал он великое богатство своего царства, блеск и славу своего величия.
5 Когда эти дни минули, царь устроил для всех, от малого до великого, кто только был в крепости Сузы, семидневный пир в закрытом саду царского дворца.
6 Сад был украшен завесами из белого и голубого льна, прикрепленными белыми льняными и пурпурными шнурами к серебряным кольцам на мраморных столбах. Золотые и серебряные ложа стояли на помосте, выстланном порфиром, мрамором, перламутром и другими дорогими камнями.
7 Вино подавалось в золотых кубках, среди которых не было двух одинаковых, и царского вина было по щедрости царя в изобилии.
8 По царскому повелению каждый гость мог пить столько, сколько хотел, потому что царь приказал виночерпиям служить всем, кто пожелает.
9 Царица Астинь[5] тоже устроила пир для женщин во дворце царя Ксеркса.
10 На седьмой день, когда царь Ксеркс был весел от вина, он приказал семи евнухам, которые служили ему, — Мехуману, Бизте, Харбоне, Бигте, Авагте, Зетару и Каркасу —
11 привести к нему царицу Астинь в её царском венце, чтобы показать её красоту народу и сановникам, ведь облик её был прекрасен.
12 Но царица Астинь отказалась прийти по приказу царя, переданному через евнухов. Тогда царь пришёл в ярость и воспылал гневом.
13 Он стал советоваться с мудрецами, знающими времена (потому что в обычае у царя было советоваться со всеми, кто был сведущ в законах и обычаях,
14 а ближайшими к нему были Каршена, Шетар, Адмата, Таршиш, Мерес, Марсена и Мемухан — семеро сановников Персии и Мидии, у которых был особый доступ к царю и которые стояли выше всех в царстве):
15 — Как по закону следует поступить с царицей Астинь, раз она не исполнила повеление царя Ксеркса, переданное ей через евнухов?
16 Мемухан сказал царю и сановникам:
— Царица Астинь виновна не только перед царем, но и перед всеми его сановниками и народами всех провинций царя Ксеркса.
17 Теперь о поступке царицы узнают все женщины и начнут презирать своих мужей, говоря: «Царь Ксеркс повелел привести к нему царицу Астинь, а она не пришла».
18 Сегодня же знатные женщины Персии и Мидии, услышав о поступке царицы, взбунтуются против своих мужей, и тогда презрению жен и гневу мужей не будет конца!
19 Поэтому, если угодно царю, пусть он издаст указ, что Астинь никогда больше не войдет к царю Ксерксу. Пусть это будет занесено в законы Персии и Мидии, которые не отменяются. И пусть царь отдаст её царский сан другой, которая будет лучше неё.
20 И когда царский указ будет провозглашен по всему огромному царству, все женщины будут чтить своих мужей, от малого до великого.
21 Этот совет понравился царю и его сановникам, и царь сделал так, как предлагал Мемухан.
22 Он отправил послания во все части царства, в каждую провинцию её письменами и каждому народу на его языке, что каждый мужчина должен быть господином в своем доме. Об этом объявили на всех языках.

Толкование Далласской семинарии

I. Есфирь занимает высокое положение (1:1 — 2:20)

В первом и главном разделе книги даны предпосылки будущего избавления Божьего народа.

Автор подробно описывает обстановку царского пиршества в древней Персии и рассказывает, каким образом Есфирь сделалась персоной столь значительной.

А. Астинь низложена «Артаксерксом» (глава 1)

1. О ЦАРСКОМ ПИРЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ 187 ДНЕЙ (1:1−9)

Есф 1:1. Повествование начинается с сообщения о том, что описываемые события происходили во дни Артаксеркса (об имени царя во Вступлении, в разделе «Историческая обстановка»), который царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии. Это тот же царь, который упоминается в Езд 4:6 под именем Ахашвероша (в еврейском тексте книги Есфирь он выступает только под этим именем); Персидской империей он правил на протяжении 21 года (с 485 по 465 гг.до Р. Х.).

Многими источниками подтверждается (почти в тех же словах) огромная протяженность этой империи (карту «Персидская империя» в комментариях на Езд 1:1). Иудея была одной из провинций, которая входила в ее состав (Неем 1:2). Упоминаемая здесь «Индия» соответствовала современному Западному Пакистану, а под «Ефиопией» понимался регион в верхнем течении Нила, который охватывал южную часть современного Египта, весь Судан и северную часть Эфиопии.

Есф 1:2. Наряду со дворцом в Персеполисе, царь Артаксеркс (напомним, что на самом деле речь идет о Ксерксе) имел дворец и в Сузах, откуда имел обыкновение править («сидеть на царском престоле») на протяжении нескольких месяцев в году. От времени действительного Артаксеркса (сына Ксеркса) сохранилась надпись, из коей следует, что дворец в Сузах был уничтожен пожаром в какой-то момент его (Артаксеркса) царствования. Существование некогда этого дворца подтверждено археологическими раскопками.

Кстати, будь книга Есфирь произведением позднейшего периода, ее автор мог бы и не знать о давно сгоревшем дворце; так что указание на него в Есф 1:2, по-видимому, свидетельствует, что по времени автор был не слишком отдален от описываемых им событий.

Есф 1:3−4. В третий год своего царствования (483 г. до Р. Х.) Ксеркс устроил пир, точнее, вероятно, целую «серию пиров», на которые стекались со всех концов империи должностные лица высокого ранга и высшие офицеры армии. Это согласуется с известным из истории фактом, что Персидская империя обладала широко разветвленной администрацией.

Хотя в тексте об этом не говорится, есть веские основания полагать, что упомянутая «серия пиров» явилась грандиозным празднеством, которое Ксеркс устроил в преддверии готовившегося им нападения на Грецию. Согласно Геродоту Ксеркс 4 года готовился к нему и начал войну в 481 г. до Р. Х. (Отсчет этим «четырем годам» Геродот начинал от вступления Ксеркса на царство в 485 г. до Р. Х.).

Нет сомнения, что в те «сто восемьдесят дней», о которых говорится в стихе 4, происходили совещания, участниками коих были не только военные, но и все «областеначальники», на которых тоже возлагалась обязанность разделить трудности, связанные с подготовкой к войне. Великое богатство царства, которое демонстрировалось гостям из провинций, и блеск царского величия должны были, по мысли Ксеркса, произвести на них неизгладимое впечатление.

Из исторических источников известно, что Ксеркс хотел отмстить Греции за поражение, которое потерпел его отец, Дарий I, в битве при Марафоне (близ Афин). И громадный флот Ксеркса нанес грекам поражение при Фермопилах, но затем дважды (в 480 и в 479 гг.до Р. Х.) был разгромлен ими. После этого царь Ксеркс возвратился домой. Есфирь обрела милость в его глазах в 479 г. до Р. Х., на седьмом году его правления (2:16). Было это, повторим, после поражения, которое Ксеркс потерпел в Греции. Так что ход событий, описанных в книге Есфирь, вполне в ладу с фактами, известными из светских исторических источников.

Есф 1:5−9. За серией пиров для вельмож, которые продолжались 180 дней, последовал пир семидневный, который царь… сделал для людей «всякого звания», находившихся в то время в Сузах. Обстоятельное описание того, в какой роскоши совершался и этот пир для народа (стихи 6−7), укрепляет читателя в мысли о том, что автор все это видел своими глазами.

Украшения дворцового сада, где давался пир (вероятно, среди пирующих был и Мардохей) — все эти дорогие разноцветные ткани… на серебряных кольцах и мраморных столбах, соответствуют тому, что пишет о роскоши персидских царей Геродот, как и пиршественные ложа — золотые и серебряные — установленные на приподнятых полах (на помосте), вымощенных драгоценной мозаикой. Следы этих величия и красоты предстали перед глазами археологов, производивших в 80-ых годах прошлого века раскопки на месте Суз.

Автор приводит и такую «частность», что хотя вина царского, которое подавали в драгоценных сосудах, было множество, царь приказал, чтобы пить его никого не принуждали, и каждый пил чинно, т. е. столько, сколько хотел.

2. НИЗЛОЖЕНИЕ АСТИНИ (1:10−22)

Есф 1:10−12. В последний день пира царь приказал семи евнухам, особо к нему приближенным (одни из них — Харбона — упомянут и в 7:9), привести к пирующим сановникам и офицерам царицу Астинь, славившуюся своей красотой, да убедятся все, что слава эта не напрасна. Но царица отказалась исполнить взбалмошное пожелание царя (сердце которого развеселилось от вина) «выставить ее на показ». (Относительно евнухов заметим, что служение их в качестве приближенных к трону было на востоке в обычае на протяжении долгих столетий. Ради несения этой службы молодые люди из «высокородных» подвергались кастрации, дабы не лелеяли надежд основать собственные династии; став евнухами, они получали высокие посты.)

Отказ Астини подчиниться царю, любое желание которого подлежало безусловному исполнению, автором не объясняется. В числе предположений, выдвигаемых на этот счет, и такое: если Астинь — то же лицо, что царица Аместрис, то как раз в это время она могла быть беременна сыном Ксеркса — Артаксерксом, который родился в следующем, 483-м году.

Есф 1:13−15. Так или иначе, но отказ Астини вызвал у царя ярость. И он обратился за советом, как поступить… с царицею, к семи «князьям», или мудрецам (особо приближенным к трону), которые хорошо знали закон и права империи. «Мудрецы», или «советы мудрецов», играли важную роль при дворах ближневосточных владык, о чем свидетельствует и Геродот (это подтверждается и положением Даниила при вавилонском и персидском дворах).

Упомянутые семь князей, или мудрецов, могли видеть лицо царя, т. е. имели к нему относительно свободный доступ по делам царства. Восточные царицы в число таких привилегированных лиц не входили, и привычная нам человеческая близость между супругами не связывала царя и обитательниц его гарема. Это видно из примера не только Астини, но и Есфири, которая замечает Мардохею, что целый месяц не видела царя (4:11); о том, чтобы обратиться к нему, она думала со страхом.

Есф 1:16−22. Одни из мудрецов, Мемухан, предложил, чтобы царь низложил Астинь и, вместо нее, сделал царицей другую женщину, которая была бы лучше ее (стих 19). Обращает на себя внимание раболепие советников, которые, прежде всего, стремились действовать в угоду царю, улавливая малейший нюанс в его настроении. Из хода рассуждений Мемухана, который нарочито раздувает вину Астинь, следует, что интересы женщины, даже и царицы, вопрос ее чести во внимание не принимались. Самая жизнь ее зависела от каприза мужчины.

Постановление о низложении Астини, с указанием ее вины, предложено было вписать в законы империи, чтобы никому из жен не повадно было впредь «пренебрегать» желаниями мужей своих, будь то высокопоставленных или низкого рода: от большого до малого; стих 20.

И понравился царю и князьям совет Мемухана (стих 21), и сделал царь по слову его. Письма, утверждавшие полное господство мужчины в доме его, которые были составлены на языках всех народов, населявших империю, были посланы в каждую из областей. Что же касается дальнейшего «развития действия», то сцена для появления на ней Есфири была расчищена.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [1] — Ксеркс I, сын Дария I Великого (Гистаспа), правил Персидской империей в 486-465 гг. до н. э. Ахашверо́ш — еврейский вариант персидского имени Ксеркс.
1 [2] — Ксеркс I (евр. Ахашверо́ш), сын Дария I Великого (Гистаспа), правил Персидской империей в 486-465 гг. до н. э.
1 [3] — Территория южнее Египта.
3 [4] — Букв.: военная сила.
9 [5] — Евр. Вашти́.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.