Левит 14 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Господь сказал Моисею:
2 «Вот правила о больном во время его очищения. Когда его приведут к священнику,
3 пусть священник выйдет за лагерь и осмотрит его. Если больной исцелился от заразной кожной болезни,
4 пусть священник велит взять для очищаемого двух живых чистых птиц и кедрового дерева, алой пряжи и иссопа[32].
5 Пусть священник велит убить одну из птиц над глиняным горшком со свежей водой.
6 Пусть он возьмет живую птицу и погрузит её вместе с кедровым деревом, алой пряжей и иссопом в кровь птицы, убитой над свежей водой.
7 Пусть он семь раз окропит очищаемого от заразной болезни, объявит его чистым и выпустит живую птицу в открытое поле.
8 Пусть очищаемый выстирает одежду, сбреет все волосы, вымоется, и будет чист. Теперь он может войти в лагерь, но должен семь дней жить вне шатра.
9 На седьмой день пусть он сбреет все волосы: голову, бороду, брови и остальные волосы. Пусть он выстирает одежду и вымоется, — и будет чист.
10 На восьмой день он должен принести двух ягнят-самцов и одну годовалую самку — всех без изъяна — с тремя десятыми частями ефы[33] лучшей муки, смешанной с маслом, для хлебного приношения и один лог[34] масла.
11 Пусть священник, совершающий очищение, поставит очищаемого с его приношениями перед Господом у входа в шатер собрания.
12 Пусть священник возьмет одного из ягнят и принесет его в жертву повинности вместе с логом масла. Он потрясет их перед Господом как приношение потрясания.
13 Пусть он заколет ягненка в Святом месте, где закалывают жертву за грех и жертву всесожжения. Подобно жертве за грех, жертва повинности принадлежит священнику, это — великая святыня.
14 Пусть священник возьмет кровь жертвы повинности и помажет ею мочку правого уха очищаемого, большой палец его правой руки и большой палец правой ноги.
15 Пусть священник возьмет от лога масла, нальет в ладонь левой руки,
16 погрузит правый указательный палец в масло на ладони и с пальца окропит маслом перед Господом семь раз.
17 Маслом, оставшимся в ладони, священник помажет мочку правого уха очищаемого, большой палец его правой руки и большой палец правой ноги поверх крови жертвы повинности.
18 Оставшееся в ладони масло священник выльет на голову очищаемого и совершит над ним обряд искупления перед Господом.
19 Пусть священник принесет жертву за грех и совершит над этим человеком обряд искупления, очистив его от нечистоты. После этого священник заколет жертву всесожжения,
20 принесет её на жертвеннике вместе с хлебным приношением, совершит над ним обряд искупления, и он будет чист.
21 Но если он беден и такое приношение ему не по средствам, пусть он возьмет одного ягненка-самца в жертву повинности для потрясания, чтобы совершить для себя обряд искупления с одной десятой частью ефы[35] лучшей муки, смешанной с маслом, для хлебного приношения, лог масла
22 и двух горлиц или двух молодых голубей, какие будут ему по средствам, одного в жертву за грех, а другого для всесожжения.
23 На восьмой день пусть он принесет их, чтобы очиститься, к священнику, к входу в шатер собрания, перед Господом.
24 Пусть священник возьмет ягненка жертвы повинности вместе с логом масла и потрясет их перед Господом как приношение потрясания.
25 Пусть он заколет ягненка жертвы повинности, возьмет его кровь и помажет ею мочку правого уха очищаемого, большой палец его правой руки и большой палец правой ноги.
26 Пусть священник нальет масло в ладонь левой руки
27 и указательным пальцем правой руки окропит маслом из ладони перед Господом семь раз.
28 Пусть он помажет маслом из ладони те же места, которые он помазал кровью жертвы повинности: мочку правого уха очищаемого, большой палец его правой руки и большой палец правой ноги.
29 Остальное масло пусть священник выльет из ладони на голову очищаемого, чтобы совершить над ним обряд искупления перед Господом.
30 Пусть он принесет в жертву горлиц или молодых голубей, какие жертвующему по средствам,
31 одного в жертву за грех, а другого во всесожжение вместе с хлебным приношением. Так священник совершит над очищаемым обряд искупления перед Господом.
32 Вот правила для любого, кто болел заразной кожной болезнью и кому не по средствам принести для своего очищения обычные приношения».
33 Господь сказал Моисею и Аарону:
34 «Когда вы войдете в землю Ханаана, которую Я отдаю вам во владение, и Я наведу растущую плесень на какой-нибудь дом в той земле,
35 то пусть хозяин дома пойдет и скажет священнику: „В моем доме я видел что-то, похожее на плесень“.
36 Пусть священник велит вынести всё из дома, прежде чем войдет осмотреть плесень, иначе всё в доме будет объявлено нечистым. После этого пусть священник войдет и осмотрит дом.
37 Пусть он осмотрит плесень на стенах: если на них будут зеленоватые или красноватые пятна, на вид углубляющиеся в поверхность стены,
38 пусть священник выйдет наружу и запрет его на семь дней.
39 На седьмой день священник вернется снова обследовать дом. Если плесень распространилась по стенам,
40 пусть он велит выворотить зараженные камни и бросить их на нечистое место за пределами города.
41 Изнутри пусть стены дома выскоблят, а отскобленную обмазку высыпят на нечистое место за пределами города.
42 Пусть старые камни заменят новыми и обмажут дом новой обмазкой.
43 Если после того, как камни были выворочены, а дом выскоблен и обмазан, плесень появится в доме снова,
44 священник должен пойти и осмотреть его. Если плесень распространилась по дому, это растущая плесень; дом нечист.
45 Пусть дом разрушат, а его камни, строительное дерево и всю обмазку вынесут из города на нечистое место.
46 Любой, кто войдет в дом, когда он заперт, будет нечист до вечера.
47 Любой, кто будет в этом доме спать или есть, должен выстирать одежду.
48 Но если священник, пришедший осмотреть его, увидит, что плесень не распространилась после того, как дом был обмазан, он объявит дом чистым, так как плесень сошла.
49 Чтобы очистить дом, пусть он возьмет двух птиц и кедровое дерево, алую пряжу и иссоп.
50 Пусть он заколет одну из птиц над свежей водой в глиняном горшке.
51 Пусть он возьмет кедровое дерево, иссоп, алую пряжу и живую птицу, погрузит их в кровь убитой птицы и в свежую воду и окропит дом семь раз.
52 Так он очистит дом кровью птицы, свежей водой, живой птицей, кедровым деревом, иссопом и алой пряжей.
53 Пусть он выпустит живую птицу в открытое поле за пределами города. Так он совершит над домом обряд искупления, и дом станет чист.
54 Таковы правила о любой заразной кожной болезни: о лишае,
55 о плесени на одежде и на доме, об опухоли, сыпи и воспалении,
56 чтобы определять, когда что-то нечисто.
Таковы правила о заразных кожных болезнях и плесени».

Толкование Далласской семинарии

в. Ритуальное очищение человека, исцелившегося от заразной кожной болезни (14:1−32)

После того, как человек, изолированный как нечистый за пределами израильского общества, выздоравливал (естественным ли путем, или в ответ на молитву; сравните Чис 12:13), он вновь мог быть допущен в среду святого народа и вновь получал право приближаться к святому Богу, чтобы поклоняться Ему в скинии собрания.

Возобновление упомянутого права и ритуал очищения проходили через две стадии: а) ритуал с участием двух птиц, вне стана (Лев 14:3−7) и последующее церемониальное омовение; б) восемь дней спустя — серия жертвоприношений в святилище (стихи 10−20); ритуал, совершавшийся в подобных случаях над бедным человеком, описывается в стихах 21−32.

Лев 14:1−2. В этом введении Моисей предстает как посредник при получении законов церемониального очищения.

Лев 14:3−7. Ритуал с участием двух птиц, вне стана (сравните стихи 49−53, где описывается совершение такого же ритуала для «очищения» дома), напоминает ритуал с участием двух козлов в День очищения (сравните 16:7−9, 15−19). По мнению исследователя Венхэма, две птицы живые представляли выздоровевшего израильтянина; доказательство этому он видит в том, что исцеленного кропили кровью одной из птиц. Убитая птица, очевидно, символизировала смерть, которой он избежал, а птица, отпущенная на свободу, символически уносила прочь его заразную болезнь.

Она могла также олицетворять жизнь сообщества, в которое вновь допускался человек. Значение кедрового дерева, червленой нити и иссопа (14:4, 6), хотя и не объясняется, но они ассоциируются с актом очищения и в других местах Ветхого Завета (например, Чис 19:6; Пс 50:9); их, вместе с живой птицей, следовало омочить в крови птицы, заколотой над живою водою (Лев 14:6; под «живою» понималась проточная вода), которой затем священник кропил человека, чтобы очистить его. После провозглашения его чистым живую птицу отпускали в поле.

Лев 14:8а. В знак своего очищения от заразы человек омывал затем свои одежды, состригал и сбривал с себя все волосы и мылся сам (сравните стих 9).

Лев 14:8б−9. После этого очищенный проводил семь дней на полукарантинном положении: в стане, но вне шатра своего. На седьмой день он повторял процедуру омовения и бритья (обривал голову, сбривал бороду и брови!).

Лев 14:10−11. Ритуалы жертвоприношений с целью искупления и очищения начинались на восьмой день, когда священник ставил исцеленного и очистившегося человека с его приношением пред Господом. При исполнении этого особого ритуала приносились все четыре вида обязательных жертв (повинности, за грех, всесожжение и хлебное; более подробные объяснения на этот счет найдете в комментариях на главы 1−7).

Масштабы всех этих приношений, а также использование крови и елея, более напоминают ритуал посвящения Аарона и его сыновей (глава 8), чем какой-либо иной.

Лев 14:12−18. В жертву повинности приносился овен. Обычно жертву повинности приносил человек, присвоивший, отнявший то, что принадлежало Богу или другому человеку (сравните Лев 5:14 — 6:7). В этой связи представляется, что человек, изолированный вне стана и, следовательно, не поклонявшийся Богу, мог рассматриваться как лишивший Бога положенного Ему поклонения и служения со своей стороны. Или, может быть, его подозревали в том, что болезнь была ему послана в наказание за какой-то совершенный им грех, и, если так, то он должен был принести жертву повинности.

Необычным в этом жертвоприношении повинности было то, что священник «возлагал» кровь жертвы на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его (14:14; сравните 8:23−24), а затем кропил елеем… пред Господом семь раз, и какую-то часть елея «возлагал» поверх крови на правое ухо человека, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его; оставшийся же елей возлагал… на голову очищаемого.

Пройдя через всю эту серию ритуалов, человек получал от священника очищение пред Господом.

Лев 14:19−20. Процедура жертвоприношений завершалась принесением за грех однолетней овцы (стих 10) и принесением жертвы всесожжения (стих 19: второго овна, упомянутого в стихе 10), вместе с хлебным приношением (стих 20).

Лев 14:21−32. Как уступка для бедных был предусмотрен и альтернативный жертвенный ритуал. Он, собственно, был таким же, как только что описанный (стихи 10−20), но в жертву за грех и во всесожжение, вместо овнов, приносились два молодых голубя или две горлицы (стих 22); таким образом сокращалось и количество муки, потребной для хлебного приношения, которое обычно предлагалось вместе с птицами — за грех и во всесожжение.

г. Обнаружение «язвы» в жилищах; поведение в таких случаях и очищение жилища (14:33−53)

Лев 14:33−53. Этот раздел в сущности дополняет закон об одежде и личных вещах (сравните 13:47−59); сюда, по-видимому, включался и материал, из которого изготовлялись шатры. Однако «продолжение», изложенное в этих стихах, касается домов из камня и глины (14:42); следовательно, эта часть закона должна была вступить в силу после того, как израильтяне войдут в землю Ханаанскую (стих 34). Сама процедура опознания зараженности, поведение в этих случаях и процедура очищения постоянного жилища схожи с таковыми в отношении людей или одежды (включая установление карантинного периода, стих 38).

Для предотвращения распространения заразы пораженные ею части дома (т. е. отдельные камни) выламывались и заменялись другими; затем дом скоблили и обмазывали заново (стихи 39−42). Если «плесень» (грибок, язва) возобновлялась, весь дом следовало сломать (стихи 43−45). Но если принятые меры предосторожности приносили благие результаты, дом подвергался церемониальному очищению — посредством ритуала с принесением двух птиц. т. е. такого же, какой совершался при очищении выздоровевшего человека (стихи 48−53; сравните стихи 3−7).

д. Заключение (14:54−56)

Лев 14:54−56. В этих стихах подводится итог правилам в отношении инфекционного кожного заболевания и всякой язвы проказы и… паршивости (сравните с введением к главам 13−14).

4. ЗАКОН О НЕЧИСТОТЕ, СВЯЗАННОЙ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ВЫДЕЛЕНИЯМИ (ГЛ. 15)

В этой главе определяются четыре случая церемониального осквернения: хронического и не являющегося таковым — у мужчин; хронического и не являющегося таковым — у женщин. Все четыре случая, по-видимому, относятся к выделениям из половых органов (хотя некоторые интерпретаторы полагают, что в стихах 2−12 речь идет о геморроидальных выделениях). Толкование на 12:1−5, где высказаны соображения, почему подобные выделения могли считаться оскверняющими.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [32] — По всей вероятности, это не собственно иссоп, а один из видов майорана, распространенный в Израиле. Кедровое дерево, алая шерсть и иссоп являлись символами отпущения греха в иудейской культуре.
10 [33] — Вероятно, около 5 кг.
10 [34] — Вероятно, около 0,3 л.
21 [35] — Вероятно, около 1,6 кг.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.