Левит 25 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Господь сказал Моисею на горе Синай:
2 «Говори с израильтянами и скажи им: когда вы войдете в землю, которую Я отдаю вам, пусть земля отдыхает каждый седьмой год, соблюдая субботу Господа.
3 Шесть лет засевайте поле, обрезайте виноградник и собирайте урожай.
4 Но в седьмой год пусть у земли будет суббота покоя, суббота Господа. Не засевайте поле и не обрезайте виноградник.
5 Не убирайте того, что выросло само по себе, и не собирайте гроздья с необрезанных лоз. Пусть у земли будет год покоя.
6 Всё, что произрастит земля в субботний год, будет вам пищей — вам, вашим рабам и рабыням, наемным слугам, живущим у вас поселенцам,
7 вашему скоту и диким зверям вашей земли. Всё, что произведет земля, можно есть.
8 Отсчитайте семь субботних лет — семь раз по семь лет, — чтобы семь субботних лет составили сорок девять лет.
9 В десятый день седьмого месяца протрубите в рог; в День искупления протрубите в рог по всей вашей земле.
10 Освятите пятидесятый год и возвестите свободу по всей земле всем её обитателям. Он будет для вас юбилейным; каждый из вас должен вернуться к своему владению, каждый — к своему роду.
11 Пятидесятый год будет для вас юбилейным; не сейте и не жните то, что выросло само, и не собирайте ягоды с необрезанных лоз.
12 Это юбилейный год: пусть он будет свят для вас; ешьте лишь то, что вырастет в поле само по себе.
13 В этот юбилейный год пусть каждый вернется к своему земельному наделу.
14 Продавая землю соплеменнику или покупая у него, не обманывайте друг друга.
15 Покупая, платите лишь за число лет, остающихся до следующего юбилейного года. А продавец пусть берет лишь за число лет, оставшихся для сбора урожая.
16 Если осталось много лет, повышайте цену, а если мало — понижайте, ведь продается только число урожаев.
17 Не обманывайте друг друга; бойтесь вашего Бога. Я — Господь, ваш Бог.
18 Соблюдайте Мои законы и прилежно исполняйте Мои установления, и вы будете безопасно жить на этой земле.
19 Тогда земля будет плодоносить, и вы будете есть досыта и жить на ней в безопасности.
20 Вы спросите: „Что нам есть в седьмой год, если мы не посеем и не соберем урожай?“
21 В шестой год Я так благословлю вас, что земля принесет трехлетний урожай.
22 Приступив к севу в восьмом году, вы ещё будете есть прежний урожай. Вы будете есть его, пока не подоспеет жатва девятого года.
23 Землю нельзя продавать навсегда, потому что земля Моя, а вы у Меня чужеземцы и поселенцы.
24 При всякой покупке земли разрешайте выкупать её обратно.[63]
25 Если твой соплеменник обеднеет и продаст часть владения, то его ближайший родственник придет и выкупит то, что он продал.
26 Если же у него нет никого, кто выкупил бы для него, но он преуспеет и найдет средства для выкупа сам,
27 пусть сосчитает годы со времени продажи и выплатит разницу тому, кому он продал. Тогда он может вернуться к своему владению.
28 А если он не найдет средств, чтобы возвратить ему, то проданное им останется во владении у покупателя до юбилейного года, а потом земля будет возвращена тому, кто её продал. И тогда он может вернуться к своему владению.
29 Если кто-то продаст жилой дом в обнесенном стеной городе, он сохраняет право выкупа целый год после продажи. В течение этого времени он может выкупить его.
30 Если жилой дом в обнесенном стеной городе не выкуплен до того, как прошёл полный год, он навеки отходит к покупателю и его потомкам. Он не будет возвращен даже в юбилейный год.
31 Но дома в селениях, не обнесенных стенами, считаются открытым полем. Их можно выкупать. Их нужно возвращать в юбилейный год.
32 Но у левитов всегда есть право выкупать дома в городах, которыми они владеют.
33 Собственность левитов — дом в городе, которым они владеют, — подлежит выкупу и должна возвращаться в юбилейный год, потому что дома в городах левитов — это их собственность у израильтян.
34 Но пастбища при их городах продавать нельзя — это их вечное владение.
35 Если твой соплеменник обеднеет и впадет в зависимость от тебя, помоги ему, как помог бы чужеземцу или временному жителю, чтобы он жил с тобой и дальше.
36 Не бери с него процентов; бойся своего Бога, чтобы твой соплеменник жил с тобой и дальше.
37 Не одалживай ему под проценты и не продавай ему пищу ради прибыли.
38 Я — Господь, ваш Бог, Который вывел вас из Египта, чтобы дать вам землю Ханаана и быть вашим Богом.
39 Если твой соплеменник обеднеет и продаст себя, не заставляй его работать как раба.
40 Пусть он будет у тебя, как наемный слуга или поселенец. Он будет работать на тебя до юбилейного года.
41 Тогда он со своими детьми уйдет от тебя и вернется к своему роду и владению отцов.
42 Израильтяне — Мои слуги, которых Я вывел из Египта, их нельзя продавать в рабство.
43 Повелевая ими, не будь жесток. Бойся своего Бога.
44 Пусть твои рабы и рабыни будут из народов, которые вокруг вас; покупайте себе рабов из их числа.
45 Ещё покупайте их из поселенцев, которые живут у вас, из членов их родов, которые родились в вашей стране, и они станут вашей собственностью.
46 Вы можете передавать их по наследству в собственность вашим детям. С ними вы можете обращаться как с рабами, но не будьте жестоки, повелевая своими соплеменниками израильтянами.
47 Если живущий у тебя чужеземец или поселенец разбогатеет, а твой соплеменник обеднеет и продаст себя живущему у тебя чужеземцу или члену его семьи,
48 то после того, как он себя продал, у него остается право на выкуп. Его может выкупить родственник:
49 дядя, двоюродный брат или любой кровный родственник в его семье может его выкупить. А если он преуспеет, то может выкупить себя сам.
50 Пусть он и его покупатель посчитают время с того года, в который он продал себя, до юбилейного года. Цена за его освобождение должна соответствовать плате наемного слуги за эти годы.
51 Если остается много лет, он должен заплатить за свой выкуп большую долю цены, заплаченной за него.
52 Если же до юбилейного года остается мало лет, пусть он подсчитает их и заплатит за свой выкуп в соответствии с ними.
53 Во все годы с ним следует обращаться как с наемным слугой; следи, чтобы его хозяин, повелевая им, не был жесток.
54 Даже если он не будет выкуплен, как сказано, он и его дети выйдут на свободу в юбилейный год,
55 потому что израильтяне служат Мне. Они — Мои слуги, которых Я вывел из Египта. Я — Господь, ваш Бог.

Толкование Далласской семинарии

Е. Законы об особых годах (глава 25)

1. СУББОТНИЙ ГОД (25:1−7)

Лев 25:1−7. Как люди должны были шесть дней работать, а затем отдыхать в субботу, так и землю, на которой они жили, следовало обрабатывать шесть лет (стих 3), а на седьмой год, или на субботний, оставлять ее в покое (стих 4). Ни сеять, ни подрезать виноградные лозы, ни снимать урожай не разрешалось на седьмой год (стихи 4−5).

То, что земля рождала стихийно, всякий (а не только владелец ее) мог употреблять в пищу, но целенаправленно снимать урожай было нельзя, как и продавать произведенное землей кому бы то ни было (стихи 6−7; сравните Исх 23:11). Итак, одну седьмую времени землевладельцы и безземельные оказывались в равном положении, питаясь от плодов земли.

В субботний год прерывалась таким образом обычная сельскохозяйственная деятельность. О второй цели субботнего года — о прощении всех долгов — говорится в тексте, дополняющем этот (Втор 15:1−11). Кроме того, в это же время отпускались на волю рабы (Втор 15:12−18; Исх 21:2−6; однако, толкование на Лев 25:39−55).

2. ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД (25:8−55)

Земля израильская была собственностью Бога, и Его народ был Его «поселенцами» на ней (стих 23). В свете этого народ не мог пользоваться своим правом собственности на землю в интересах обогащения одних при условии обнищания других (толкование на стихи 23−24).

В силу долговых обязательств владелец земли мог лишиться какой-то ее части — продав ее (фактически сдав в аренду; стих 14:17), либо продав самого себя в рабство, или по причине того и другого. Но по закону земля не могла быть отчуждаема от своего хозяина навечно. Имелось несколько способов вновь обрести ее во владение или выкупить (стихи 23−28). Такой же принцип применялся при освобождении еврея из рабства — с тем, чтобы он мог вернуться на свою землю (стих 41, 48−55).

а. Правила соблюдения юбилейного года (25:8−22)

Лев 25:8−13. За каждым седьмым субботним годом (т. е. за каждым 49-ым годом) должен был следовать юбилейный год (йубел, первоначально, возможно, означал «баран» или «бараний рог», поскольку именно в рог трубили, возвещая начало года); хотя новый год, по-видимому, начинался в первый день седьмого месяца, официально о начале его объявлялось трубным звуком на 10-ый день (т. е. в День очищения, стих 9).

Девизом юбилейного года было провозглашение свободы (т. е. освобождения) по всей земле — с главной целью вновь каждому вернуться в свое «племя», в свою семью, и опять вступить во владение семейной собственностью (стих 10, 13).

Это означало, что все виды собственности (за исключением недвижимого имущества в городах, обнесенных стенами, сравните стих 29:30) должны были возвращаться их первоначальным владельцам, т. е. «поселенцам» Божиим; сравните стих 23), и всех рабов из евреев следовало освобождать, чтоб они могли вернуться к своим семьям.

Так же, как на протяжении предшествовавшего субботнего года, земле предоставлялся полный отдых (стихи 11−12; сравните стихи 4−7).

Лев 25:14−17. Хотя продажа земли не была тем, к чему следовало стремиться, порой это бывало необходимо. И в этом случае надо было поступать справедливо; цена земли рассчитывалась на основании количества лет, прошедших с юбилейного года, т. е. в расчет принималось то их число, в которые с этой земли будет сниматься урожай, пока в следующем юбилейном году она не будет возвращена прежнему ее владельцу. Другими словами, продаже подлежало то или иное число урожаев; это было своеобразной арендой земли, полностью оплаченной вперед.

Лев 25:18−22. Бог обещал Свое благословение… земле, если «поселенцы» на ней станут подчиняться Его законам; Он обещал им освобождать их от страха перед нуждой и войной (стих 19; сравните 26:3−13; Втор 28:1−14). Это особенно относилось к понятному страху, который мог испытывать израильтянин при мысли о том, что два года подряд не должен ни сеять, ни собирать (Лев 25:20). Но Бог обещал им обильные урожаи в шестый год, достаточно, чтобы безбедно прожить до сбора урожая в девятый год.

б. Связь между выкупом имущества и юбилейным годом (25:23−38)

Лев 25:23−24. Земля Израиля не принадлежала народу, потому что ее великим Владельцем был Бог, Который обеспечил наделами ее каждое племя и каждую семью (сравните Чис 32; Нав 13−20). Этот богословский принцип лежит в основе главных наставлений, содержащихся в 25-ой главе книги Левит.

Право пользоваться землей было даровано народу Богом, и дар этот уходил корнями в Завет, заключенный Им с Авраамом (Быт 15:7; 17:8; 24:7; Исх 6:4; сравните Лев 20:24; 25:2, 38; Втор 5:16).

О том, как обеспечивался выкуп земли, говорится в следующих стихах.

Лев 25:25−28. Еврею, который, обеднев, вынужден был продать часть своей земельной собственности, чтобы выжить, должен был помочь его ближайший родственник, выкупив его землю, (сравните Руфь 3:12 — 4:6; Иер 32:7−12); за обедневшим сохранялось право и самому, если сможет, выкупить эту землю позднее, при чем стоимость ее определялась в зависимости от даты юбилейного года (сравните стих 16, 50−53). И в крайнем случае его земля должна была быть возвращена ему в юбилейный год.

Лев 25:29−34. Здесь говорится о двух исключениях, касавшихся выкупа имущества. Право выкупа в юбилейный год не распространялось на дома, находившиеся за городскими стенами, и каждый такой дом мог быть выкуплен не позднее, чем через год после его продажи. Второе исключение относилось к левитам (так они названы лишь в книге Левит, хотя все священники несомненно были левитами), за которыми сохранялось право в любое время выкупать свое городское имущество; но даже и не выкупленное ими, оно возвращалось к ним в юбилейный год.

Лев 25:35−38. Гордыня не должна была удерживать израильтянина от надлежащего обращения со своим бедным соплеменником, по отношению к которому ему следовало, впрочем, проявлять такие же дружелюбие и гостеприимство, как и по отношению к чужестранцу или временно проживавшему среди них. Еврею запрещалось так или иначе наживаться на бедном (стихи 36−37), и примером в этом ему должно было служить благородное поведение Бога по отношению к Его народу.

в. Связь между выкупом рабов и юбилейным годом (25:39−55)

Хотя рабство, при известных ограничениях его, разрешалось Моисеевым законом, даже рабам из язычников предоставлялись известные права, например, право отдыха в субботу (Исх 20:10; Втор 5:14); за жестокое обращение с рабом хозяину грозило наказание (Исх 21:20−21; Втор 23:15−16). Сами евреи, как Божии слуги, не могли становиться рабами другого хозяина (Лев 25:55). Однако на время бедному израильтянину позволялось идти в кабалу, но ситуация при этом возникала более гуманная, чем, скажем, долговое рабство, бытовавшее в 19 веке.

Рабы-евреи обладали большими правами, чем рабы-язычники, и власть хозяина над работавшим на него евреем была более ограниченной (стихи 39−43). Это было связано со статусом еврея как слуги Божиего.

Лев 25:39−43. С рабом-евреем полагалось обращаться скорее как с наемным работником, чем с рабом (сравните стих 43). И он, и его дети, родившиеся в доме хозяина, имели право на освобождение в юбилейном году. Их нельзя было продавать в рабство другим. Судя по Исх 21:1−11 и Втор 15:12−18, раб-еврей мог получить освобождение после шести лет пребывания в рабстве, однако, неясно, как это сочеталось с его правом получить освобождение в юбилейном году.

Лев 25:44−46. На рабов из язычников эти льготы не распространялись, они оставались рабами на всю жизнь, и их можно было передавать как имущество по наследству.

Лев 25:47−55. Купленный ли своим соплеменником-израильтянином (стихи 39−43) или чужеземцем (стихи 47−53), раб-еврей мог быть выкуплен в соответствии с законами, схожими с законами выкупа собственности (сравните стихи 23−28). В идеальном случае его мог выкупить родственник, уплатив за него ту сумму долга, которая привела его в рабство (стихи 48−49). Либо, преуспев, он сам мог выкупить себя. Если же ни то ни другое не оказывалось возможным, он подлежал освобождению в юбилейный год.

О юбилейном годе нигде, кроме Пятикнижия, в Ветхом Завете не упоминается. В Библии нет прямых свидетельств о том, что израильтяне исполняли закон о нем на протяжении своей истории. Хотя если исполнение его являлось чем-то само собой разумеющимся, не было и оснований упоминать об этом. Но с другой стороны, явное нарушение евреями в период Царств закона о субботних годах (сравните 26:34−35, 43; 2Пар 36:20−21) говорит о том, что и закон о юбилейном годе мог не соблюдаться ими.

Ж. Благословения за послушание и наказания за непослушание в рамках завета (глава 26)

В древности на Ближнем Востоке тексты так называемых «вассальных договоров» обычно завершались перечислением благословений в случае послушания и наказаний — в случае непослушания. Другие разделы, в которых говорится об этом в рамках Моисеева закона, соответствуют Исх 23:22−33; Втор 28; Нав 24:20.

Примечания:

 
Новый русский перевод
24 [63] — Или: « Разрешайте выкупать землю во всей стране, которой вы будете владеть».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.