1 Коринфянам 1 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 От Павла, призванного быть апостолом Христа Иисуса по воле Божьей, и от брата Сосфена[1],
2 церкви Божьей в Коринфе, всем освященным во Христе Иисусе, призванным быть святыми, а также всем, кто в самых различных местах призывает имя нашего Господа Иисуса Христа — Господа их и нашего.
3 Благодать и мир вам от Бога, нашего Отца, и от Господа Иисуса Христа.
4 Я всегда благодарю моего Бога за вас, за ту благодать, которую вы получили от Него через Иисуса Христа,
5 потому что благодаря Ему вы были обогащены во всем: и во всяком слове, и во всяком познании[2],
6 так как наше свидетельство о Христе прочно утвердилось в вас.
7 Поэтому у вас нет недостатка ни в каком духовном даре, пока вы ждете явления нашего Господа Иисуса Христа.
8 Он утвердит вас в истине до конца, чтобы в День нашего Господа Иисуса Христа вам оказаться непорочными.
9 Верен Бог, призвавший вас быть в общении с Его Сыном Иисусом Христом, нашим Господом!
10 Я умоляю вас, братья, во имя нашего Господа Иисуса Христа, быть в согласии друг с другом! Пусть между вами не будет разделений, но будьте едины в мыслях и в целях.
11 Братья мои, от домашних Хлои я узнал о ваших спорах.
12 Я имею в виду, что одни из вас говорят: «Я — сторонник Павла», другие: «Я — Аполлоса[3]», третьи: «Я — Кифы[4]», четвертые: «А я — Христа».
13 Неужели Христос разделился? Или, может, это Павел был распят за вас? Или вы были крещены во имя Павла?
14 Слава Богу, я никого из вас не крестил, кроме Криспа[5] и Гая[6],
15 так что никто из вас не может сказать, что он крещен во имя мое.
16 Да, ещё я крестил и домашних Стефана[7], а больше не помню, чтобы я крестил кого-либо.
17 Ведь Христос послал меня не крестить, а возвещать Радостную Весть, и возвещать её следовало не по человеческой мудрости, иначе крест Христа потерял бы свое значение.
18 Те, кто идет к погибели, считают, что весть о кресте — это безумие, но для нас, спасаемых, — это сила Божья.
19 Ведь написано:
«Я погублю мудрость мудрецов, и разум разумных Я отвергну».[8]
20 Где мудрец? Где ученый?[9] Где искусный спорщик этого века? Разве Бог не показал, что вся мудрость этого мира на самом деле глупость?
21 И так как по великой мудрости Божьей этот мир, несмотря на всю его мудрость, так и не смог познать Его, то Богу было угодно спасти тех, кто поверит через «безумие» возвещаемой вести.
22 Иудеи требуют знамений, греки ищут мудрости,
23 а мы возвещаем распятого Христа — для иудеев это камень преткновения, а для язычников — безумие.
24 Для тех же, кого Бог призвал, будь то иудей или грек, Христос — это сила и мудрость Божья!
25 Ведь то, что кажется глупостью Божьей, — куда мудрее человеческой мудрости, и что кажется слабостью Божьей — куда сильнее человеческой силы.
26 Взгляните, братья, на то, какими вы были, когда вас призвал Бог. Много ли среди вас было мудрых, если судить по-человечески, много ли среди вас могущественных, много ли знатных?
27 Но Бог избрал то, что в мире считается глупым, чтобы посрамить мудрых, и то, что в мире считается слабым, чтобы посрамить сильное.
28 Он избрал низкое и презренное, то, что в мире не имеет никакой цены, чтобы сделать ничем то, что считается важным,
29 так что теперь никто не может хвалиться перед Ним.
30 Благодаря Ему вы находитесь во Христе Иисусе, Который стал для нас мудростью Божьей, нашей праведностью, святостью и искуплением.
31 Поэтому, как написано: «Тот, кто хвалится, пусть хвалится Господом».[10]

Толкование Далласской семинарии

I. Вступление (1:1−9)

Во вступлениях к своим посланиям Павел часто подготавливает почву для последующего разговора на те или иные темы, и 1 Послание к Коринфянам не является в этом отношении исключением. В 1:1 он как бы бегло обозначает основные темы послания — свое призвание быть апостолом, призвание коринфских христиан быть святыми, и единство всех верующих, призывающих имя Христово.

А. Приветствие и представление автора и его читателей (1:1−3)

1Кор 1:1. В этом послании об истинности своего апостольства, о законном характере его, хотя некоторые и оспаривали это, Павел говорит как бы намеками (глава 9), однако, совершенно недвусмысленно заявляет об этом во 2 Послании к Коринфянам. Но уже в первом стихе 1 Послания к Коринфянам он утверждает, что его положение в среде верующих определено не им самим, а волею Бога, и что в Церкви он представляет не свои интересы, а интересы Иисуса Христа.

Сосфен был, вероятно, одним из близких Павлу людей; возможно, это тот самый начальник синагоги, о котором упоминается в Деян 18:17. И если это так, то он служит примером того, как и наихудшие обстоятельства в конечном счете могут быть обращены Богом ко благу верующего.

1Кор 1:2. Церковь принадлежит Богу, а не людям. Если бы коринфяне сознавали это, то, возможно, не возникало бы меж ними всех этих несогласий и раздоров. Те, кто составляют Церковь, освящены, т. е. отделены Богом для Себя как Его собственность. Главная мысль послания Павла — что в повседневной их практике коринфянам не следует отходить от того положения, в которое поставил их Бог. Иисусу Христу нужно подчиняться как Господу. Те, кто подчиняются Ему, едины не только в Коринфе, но и повсюду.

1Кор 1:3. Благодать — это то, что спаяло их воедино, и то, в чем они нуждались, чтобы действовать сообща — дабы мир царил между ними. Благодать и мир, нужда в которых особенно ощущалась в Коринфской церкви, даются Богом — тем, которые повинуются Ему и на Него уповают.

Б. Прославление Бога за плоды Его милости (1:4−9)

Представляется несколько странным благодарить Бога за церковь, страдавшую столькими неурядицами. Если бы Павел опирался лишь на собственные силы, то едва ли достиг бы он успеха, пытаясь изменить к лучшему ту разношерстную группу людей; которые составляли коринфскую церковь. Но он знал, что и в этой церкви действует Бог, именно за это и благодарил Его апостол.

1Кор 1:4. Как бы ни склонны были к самовозвеличению коринфяне, они все-таки являлись членами тела Христова, будучи этим обязаны Божией благодати и только ей.

1Кор 1:5. И лишь по той причине, что были частью тела Его, обогатились они всем, всяким словом и всяким познанием (т. е. получили дары языков, пророчества, различения духов и т. д. — 12:4−11). Эти дары были им, однако, даны не для того, чтобы производили в церкви «неустройство», как они это делали, но во благо всем тем, кто эту церковь составляли.

1Кор 1:6. Помимо всего прочего, наличие этих даров говорит о том, насколько эффективным было свидетельство о Христе, которое коринфяне услышали от Павла. Хотя он и проповедовал в немощи (2:1−5), Сам Бог позаботился о том, чтобы Слово Его утвердилось в их сердцах.

1Кор 1:7−8. Поскольку все это было Божией работой, Павел не сомневается в результате ее. Коринфские верующие были оправданы Богом по благодати Его, а раз так, то они предстанут перед Ним неповинными (аненклетоус — «не подлежащие обвинению»; сравните Кол 1:22), когда Христос вновь придет на землю. Вот почему у них есть все основания ожидать Его (соответствующее греческое слово апекдехоменоус имеет значение «ожидать с нетерпением»; применительно к возвращению Иисуса Христа оно встречается в Новом Завете семь раз — Рим 8:19, 23, 25; 1Кор 1:7; Гал 5:5; Флп 3:20; Евр 9:28).

1Кор 1:9. Все это будет именно так, потому что верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего. Однако тому, кто пребывает в разладе с другими членами тела Христова (Мф 5:23−24), невозможно наслаждаться общением с Господом. Подразумевая это, Павел и переходит от того, что было сделано Богом в прошлом не будет сделано Им в будущем, к тому, что коринфянам следует сделать в настоящее время, а именно — покончить с разногласиями и раздорами в своей среде.

II. Разделения в церкви (1:10 — 4:21)

Первое, на что обращает внимание Павел, — это разногласия, возникшие в коринфской церкви.

А. Печальная реальность разделений (1:10−17)

1Кор 1:10. Апостол Павел обращается к Коринфянам как к людям, которые не враги, а братья друг другу, и делает это именем Господа нашего Иисуса Христа, т. е., опираясь на высший в глазах христиан авторитет. Это уже десятое упоминание имени Иисуса Христа в первых десяти стихах послания, так что не остается сомнения, что именно Тот, в Кого уверовал Павел, должен стать источником и средоточием единства коринфских верующих. Не уничтожения различий между ними хотел апостол, а гармонических взаимоотношений. Существует понятие единства в разнообразии. Его-то и хотел Павел. Это можно сравнить с искуссно сделанным лоскутным одеялом: разноцветные и разнообразные по форме лоскутки сливаются в гармоничное целое.

1Кор 1:11−12. Однако «одеяло» в Коринфе разрывалось по швам, как это явствовало из сообщения домашних Хлоиных. Поскольку раздоры в церкви были печальной реальностью, апостол, возможно (судя по его замечанию в 4:6), лишь условно привел (подразумевая тех, которые возглавляли противоборствующие группы в Коринфской церкви) имена Павла, Аполлоса и Кифы — дабы не обострять и без того неважную ситуацию.

1Кор 1:13. Павел ставит три риторических вопроса, каждый из которых подразумевал отрицательный ответ. Вселенское тело Христа не подлежит разделению, а поэтому недопустимо, чтобы разделялась в себе и поместная церковь. Не кому-либо из людей, а Христу обязаны коринфяне спасением, которое получили, и благоговеть им следует только перед Ним.

1Кор 1:14−17. Павел старался подражать Христу во всех аспектах своего служения. Согласно апостолу Иоанну, Сам Иисус никого не крестил (Ин 4:2), предоставив это Своим ученикам. Так же обычно поступал и Павел. Мог ли он в таком случае считать, что водное крещение необходимо для спасения? Конечно, нет (сравните 1Кор 4:15; 1Кор 9:1, 22; 1Кор 15:1−2). Но это не значит, что водное крещение вообще не нужно. Оно было заповедано Иисусом Христом (Мф 28:19) и уже практиковалось перво-христианской церковью (Деян 2:41).

Главной задачей Павла было благовествовать (9:16) не в премудрости слова …Блестящим красноречием можно покорить человеческий разум, но не сердце, тогда как простые евангельские слова, хотя и могут показаться людям глупостью, — действенны силою Духа Святого (2:4−5).

Б. Причины разделений (1:18 — 4:5)

С человеческой точки зрения Евангельская весть, в центре которой — страдающий и умирающий Спаситель мира, может показаться неразумно противоречивой. Таким же представляется людям и принцип, согласно которому, тот кто больше всех, становится всем слугою (Мф 23:11−12). Однако именно из этого исходил Павел, анализируя причины раздоров в Коринфской церкви.

1. НЕПОНИМАНИЕ СУТИ БЛАГОВЕСТИЯ (1:18 — 3:4)

В сущности коринфяне нуждались в обновлении своего ума (Рим 12:2). Они пытались жить по-христиански, исходя из неосвященного «здравого смысла», присущего людям, который в конечном счете направлен на самосохранение и только. Те, кто руководствуются им и ищут в жизни своего, стремятся угодить себе и, в конце-концов, разрушают себя (Лк 9:24−25).

1Кор 1:18. Именно это и хотел Павел довести до сознания коринфян. Слово о кресте поражает эгоцентризм в самое сердце. Апостол Павел видел в этом слове главный фактор спасения, который понимал как процесс, начинающийся оправданием, ведущий к освящению и завершающийся прославлением. В этом стихе особенно, но и в послании в целом, апостол более всего говорит о второй стадии процесса спасения, а именно о постоянном, прогрессирующем освящении.

«Слово о кресте» — это проповедь о самоотречении, о покорности Богу, которая, как это было в случае со Христом, может привести к унижению, страданиям и даже к смерти, однако, в конечном счете она ведет не к саморазрушению, а именно к сохранению себя (Мк 8:34−35), к царствованию со Христом (2Тим 2:12; Откр 22:5). Эта-то тема, эта идея о том, что «Слово о кресте» лишь обреченным на погибель представляется глупостью (для погибающих юродство есть), звучит в таких стихах, как 1Кор 1:17−18, 23−24; 1Кор 2:2, 8; сравните Лк 9:23−25.

1Кор 1:19. Как это ему нередко присуще, Павел подкрепляет свою точку зрения примером из истории Израиля; в данном случае он подразумевает то, о чем написано в Ис 29:14 и в 4Цар 18:17 — 19:37: следуя по-человечески мудрому совету, израильтяне заключили союз с египетским фараоном, чтобы обезопасить себя от ассирийского царя, тогда как спасти их мог только Бог Своим вмешательством свыше.

1Кор 1:20−21. Да и вся человеческая мудрость, кто бы ни говорил от ее имени, — уважаемый еврейский книжник или греческий мудрец, философ, оказывается в незавидном положении, ибо оценить по достоинству Божий план она не в силах (Ис 55:8−9). Не самоуверенная эрудиция, а вера, которая дает человеку отречься себя, позволяет ему вступить на узкий путь спасения.

1Кор 1:22−25. Не на человеческих, а на Божиих условиях, не по своей, а по Его инициативе обрели люди то, в чем нуждались: Божию силу и Божию премудрость. Через проповедь о Христе распятом Бог призывает людей прозреть духовно и, глядя на сущее глазами веры, принять Евангелие.

1Кор 1:26−31, Если бы положение не было столь печальным, то можно было бы почти увидеть скептическую улыбку на лице Павла, предлагающего коринфянам как бы со стороны посмотреть на самих себя. С человеческой точки зрения не многие из членов коринфской церкви могли бы похвалиться мудростью, влиятельностью и знатным происхождением.

И если бы Бог избирал Себе людей по этим признакам, то их Он скорее всего не избрал бы. Но, избирая, Бог человеческие стандарты и представления как бы ставит с ног на голову; Он чаще призывает простых, чем выдающихся людей — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом (стих 29), а, хвалясь, хвалилась бы только Господом.

Потому что лишь во Христе воплотилась мудрость Божия (стих 30) и в Нем обрели коринфяне праведность, то есть оправдание (Рим 4:24−25), получили святость, то есть освящение (2Фес 2:13−15) и спасение через искупление, а, значит, и славу в грядущем (Рим 8:23; Еф 4:30). По мудрости Божией спасение человечества совершено через распятие Христа, и это сокрыто от мудрых мира сего, но открыто (т. е. понятно) простым верующим (сравните Мф 11:25−26).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [1] — См. Деян 18:17.
5 [2] — См. 1Кор 12:8; 2Кор 8:7.
12 [3] — См. Деян 18:24-28; Тит 3:13.
12 [4]Кифа. В знач.: «Петр». Оба имени переводятся как камень скала.
14 [5] — См. Деян 18:8.
14 [6] — См. Рим 16:23.
16 [7] — См. 1Кор 16:15, 17.
19 [8]Ис 29:14.
20 [9] — Или: книжник.
31 [10]Иер 9:24.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.