2 Коринфянам 9 глава

Второе послание Коринфянам
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Мне нет нужды писать вам о помощи святым.
2 Я знаю ваше горячее желание помочь, и я даже хвалил вас перед македонцами. Я говорил им о том, что вы в Ахаии готовы были к такому пожертвованию ещё в прошлом году, и ваше рвение побудило и их к действиям.
3 Однако я посылаю к вам братьев, чтобы в этом случае наша похвала о вас не была пустой и чтобы вы оказались готовы, как я и говорил вам.
4 Ведь если македонцы придут со мной и найдут, что вы, о ком мы говорили с такой уверенностью, не готовы, то нам будет стыдно, не говоря уже о вас.
5 Поэтому я посчитал необходимым убедить братьев посетить вас заранее, чтобы завершить сбор пожертвований, как вы сами обещали. Тогда и будет видно, что вы делаете это не по принуждению, а добровольно.
6 Помните: кто скупо сеет, тот скупо и жнет, и кто сеет щедро, тот щедро и жнет.
7 Каждый пусть дает столько, сколько ему подсказывает сердце, не с огорчением и не по принуждению, потому что Бог любит того, кто жертвует с радостью.
8 Бог может обеспечить вас всем, что нужно[33], чтобы у вас всегда было всего в достатке и с лихвой хватало ещё на любое доброе дело,
9 как написано:
«Он щедро раздал свое имущество бедным, и его праведность пребывает вовек».[34]
10 И Тот, Кто дает семя сеятелю, Кто дает людям хлеб в пищу, умножит посеянное вами и увеличит жатву вашей праведности[35].
11 Вы станете так богаты всем, что всегда сможете щедро помогать людям, и за ваш щедрый дар, переданный через нас, они будут благодарить Бога.
12 Ваше служение не только помогает нуждам святых, но и вызывает всё большую и большую благодарность Богу!
13 И, видя это ваше служение милосердия, люди будут славить Бога за вас, потому что вы верны Радостной Вести Христа, которую вы исповедуете, и делитесь с ними и со всеми тем, что имеете сами.
14 Они будут молиться о вас и будут тянуться к вам, благодаря безмерной благодати, которая дана вам Богом.
15 Благодарность Богу за Его неописуемый дар!

Толкование Далласской семинарии

2Кор 9:1−2. Важность для коринфян завершить то, что они с такой охотой начали (8:6, 10), занимала Павла. Писать им о необходимости помочь иерусалимским христианам он считал излишним. Принять участие в этом вспоможении святым (сравните 8:4; 9:12−13) они и без того согласились с энтузиазмом (8:11) и вообще охотно помогали другим (сравните 8:4), о чем Павел еще за год до того с радостью сообщил македонянам (что, мол, верующие в Ахаии готовы жертвовать), и это в свою очередь вдохновило македонян (ревность ваша поощрила многих). Однако разница между коринфянами и македонянами состояла в степени старания довести дело до конца. Начав не столь быстро, последние скоро завершили сбор. Коринфяне же, горя духом, нуждались в чисто житейской дисциплине и организованности (сравните Мф 26:41; Рим 6:19).

2Кор 9:3−4. Поэтому Павел и послал в Коринф Тита и двух других братьев, упоминаемых в 8:18−24, чтобы те помогли коринфянам организационно завершить начатое ими мероприятие. Павел «хвалился» (9:2) энтузиазмом коринфян (8:10−11) и теперь выражал надежду, что из «облака обещаний» действительно прольется дождь (сравните Ос 6:3−4; Иуд 1:12). А если бы обещания коринфян остались невыполненными, то это и Павла и их самих поставило бы в неловкое положение перед македонянами (их представители могли сопровождать апостола при его третьем посещении Коринфа; 2Кор 13:1), которые, обладая меньшими возможностями, сделали больше.

2Кор 9:5. С целью не допустить такого положения Павел попросил Тита и других братьев (8:23) помочь коринфянам разобраться с их финансами. Тита, возможно, сопровождали Иасон из Фессалоники (Деян 17:5) и Сосипатр из Верии (Деян 20:4; сравните Рим 16:21). Павел хотел, чтобы когда он придет, не пришлось уже делать никаких сборов (1Кор 16:2) как бы под давлением (сравните 2Кор 7:2; 2Кор 9:7; 2Кор 12:17−18). Ибо это недостойно было бы Христовых служителей. Жертвовать нужно добровольно в ответ на Божии благословения, а не скрепя сердце. К этой теме и переходит теперь апостол.

В. Награда за щедрость (9:6−15)

Тремя способами воздает Бог верующим за их щедрость в благодати Своей: 1) дающим дается по щедрости их (стихи 6−10); 2) не имеющие получают (стихи 11−12); и 3) верующими прославляется Бог, Источник всякого благословения (стихи 13−15).

2Кор 9:6−7. Почему следовало коринфянам жертвовать щедро? (стих 5). Павел приводит на этот счет два соображения. 1) Верен принцип, который действует как в материальной, так и в духовной сферах: объем урожая зависит от количества посеянного (Притч 11:24−26). Человек может съесть в свое удовольствие все имеющееся у него зерно, а может и «потерять» часть его, оставив для посева, чтобы позднее собрать богатый урожай. Духовный «урожай» может, конечно, быть иного рода, чем посеянное «зерно».

Ведь и посеянное материальное может принести духовное вознаграждение (2Кор 9:9; сравните 1Кор 9:11). 2) Второе соображение в пользу щедрого даяния это то, что Бог любит доброохотно дающих. Причем не за размеры даяния награждает Он (сравните Деян 11:29; 1Кор 16:2), а за искренность, с которой приносится жертва, то есть если она приносится не с огорчением и не с принуждением.

2Кор 9:8. Естественно, верующие могут раздавать только то, что имеют, будь-то материальное (Деян 14:17) или духовное (Рим 5:17). Доброе дело совершается, когда Бог дает способность совершать его (Флп 1:6). Будучи и сам в отчаянном положении, христианин, если хочет, может дать, положившись на Бога (Флп 4:11−13, или другой пример: вдовы из Сарепты в 3Цар 17:9−16; еще один пример — македоняне; 2Кор 8:1−3).

Снова Павел настоятельно подчеркивает зримость Божией работы (4:7) на фоне человеческой несостоятельности. В этом стихе как бы нагнетаются следующие друг за другом слова, которые указывают на исключительность тех возможностей, какими располагает Бог: всякою благодатью… всегда и во всем… На всякое доброе дело. На всякое доброе дело Бог действительно силен! «Всякая» Его благодать дается верующим в таком изобилии, чтобы они, в свою очередь, были богаты на всякое доброе дело.

2Кор 9:9−10. Обильная благодать, о которой говорится в стихе 8, направлена на удовлетворение не одних лишь сиюминутных нужд. Милосердие будет вознаграждено и в вечности (Притч 19:17; Мф 25:40). Человек, «боящийся Господа» (Пс 111:1), который помогает нищим (Пс 111:9; именно этот стих цитирует апостол в 9:9), получит воздаяние в последний день (Мф 6:1). Присущая ему действенная праведность, или правда его пребывает в век не только по причине его дел, но и потому, что он постоянно преобразуется духовно, все более уподобляясь Христу (2Кор 3:18).

В конечном счете награда верующего и состоит в завершении этого процесса (Флп 3:14, 21). Дающий все потребное есть Бог (Флп 2:13). Он (дающий семя …и хлеб) — Источник и обильного духовного урожая (подаст обилие посеянному вами), т. е. наград и благословений, которых удостаиваются верующие в результате праведного жития и благородного поведения. Богатства праведности (правды вашей) — неисчислимы (сравните 6:10).

2Кор 9:11−13. Чем больше человек даст другим, тем более обогащается сам, и таким образом может стать «богатым на всякую щедрость». В свою очередь, этот дух щедрости по отношению к другим «производит» еще в большем числе людей желание благодарить Бога.

Помощь иерусалимским святым, предложенная Павлом, была одним из проявлений такой щедрости. Ибо не только на удовлетворение нужд иерусалимских христиан был направлен «опыт служения сего». (стихи 12−13; сравните 8:4; 9:1), но и на вознесение многими «обильных благодарений Богу». В частности, и за ту покорность исповедуемому ими Евангелию Христову, которое явили бы коринфяне в своей щедрости по отношению ко всем нуждающимся (последняя строка 13 стиха передана в англ. Библии именно в таком смысле, а не в смысле «общения с ними и со всеми»).

2Кор 9:14−15. Материальная помощь, оказываемая коринфянами верующим в Иерусалиме, побуждала последних молиться за них Богу, прося Его о новых благословениях для коринфян. Дух бескорыстия — всегда следствие «преизбыточествующей» в верующих благодати Божией (употребление слова «благодать» в 8:1, 9; 9:8), которая в высшей степени проявилась в служении Господа Иисуса Христа (8:9). Этот раздел о даяниях Павел заключает (9:15) тем, чем начал его (8:1) — словами о благодати Божией.

Харис, переведенное в 9:15 как «благодарение», буквально означает «милость», «благосклонность», «расположение». Верующие должны выражать Богу свое «расположение», потому что Он изливает на них милости Свои. Его величайшим даром им является вечное спасение и те духовные богатства, которые стали доступны людям через бесконечно богатого Сына Божиего, Который «обнищал» ради них (8:9).

Такой дар нельзя описать словами (неизреченный — анекдиегето — слово, встречающееся в Новом Завете только здесь). Возможно ли получившим этот духовный дар (по милости Божией) колебаться в принесении другим даров материальных! Коринфяне в конце-концов завершили сбор пожертвований и послали свой дар в Иерусалим (Рим 15:26).

IV. Выступление Павла в свою защиту (10:1 — 13:10)

Апостолу Павлу не легко было перейти к вопросу, который он оставил на самый конец. Из-за этого-то, порой, считают, что четыре последние главы вообще попали сюда из другого письма — возможно, написанного ранее (раздел «Единство» во Вступлении), а, может быть, позднее, т. е. что они составляли пятое письмо Павла коринфянам, отправленное после того, как он написал и отправил это послание, состоявшее из 9 глав.

Но известно, что переход к нелегким темам всегда мучителен, потому их обычно и оставляют на конец разговора или письма. Хотя косвенно Павел уже вступил в полемику раньше (2:17; 3:1, 7−18; 4:2−4; 5:12, 16; 6:14), однако, в прямое столкновение со своими противниками, которого ему было не избежать, он вступает лишь теперь. Он должен был дать лжеапостолам открытый бой и завоевать расположение коринфян, их безусловную преданность по отношению ко Христу и к нему, Павлу, как к Его апостолу.

Примечания:

 
Новый русский перевод
8 [33] — Букв.: всякой благодатью.
9 [34]Пс 111:9.
10 [35] — Ср. Ис 55:10; Ос 10:12.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.