К Евреям 8 глава

Послание Евреям
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Главное из того, о чем мы вам говорим, — это то, что у нас есть такой первосвященник, Который находится на небесах по правую сторону от престола Всевышнего[56],
2 служитель в святилище, в истинной скинии[57], воздвигнутой не людьми, а Господом.
3 Каждый первосвященник определен на то, чтобы приносить приношения и жертвы, поэтому и наш первосвященник должен был иметь что-то, что можно было бы принести в жертву.
4 Если бы Он был сейчас на земле, Он не был бы даже священником, потому что уже существуют священники, приносящие жертвы в соответствии с Законом.
5 Они совершают служение в святилище, которое служит лишь подобием и тенью небесного. Поэтому Моисей, перед тем как строить скинию, был предупрежден: «Смотри, — сказал Бог, — сделай всё точно по образцу, который был тебе показан на горе».[58]
6 Но сейчас Христу поручено служение, которое намного превосходит служение земных священников, потому что Он — посредник лучшего завета Бога с человеком, основанного на лучших обещаниях.
7 Если бы первый завет[59] был без недостатков, то не было бы нужды во втором.
8 Но Бог, видя недостатки людей, говорит:[60]
«Вот приходят дни, — говорит Господь, — когда Я заключу новый завет с домом Израиля и с домом Иуды.
9 Этот завет будет не таким, какой Я заключил с их праотцами, когда Я за руку вывел их из Египта, потому что они не были верны завету со Мной, и Я отвернулся от них, — говорит Господь. —
10 Поэтому Я в будущем заключу с домом Израиля такой завет, — говорит Господь. — Законы Мои Я вложу в их разум и запишу в их сердцах. Я буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И уже не будет друг учить друга, и брат — брата, говоря ему: „Познай Господа“, потому что Меня будут знать все, от мала до велика.
12 Ведь Я прощу их беззакония и больше не вспомню их грехов»[61].
13 Он назвал этот завет «новым» и тем самым показал, что первый завет устарел. А то, что устарело и обветшало, — скоро исчезнет.

Толкование Далласской семинарии

2. ВЫСШЕЕ СЛУЖЕНИЕ (8:1 — 10:18)

По ходу дальнейшего развития своих мыслей автор ясно дает понять: в основе нового священнического служения лежит Новый Завет.

а. Вступление на высшее служение (8:1−6)

Евр 8:1−2. В первой половине стих 1 как бы подводится итог сказанному выше для перехода к развитию новых мыслей. О Господе Иисусе, Который в качестве Первосвященника воссел одесную престола величия на небесах, автор говорит почти в тех же словах, что в 1:3 (сравните 10:12; 12:2). Подробно эта тема разрабатывается дальше.

В словах и есть священно-действователь святилища и скинии истинной он касается некоторых положений, которых вскользь касался и прежде, но говорит о них иными словами. Идея «священнодействования» (яеитоургос) лежит в основе новой темы. Под «скинией истинной» понимается небесная сфера, где это «священнодействование» происходит.

Евр 8:3−6. Поскольку функция первосвященника состояла в принесении даров и жертв, нужно было, чтобы и новый Первосвященник имел, что принесть. Оставаясь на земле, Он не мог бы быть Первосвященником, так как совершение левитских ритуалов в храме продолжалось (эти слова свидетельствуют, что послание писалось до разрушения храма).

Однако святилище, в котором служили левиты, было всего лишь образом (сравните 9:23−24) и тенью (сравните 10:1) небесного святилища, в котором совершает Свое служение новый Первосвященник. Это подтверждается и словами, которые Моисей услышал свыше, когда приступал к сооружению скинии (предшествовавшей храму) под Божиим руководством (8:5).

И служение, совершаемое Иисусом в небесной «скинии», настолько же превосходит служение левитов, насколько завет, Ходатаем которого Он является, лучшим их завета (т. е. закона). (Трижды употребляет здесь автор слово «ходатай» — в 8:6; 9:15; 12:24.)

Слово служение (леитоургиа) опять несет тут основную смысловую нагрузку; превосходство нового священнического служения связано, как уже отмечалось, с превосходством нового завета, который утвержден на лучших обетования. К рассмотрению этого завета и его обетовании и приступает теперь автор.

б. «Превосходнейший» завет (8:7 — 9:15)

Евр 8:7. В доказательство того, что Новый Завет был обещан издревле, автор сошлется вскоре на книгу Иеремии (31:31−34). В этом обетовании он видит свидетельство несостоятельности прежнего завета.

Евр 8:8−12. Обетование Нового Завета было дано, указывает автор, когда Бог, устами пророка, укорял народ. Ветхий завет «потерпел неудачу» по причине греховности народа, средством исцеления от которой не располагал. Новый завет такое средство имеет.

В цитируемом тут тексте из книги Иеремии прежде всего предсказывается заключение нового завета (стих 8); затем следует исполненное силы заявление, что он будет отличаться от предыдущего (стих 9). Потом идет описание «превосходнейших» результатов, которые повлечет за собой заключение обещанного завета.

Это: 1) внутренняя склонность к послушанию «Бог вложит Свои законы в мысли их и напишет их на сердцах их»; 2) устойчивые взаимоотношения с Богом «и буду их Богом, а они будут Моим народом»; 3) познание Бога «все… будут знать Меня» и 4) прощение грехов «Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Все это и есть «лучшие обетования», упомянутые в стихе 6.

Ясно, что все они относятся к возрожденным свыше людям, сколько бы ни жило их на земле со времени крестной смерти Спасителя. И хотя в первую очередь новый завет ориентирован на Израиль («дом Израиля и дом Иуды» в Иер 31:31), не вызывает сомнения, что и христиане всех времен подпадают под упомянутые благословения (Лк 22:20; 1Кор 11:25; 2Кор 3:6). Такое понимание отнюдь не ведет к ошибочному смешению Израиля с Церковью.

Новый завет — это орудие, избранное Богом для осуществления тех благословений, которые были обещаны Израилю в Аврааме. Но ведь в завете Бога с Авраамом предполагалось благословение «всех народов», так что новый завет тем самым становится Божиим средством спасения всех верующих в Него со времени Креста, Сказать это — в сущности не сказать ничего более того, что было возвещено Самим Иисусом: «Ибо спасение от иудеев» (Ин 4:22).

Слова Спасителя ни в коей мере, однако, не противоречат восприятию христианской Церкви как явления уникального, как некоего духовного тела, тесно связанного со Христом и в значительной степени отличающегося от феномена израильского народа. Но поскольку спасение в целом совершено посредством креста Христова, оно невозможно вне крови Нового Завета.

Евр 8:13. Из только что процитированного им ветхозаветного пророчества автор делает справедливый вывод, что ветхий завет — это нечто ветшающее и стареющее, и, значит, близкое к уничтожению. Ритуалы, все еще совершающиеся в соответствии с ним (стихи 4−5), являются духовным анахронизмом; в этот момент автор мог вспомнить пророчество Иисуса о разрушении Иерусалимского храма (Мф 24:1−2). Вероятно, пророчество это осуществилось вскоре после написания Послания к Евреям. И тогда гибель храма явилась драматическим подтверждением мыслей автора о ветхом завете.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [56] — См. Пс 109:1.
2 [57]Скиния. Шатер, служивший походным святилищем израильтянам во время их странствия по пустыне.
5 [58]Исх 25:40.
7 [59] — См. Исх 19:3-8; Втор 5.
8 [60] — Возможный перевод в ряде рукописей: нашел вину и сказал людям.
8 [61]Иер 31:31-34.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.