Иакова 2 глава

Послание Иакова
Новый русский перевод → Перевод Десницкого

 
 

Братья мои, имейте веру в Иисуса Христа, нашего славного Господа, не оказывая предпочтения одним людям перед другими.
 
Братья мои, если верите в славного Господа нашего Иисуса Христа — никого не выделяйте особо.

Допустим, что на ваше собрание[6] придет человек в богатой одежде и с золотым перстнем, и вслед за ним войдет другой, бедный и в грязной одежде.
 
Войдет в собрание ваше роскошно одетый человек с золотыми перстнями на пальцах, войдет и бедняк в грязной одежде.

Если вы взглянете на человека в богатой одежде и скажете ему: «Проходи, пожалуйста, садись здесь», а бедному скажете: «Постой там» или же: «Садись здесь, у моих ног»,
 
Взглянете вы на роскошно одетого и скажете: «тебе будет удобно присесть здесь», а бедняку скажете: «а ты постой» или «садись тут, мне под ноги».

то не проявляете ли вы несправедливость, становясь судьями с дурными мыслями?
 
И так вы вводите разделения в общине и решаете, исходя из дурных помыслов.

Послушайте, любимые мои братья, разве не избрал Бог тех, кто беден в этом мире, чтобы они были богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал всем, кто любит Его?
 
Послушайте, братья мои возлюбленные! Бог избрал тех, кто беден в этом мире, чтобы обогатить их верой и дать им в наследие царство — Он обещал это тем, кто Его любит.

А вы презираете бедного. Разве не богатые угнетают вас и таскают вас по судам?
 
А вы с презрением отнеслись к бедняку! Но разве не богатые угнетают вас и тянут в суды?

Разве не они оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
 
Не они ли оскорбляют доброе имя, которое вы носите?

Если вы действительно соблюдаете царский закон, как написано: «Люби ближнего твоего, как самого себя»[7], то поступаете правильно.
 
Если вы исполняете царский закон, который дан в Писании: «возлюби ближнего как самого себя», — то поступаете прекрасно.

Но если вы оказываете предпочтение одним людям перед другими, то грешите, и Закон обличает вас как преступников.
 
А если вы относитесь к людям с лицеприятием, то совершаете грех, и закон обличает ваше преступление.

Кто соблюдает весь Закон, но согрешит в чем-то одном, тот виновен во всем.
 
Ведь кто исполнил остальной закон, но что-то одно нарушил, оказался виновным в целом.

Тот, кто сказал: «Не нарушай супружескую верность»,[8] сказал и: «Не убивай».[9] Если ты не изменяешь в браке, но убиваешь, ты становишься нарушителем Закона.
 
Кто сказал «не блуди», сказал и «не убивай», и если ты не блудишь, но убиваешь, ты все равно преступник.

Говорите и поступайте как те, кому предстоит быть судимыми по Закону, несущему свободу.
 
Помните, что и за свои речи, и за поступки будете судимы по закону свободы.

Для тех, кто не проявляет милости, суд тоже будет без милости. Милость превыше суда!
 
Кто не проявил милости — того и судить будут без милости, а ведь милость превыше суда!

Братья мои, какая польза, если человек говорит, что имеет веру, но дел не имеет? Может ли такая вера спасти его?
 
Что пользы, братья мои, если кто говорит, будто имеет веру, но не подтверждает ее делами? Сможет ли такая вера его спасти?

Если брат или сестра без одежды и без пищи,
 
Допустим, брату или сестре недостает одежды и ежедневной пищи,

то какая польза будет в том, что кто-то из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и ешьте», не дав им того, в чем они нуждаются?
 
а кто-то из вас им скажет: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», а того, что нужно для жизни, вы им не дадите — какая от этого польза?

Так же и вера, если не имеет дел, сама по себе мертва.
 
Так и вера, не подтвержденная делами, сама по себе мертва.

Может, кто-то скажет: «У тебя есть вера, а у меня есть дела — покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах».
 
И тут кто-то скажет: у тебя есть вера, а у меня — дела. Как же ты покажешь мне свою веру, если она бездействует? А я покажу тебе свою веру своими делами.

Ты веришь, что Бог — един[10], и это хорошо. Но и демоны верят и трепещут от страха.
 
Ты веришь, что Бог Един? Прекрасно! Так веруют и бесы — но это лишь ужасает их.

Желаешь ли ты знать, неразумный человек, что вера без дел бесполезна[11]?
 
Показать ли тебе, пустой человек, что вера без дел ни на что не годна?

Не в результате ли дел наш праотец Авраам был оправдан, когда положил своего сына Исаака на жертвенник?
 
Как получил праведность праотец наш Авраам? По делам своим, когда готов был принести сына своего Исаака в жертву.

Ты видишь, что его вера и его дела были неразрывно связаны, и именно в делах его вера и получила совершенство.
 
Ты же видишь, что вера его проявлялась на деле, вера достигла совершенства в его поступках.

Так исполнились слова Писания: «Авраам поверил Богу, и это было вменено ему в праведность»,[12] и Авраам был назван другом Божьим[13].
 
Так и исполнилось сказанное в Писании: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность», и был он назван другом Божьим.

Вы сами видите, что человек получает оправдание по делам, а не только по вере.
 
Итак, вы видите, что человек признается праведным по своим делам, а не только по вере.

И разве не по делам была оправдана блудница Раав, когда приютила лазутчиков и послала их другим путем?[14]
 
Точно так же и блудница Раав была признана праведной по своим делам, когда приняла израильских разведчиков и тайно выпустила из города.

Так что, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.
 
Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [6] — Букв.: синагога. Здесь, вероятно, собрание верующих в Иисуса иудеев.
8 [7]Лев 19:18; см. также Мф 22:39; Мк 12:31; Гал 5:14.
11 [8]Исх 20:14; Втор 5:18.
11 [9]Исх 20:13; Втор 5:17.
19 [10] — См. Втор 6:4.
20 [11] — В некот. ранних рукописях: мертва.
23 [12]Быт 15:6.
23 [13] — См. 2Пар 20:7; Ис 41:8.
25 [14] — См. Нав 2:1−24; Нав 6:22-25.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.