1 Коринфянам 14 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Следуйте путем любви, стремитесь иметь духовные дары, особенно дар пророчества.
 
Держитеся любве: ревнуйте же духовным, паче же да пророчествуете.

Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, ведь его никто не понимает, он духом[62] говорит тайны.
 
Глаголяй бо языки, не человеком глаголет, но Богу: никтоже бо слышит, духом же глаголет тайны:

А тот, кто пророчествует, говорит людям для их назидания, ободрения и утешения.
 
пророчествуяй же, человеком глаголет созидание и утешение и утверждение.

Говорящий на незнакомом языке говорит в назидание себе, а пророчествующий говорит для назидания церкви.
 
Глаголяй (бо) языки себе зиждет, а пророчествуяй Церковь зиждет.

Я бы хотел, чтобы каждый из вас говорил на языках, но лучше, чтобы вы пророчествовали. Кто пророчествует, тот больше того, кто говорит на языках, разве что он будет и истолковывать свою речь, чтобы и церковь получала назидание.
 
Хощу же всех вас глаголати языки, паче же да прорицаете: болий бо пророчествуяй, нежели глаголяй языки, разве аще (кто) сказует, да Церковь созидание приемлет.

Братья, если я приду к вам и стану говорить на незнакомых языках, то какую пользу я принесу вам, если в моих словах не будет ни откровения, ни знания, ни пророчества, ни наставления?
 
Ныне же, братие, аще прииду к вам языки глаголя, кую вам пользу сотворю, аще вам не глаголю или во откровении, или в разуме, или в пророчествии, или в научении?

Возьмите, к примеру, даже безжизненные музыкальные инструменты: свирель или арфу. Как вы узнаете мелодию, если на них будут играть, не придавая значения тому, какие ноты звучат?
 
Обаче бездушная глас дающая, аще сопель, аще гусли, аще разнствия писканием не дадят, како разумно будет пискание или гудение?

Если труба не протрубит разборчиво определенный сигнал, то кто станет готовиться к сражению?
 
Ибо аще безвестен глас труба даст, кто уготовится на брань?

Также и у вас. Если вы не произносите языком членораздельные слова, то как человеку понять, о чем вы говорите? Вы будете бросать слова на ветер.
 
Тако и вы аще не благоразумно слово дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще.

В мире так много разных языков, но все они понятны тем, кто ими владеет.
 
Толицы убо, аще ключится, роди гласов суть в мире, и ни един их безгласен.

Если я не понимаю значения того, что мне говорят, то я чужеземец для говорящего, и говорящий — чужеземец для меня.
 
Аще убо не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник, и глаголющий мне иноязычник.

Также и вы. Вы хотите иметь духовные дары? Так стремитесь же иметь их в изобилии, но для назидания церкви.
 
Тако и вы, понеже ревнителе есте духовом, (яже) к созиданию Церкве просите, да избыточествуете.

Поэтому, кто говорит на незнакомом языке, пусть молится о даре истолкования.
 
Темже глаголяй языком да молится, да сказует.

Когда я молюсь на незнакомом языке, то мой дух молится, но ум не принимает в этом участия.
 
Аще бо молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть.

Так что же мне делать? Я буду молиться духом, но буду молиться и умом, я буду петь духом, но буду петь и умом.
 
Что убо есть? Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом.

Если ты благодаришь Бога духом, то как может несведущий человек сказать «аминь»? Ведь он не поймет, что ты говоришь!
 
Понеже аще благословиши духом, исполняяй место невежды како речет аминь, по твоему благодарению? Понеже не весть, что глаголеши.

Ты можешь хорошо благодарить Бога, но другому человеку это пользы не принесет.
 
Ты убо добре благодариши, но другий не созидается.

Я благодарен Богу, что говорю на языках больше всех вас.
 
Благодарю Бога моего, паче всех вас языки глаголя:

Но в церкви я лучше скажу пять понятных слов, которые послужат для наставления другим, чем десять тысяч слов на незнакомом языке.
 
но в Церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да и ины пользую, нежели тмы словес языком.

Братья, не будьте детьми по уму. В отношении ко злу будьте младенцами, а по уму будьте взрослыми.
 
Братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте.

В Законе написано: «Через людей, говорящих на чужих языках, через уста чужеземцев Я буду говорить этому народу, но они и тогда не послушают Меня, говорит Господь».[63]
 
В законе пишет: яко иными языки и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако послушают мене, глаголет Господь.

Таким образом, языки представляют собой знамение не для верующих, а для неверующих. Пророчество же — для верующих, а не для неверующих[64].
 
Темже языцы в знамение суть не верующым, но неверным: а пророчество не неверным, но верующым.

Поэтому, если вся церковь соберется, и все будут говорить на языках, и зайдут люди несведущие или неверующие, то не скажут ли они, что вы беснуетесь?
 
Аще убо снидется церковь вся вкупе, и вси языки глаголют, внидут же (и) неразумивии или невернии, не рекут ли, яко беснуетеся?

Но если зайдет неверующий или несведущий в то время, когда все пророчествуют, то он всеми будет обличаться в грехе и всеми будет судиться.
 
Аще же вси пророчествуют, внидет же некий неверен или невежда, обличается всеми, (и) истязуется от всех,

Все тайные помыслы его сердца станут явными, и он, павши ниц, поклонится Богу и воскликнет: «Среди вас действительно присутствует Бог!»
 
и сице тайная сердца его явлена бывают: и тако пад ниц поклонится Богови, возвещая, яко воистинну Бог с вами есть.

Что же, братья? Когда вы собираетесь вместе и у каждого из вас есть или псалом, или есть наставление, или откровение, или слово на языках, или толкование сказанного на языке, то пусть всё это будет для назидания церкви.
 
Что убо есть, братие? Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать, учение имать, язык имать откровение имать, сказание имать: вся (же) к созиданию да бывают.

Если кто-либо говорит на языке, то пусть говорят двое или самое большее трое, и притом по очереди, а один пусть истолковывает.
 
Аще языком кто глаголет, по двема, или множае по трием, и по части: и един да сказует.

Если же толкователя среди вас нет, тогда в церкви молчи, а говори лишь себе и Богу.
 
Аще ли не будет сказатель, да молчит в Церкви, себе же да глаголет и Богови.

И пророки пусть говорят двое или трое, а другие пусть рассуждают об услышанном.
 
Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают:

Если же кому-либо другому из присутствующих будет откровение, то пусть первый говорящий замолчит.
 
аще ли иному открыется седящу, первый да молчит.

Вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы все могли получить наставление и ободрение.
 
Можете бо вси по единому пророчествовати, да вси учатся и вси утешаются.

Пророки могут контролировать свой дух,
 
И дуси пророчестии пророком повинуются:

потому что Бог — Бог не беспорядка, а мира, как и во всех собраниях святых.
 
несть бо нестроения Бог, но мира, яко во всех церквах святых.

Женщины во время служений пусть молчат. Говорить им не позволяется[65], но пусть они будут в подчинении, как того требует и Закон[66].
 
Жены вашя в церквах да молчат: не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет.

Если они хотят что-либо узнать, то могут спросить об этом дома у своих мужей, потому что в церкви женщине говорить неприлично.
 
Аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают: срамно бо есть жене в Церкви глаголати.

Вы думаете, что слово Божье вышло впервые именно от вас или достигло лишь вас?
 
Или от вас слово Божие изыде? Или вас единых достиже?

Кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать, что всё, что я пишу вам, есть установление Самого Господа.
 
Аще кто мнится пророк быти или духовен, да разумеет, яже пишу вам, зане Господни суть заповеди?

Если же кто не признает этого, того и вы не признавайте.
 
аще ли кто не разумеет, да не разумевает.

Итак, братья, стремитесь к тому, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и на языках.
 
Темже, братие моя, ревнуйте еже пророчествовати, и еже глаголати языки не возбраняйте:

Но всё должно совершаться пристойно и соответствовать порядку.
 
вся же блгообразно и по чину да бывают.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [62] — Или: Духом. Здесь имеется в виду либо дух человека, либо Дух Божий.
21 [63] — См. Ис 28:11-12.
22 [64] — Говорение на языках не должно служить знаком духовности верующих. Скорее, языки — это знамение для неверующих, потому что (по мнению большинства толкователей) делают явной их отдаленность от Бога и обреченность на суд. А пророчество, наоборот, — для всего собрания верующих, потому что через него Бог очевидно работает в их среде (см. ст. 24-25).
34 [65] — Здесь говорится не о том, что женщины должны соблюдать полное молчание (ср. 1Кор 11:5, 13), но, возможно, что они не должны мешать ходу служения, задавая вопросы (см. ст. 35), либо имеется в виду то, что они не должны учить мужчин (см. 1Тим 2:11-12).
34 [66] — Не совсем ясно на какое конкретное место в Законе ссылается Павел, но, вероятно, имеется в виду то, что Бог изначально сотворил женщину помощницей мужчине (см. Быт 2:7, 21-22). Кроме того, последствия грехопадения лишь упрочили это положение (см. Быт 3:16). Ср. 1Тим 2:11-14.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.