Бытие 28 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Исаак позвал Иакова, благословил[146] его и дал ему такой наказ: «Не женись на хананеянке.
2 Немедленно отправляйся в Паддан-Арам[147], в дом Бетуила, отца твоей матери. Возьми там себе жену из дочерей Лавана, брата твоей матери.
3 Да благословит тебя Бог Всемогущий[148] и сделает тебя плодовитым и размножит тебя, чтобы от тебя произошло множество народов.
4 Да наделит Он тебя и твоих потомков благословением, данным Аврааму, чтобы ты приобрел во владение землю, на которой ты ныне живешь как пришелец; землю, которую Бог дал Аврааму».
5 Потом Исаак простился с Иаковом, и тот пошел в Паддан-Арам, к Лавану, сыну арамея Бетуила, брату Ревекки, матери Иакова и Исава.
6 Исав узнал, что Исаак благословил Иакова и послал его в Паддан-Арам, чтобы взять оттуда жену, и что он, благословляя, наказал ему: «Не женись на хананеянке»,
7 и что Иаков послушался отца и мать и пошел в Паддан-Арам.
8 Тогда Исав понял, как не по душе были хананеянки его отцу Исааку.
9 И он пошел к Измаилу и взял себе в жёны, помимо тех, которые у него уже были, Махалату, сестру Невайота, дочь Измаила, сына Авраама.
10 Иаков оставил Вирсавию и направился в Харран.
11 Дойдя до некоего места, он остановился на ночь, потому что солнце уже село. Он взял там один из камней, положил себе под голову и лег спать.
12 Ему приснился сон: он увидел лестницу, которая стояла на земле, а верхом достигала неба, и ангелы Бога поднимались и спускались по ней.
13 Над ней[149] стоял Господь и говорил:
— Я — Господь, Бог твоего отца Авраама и Бог Исаака; землю, на которой ты сейчас лежишь, Я дам тебе и твоим потомкам.
14 Твои потомки будут многочисленны, как земная пыль, и ты распространишься на запад и на восток, на север и на юг. Все народы на земле получат благословение через тебя и твое потомство.
15 Я с тобой и буду охранять тебя, куда бы ты ни пошел, и верну тебя в эту землю. Я не покину тебя и исполню всё, что обещал тебе.
16 Проснувшись, Иаков подумал: «Истинно, на этом месте Господь, а я и не знал».
17 Ему было страшно, и он сказал:
— Как устрашает это место! Не иначе как здесь дом Бога, и это — врата небес.
18 Иаков поднялся рано утром, взял камень, который он клал себе под голову, поставил его памятным знаком[150] и возлил на него масло.[151]
19 Он назвал это место «Вефиль»,[152] хотя вначале тот город назывался Луз.
20 Затем Иаков дал клятву, сказав:
— Если Бог будет со мной и сохранит меня в этом странствии, даст мне хлеба в пищу и одежду на плечи,
21 так что я вернусь и буду жить в мире в доме моего отца, и если Господь будет моим Богом,
22 то этот камень, который я поставил, будет памятным знаком, и будет здесь Божьим домом, и от всего, что Ты, Боже, даешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Новой Женевской Библии

28:1, 2 не бери себе жены... возьми себе жену. Оба этих повеления и запрет, и побуждение соответствуют аналогичным повелениям Авраама (24:2−4 и ком.).

28:2 в Месопотамию. См. 22:23; 25:20 и ком.

28:3 Бог же Всемогущий. См. ком. к 17:1. Это благословение является новым выражением завета с Авраамом (17:1−8).

множество народов. В 35:11 такое же выражение означает множество народов, произошедших от патриарха (17:6 и ком.).

28:4 наследовать землю. Это древнееврейское выражение напрямую связано со словом «изгнать», т.е. лишить права владения. Таким образом, здесь затрагивается тема священной войны с хананеями (15:16).

28:5 отпустил Исаак Иакова. После того как Авраам и Исаак получили благословение, они послушались Бога (12:1−4; 26:2−6). Однако, благословив Иакова, Исаак отсылает его прочь из обетованной земли.

28:6 Исав увидел. Исавом движет чувство соперничества, а не послушание Богу.

28:8 не угодны ... отцу его. Своим путешествием Исав старается подражать Иакову, однако Измаил, к которому пришел Исав, был отвергнутым сыном Авраама по плоти.

28:9 сверх других жен своих. См. 31:50 и ком.

28:10−22 Господь являлся Иакову и давал ему обетования в критические моменты его жизни: во время его бегства из обетованной земли (28:10−22), перед встречей с Исавом, когда он возвращался обратно (32:1−2, 22−32), а также перед лицом угрозы, исходившей от сыновей Лавана (31:1−3) и хананеев (35:1−15). Данное откровение предваряет события, изложенные в гл. 29 31, а откровение, записанное в 32:1−2 (ком.), служит завершением этих событий.

28:11 пришел. В 32:1 это же слово переводится как «встретил»; оно связывает между собой эти два события.

на одно место. Здесь в еврейском тексте использован определенный артикль следовательно, речь идет о хорошо известном месте. Таким местом, которое ассоциируется с молитвой и служением Богу, может быть только гора Мориа.

положил... изголовьем. Это же древнееврейское выражение переводится как «у изголовья его» в 1Цар 26:7; возможно, этот камень послужил своеобразным прикрытием для его головы. Так обыкновенный камень был превращен в святилище.

28:12 Общий смысл сна Иакова очевиден: между духовным и материальным миром, образами которых являются небо и земля, существует неразрывная связь.

лестница. Символический образ этой связи.

Ангелы Божии. Это древнееврейское выражение встречается еще раз в 32:1. Ангелы выступают в роли стражей (3:24), вестников (18:2) и защитников (гл. 19). См. статью «Ангелы».

восходят и нисходят. Их действия свидетельствуют о том, что эта земля, заменив собой Эдемский сад, стала именно тем местом, которое связало небо и землю. Вефиль, врата Божии, указывают на Иисуса Христа (Ин 1:47−51), Который дает «доступ к Отцу в одном Духе» (Еф 2:18), является единственным «посредником между Богом и человеками» (1Тим 2:5) и посылает Своих ангелов «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1:14).

28:13 стоит на ней. Другой возможный вариант перевода: «стоит над ним». Этот же предлог используется при описании повторного явления Бога Иакову в Вефиле: «И восшел от него с места, на котором говорил ему» (35:13). Бог стоял не на лестнице, а над спящим Иаковом. Отметим также ответ Иакова: «Истинно Господь присутствует на месте сем». Нафанаил увидит, как ангелы восходят и нисходят к Сыну Человеческому (Ин 1:50−51).

Я Господь, Бог Авраама, отца твоего. См. 27:20 и ком. Здесь говорится о связи Иакова с Авраамом, чтобы подчеркнуть, что благословения, данные Аврааму, перешли к Иакову.

Я дам тебе. Господь подтверждает Свои обетования каждому потомку Авраама.

потомству. Используемое здесь древнееврейское слово переводится и как «семя» (ст. 14; 12:3, 7; 13:15 и ком.).

на которой ты лежишь. Бог связывает Свое обетование с конкретной ситуацией, в которой находится Иаков.

28:14 распространишься. Еще одно дополнение к сказанному в 13:16. Древнееврейское слово, употребленное здесь, означает «распространяться, как огонь», «распространяться с разрушительной силой» и подразумевает священную войну.

благословятся в тебе. См. 12:3; 18:18; 22:18; 27:27.

28:15 Я с тобою. См. 26:3 и ком.; Исх 3:12; Пс 22; 45; Евр 13:5. Три обетования в этом стихе относятся к жизни самого Иакова.

Я не оставлю тебя. Языческие божества, как правило, были связаны с теми или иными землями. Бог же пребудет с Иаковом и вне пределов обетованной земли.

доколе не исполню. Сказанное здесь не означает, что обетование изменится после своего исполнения. Имеется в виду только то, что данное обетование будет исполнено.

28:16 Господь присутствует на месте сем. См. ком. к ст. 13.

28:17 убоялся. Точнее: «ощутил трепет».

28:18 памятником. Этот камень одновременно является и свидетелем (31:45−59), и памятником, привлекающим внимание к этому месту и свидетельствующим о его значимости.

возлил елей. Таким образом он посвятил этот камень Богу (Исх 30:25−29).

28:19 нарек имя месту тому. Та же фраза встречается и в 32:2, связывая оба момента.

28:20−22 Это самый длинный обет в ВЗ.

28:22 я дам Тебе десятую часть. См. 14:20.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [146] — Или: приветствовал.
2 [147] — То есть в северо-западную Месопотамию; так же в других местах этой книги.
3 [148] — Евр. Эль-Шадда́й.
13 [149] — Или: « Рядом с ним…»
18 [150] — Это каменный столб или стела. Такие памятники часто устанавливались рядом с древними ближневосточными святилищами (см. Нав 24:26).
18 [151] — Обряд освящения.
19 [152]Вефиль означает: дом Бога.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.